Почему долго прогревается или наоборот - почему кипит - ответ прост - ситсема охлаждения и её составные компоненты. Точнее исправность системы, своевременная замена охлаждающей жидкости, чистка (продувка) радиаторов кондиционера и системы охлаждения, диагностика и в случае необходимости - замена термостатов, датчиков включения вентиляторов(приводов вентилятора) ну и реле и предохранители.
Дальше чисто теория и моё личное видение.
Теперь более подробно - существует несколько видов термостатов, которые имеют разные температурные пороги срабатывания, на практике это может выглядеть следующим образом (приведу условно цифры срабатывания) - вы завели двигатель в системе охлаждения которого установлен термостат с порогом срабатывания на больший контур допустим - 60*С, двигатель довольно быстро прогрелся до 60 градусов а дальше переключил охлаждающюю жидкость по большему кругу, вы уже начали движение со включенной системой кондиционирования - на прогрев по максимуму, при этом на улице к примеру мороз -10*С. и вот как только термостат сработал на большой круг и стал гонять жидкость по большему кругу то соответственно и площадь термоотдачи жидкости возросла и потребителей тепла на какой-то период стало больше, теперь охлаждающая жидкость пошла не только по блоку двигателя но и в радиатор (тот же радиатор которой до сих пор имел отрицательную температуру. начнют на себя брать тепло, щланги и т.д.) в результате при движении можно наблюдать падение температуры на приборах и падение температуры поступающего воздуха в салон, (хоть и кратковременное т.к. если стоит климат контроль - то он через время автоматом отрегулирует заслонки и все прочее) а после если продолжаем движение - можно опять же наблюдать, что при езде со скоростью 90- 110км/ч - температура всеравно даже спустя полчаса не подымается выше 60*С. Именно таое я наблюдал у себя на 2 лтр. двигателе за последние пару недель.
+ данного термостата в следующем - при эксплуатации летом или при повышенных температурах он практически сразу отправляет охлаждающую жидкость по большему кругу и возможности закипеть становится меньше (хотя это целый комплекс взаимосвязанных неисправностей).
Если термостат имеет более высокую температуру срабатывания к примеру + 90*С - то соответственно машина прогревается до необходимой температуры дольше, зато имеем более стабильный уровень температурного режима и в салоне и в двигателе.
Следующее - своевременная замена охлаждающей жидкости. Несмотря на режим эксплуатации рекомендуется замена жидкости раз в два года. Связанно это со следующими причинами - за этот период антикоррозионные присадки которые содержатся в охлаждающей жидкости начинают терять или теряют свои свойства, соответственно процессы коррози происходящие в двигателе начинают проходить более интенсивно.(они и так проходят. только в более медленном режиме так сказать). Значит продукты коррозии попадают в жидкость и со временем начинают забивать охлаждающую систему - соты радиатора, отлаживатся в коленах или изгибах, тонких местах и т.д. - результат - падение теплоотдачи системы охлаждения из-за более слабого протока жикости и соответсвенно более меньшего теплообмена. Псоледствия - повышенная нагрузка на помпу, прочие узлы и агрегаты ситсемы охлаждения - ну и возможность закипеть.
Также жидкость рекомендованно менять и по другой причине - со временем она так-же теряет свою плотность. А значит её характеристики по теплоотдаче и теплообмену падают, пороги кипения и замерзания значительно смещаются и не в лучшую сторону. Например вентилятор у вас сработает при достижении 105*С а жидкость старая и к тому моменту она уже давно будет кипеть ( вместо положенных 110*С она будет уже закипать при 100*С) а вы иметь поведённую головку цилиндров или какие другие головняки. Другой - замерзание жидкости - до -40*С а на практике - имеете всего -20*С, уверенно садитесть, заводите при минус 25 и верите что у вас жидкость а не лёд в системе охлаждения. - Вариантов дофига - начиная от малого - поломка помпы - ну и тьфу 3 раза - возможно разрывом болка двигателя. Проблем - мама негорюй.
Своевременная очистка радиатора кондиционера - а он стоит перед радиатором системы охлаждения двигателя - также немаловажный фактор - при повышенной загрязнённости первого радиатора (грязь, пыль, листик, пух, и т.д.) - соответственно поток воздуха ко второму(радиатору охлаждения двигателя) будет значительно меньше, а значит и колчество тепла которое воздух может забрать с собой от радиатора охлаждения двигателя будет также меньше. Кроме того сама система кондиционирования воздуха будет работать не так эффективно и при больших нагрузках.
Своевременная очистка самого радиатора охлаждения двигателя - так-же важна. Тополинный пух
, пыль, грязь в сырую и сухую погоду, всё это не есть хорошо, со временем это накапливается, забивает и засоряет и т.д. И в конечном итоге отрицательно сказывается как на работе радиатора, так и на всей ситсеме охлаждения в целом.
Правильность и исправность работы электрических составляющих (реле, датчики температуры, электромуфты приводов, предохранители, элетродвигателя вентиляторов охлаждения и т.д.) так-же немаловажная составляющая. Многие думаю представляют последствия с нерабочим датчиком тепературы жидкости ( запоздалое включения вентилятора охлаждения) или двигателем вентилятора ( полное отсутствие принудительного охлаждения радиатора), или с перегоревшим предохранителем и т.д.. Своевременная диагностика и если что-то уже сломалось - крайне быстрый ремонт - помогут избежать больших затрат и неприятностей.
Ну и конечно проверка и контроль уровня охлаждающей жидкости.
Ещё добавлю из личного опыта - где-то после 100000км пробега пришлось менять радиатор кондиционера. Вопервых - если заглянуть пониже и посмотреть на сам радиатор - то даже на почти новых машинах после небольшого пробега можно увидеть следы от камушков в виде загнутых и завальцованных сот радиатора, особенно в его нижней части, а иногда и отрыв самих сот. Из-за этого как раз у меня и начал грется двигатель. Точнее не только из- за этого - он был и завальцован и забит грязью и соответственно не пропускал необходимое количество воздуха к радиатору охлаждения двигателя, и в конечном итоге летом это стало сказыватся, поммогло выключение кондишина, более спокойным темпом посещение сразу дилера, ну и замена самого радиатора. Так же поставил сетку в бампер. Реально работает и спасает - по ней бедной видно, скоро буду менять.
Также установка теплоизоляции капота ( у меня с завода не было - машина жены) - после установки стал быстрей прогреватся в зимний период, не так чтоб сильно быстрей - но заметно. Так-же не так быстро охлаждатся, ну и шум от двигателя как-то сместился, не то чтоб очень, просто стал другим и более приглушённым.
Весь это "Эпос" к чему - прочитав выше высказывания типа - моя кипит а моя некипит - решил написать своё видение данного вопроса. На мой взгляд это целый комплекс взаимосвязанных вещей - скажем так. И постарался (как мог) доступным языком описать возможные теоретические и практические причины, и методы устранения, если двигатель вашего авто греется или наоборот непрогревается.