Отрегулировал себе клапана, итак представляю отчет:
Проверку зазоров клапанов на Фокусе рекомендуется проводить уже после 100 тыс. км пробега (а кто ездит на газе, то рекомендую эту операцию проводить каждые 20 тыс. км пробега). Регулировка производится путем подбора и заменой толкателей клапанов различного размера.
Засада заключается в том, что заказть нужные размеры толкателей можно только после того как станут известны размеры текущих установленных толкателей, а для этого придется снимать распредвалы.
Уменьшенный зазор клапанов грозит прогоранию клапанов, а увеличенный зазор повышенному шуму работы двигателя. Зазор выходящий за допуски часто является причиной повышенного расхода топлива. Чтобы убедиться требуется ли регулировка зазора клапанов, необходимо его измерить.
Измерение зазоров клапановЭту операцию произведут без особого риска в любом гаражном сервисе, но если решитесь сделать ее самостоятельно, то также в работе ничего сложного нет, а специнструмент не требуется, единственное, рекомендую запастись нормальным набором измерительных щупов, обычные жигулевские с шагом 0,05 мм не подойдут, необходим набор повышенной точности, так называемый, набор №2, в нем идут пластины с толщиной от 0,02 мм с шагом, 0,01 мм до 0,1 мм, а дальше через каждые 0,05 мм. Т.е. с помощью двух пластин этого набора можно измерить зазор с точностью 0,01 мм в необходимых нам диапазонах, а именно впускных клапанов 0,20 +/-3 мм, выпускных 0,34 мм +/- 3 мм.
Но идеальным вариантом щупов мне видится вот этот:
Арт. №411008 Щупы Vogel из спецстали конические в наборах
http://www.wikselen.ru/shop/shablonyshupy-schup...cache=Yтам щупы идут с шагом 0,02 мм и их не надо складывать 2 вместе, что дает больше удобства и меньшую погрешность при измерении. Но по нему срок поставки составлял 2 месяца на этом сайте
Замер необходимо производить на остывшем двигателе при температуре окружающего воздуха 20 гр. С (т.к. у меня таких идеальных условий не было (было +2 гр.), то вышел из положения прогрев двигатель до 25 гр. и после этого начал замерять). Описание как это делать описано в любой литературе по ремонту.
Что дальше или варианты действий если зазор не в допускеИтак, если измеренный зазор не в допуске, то возможны следующие варианты действий:
1. Не регулировать, ездить так пока не продастся машина. Этот вариант имеет право на существование, если зазоры увеличены, то кроме повышенного шума и некоторого снижения мощности, это нечем не грозит, а вот если зазор уменьшен, то лучше не рисковать.
2. Ехать на сервис, но не на любой, а который знаком с устройством ГРМ на Фокусе и отдавать его на милость мастерам, лишившись машины от 3х дней до 1 недели т.к. придется ждать необходимые толкатели с новыми размерами. Если же это будут официалы, то возможно ждать и не придется. И конечно, в зависимости от жадности сервиса, придется лишиться некоторой суммы наличности. (Объективно регулировка зазоров проще замены ремня ГРМ и я бы большие деньги за нее не брал).
3. Регулировать самостоятельно. Здесь возможны 2 подварианта:
3.1 Разбирать, смотреть номера толкателей, собирать, заказывать, кататься, ждать и снова разбирать, менять, собирать, кататься.
3.2 Разбирать, смотреть номера толкателей, заказывать, ждать, собирать, кататься.
Кто выбрал варианты 1 или 2 дальше могут не читать, пишу для тех кто решится это делать самостоятельно. Т.к. в последние время сроки поставки толкателей существенно сократились, до 1-3 дней, то вариант 3.2 считаю более предпочтительным, да и трудоемкость даже по тексту в 2 раза меньше
. Т.к. регулировка клапанов на Фокусе по операциям на 70% схожа с заменой ремня ГРМ, то по желанию можно совместить эти 2 операции, как сделал я. Здесь же описывать саму замену ГРМ не буду т.к. уже много достаточно хороших отчетов, сосредоточусь только на регулировке.
Самостоятельная регулировкаТребующиеся инструменты те же, что и при замене ГРМ, за исключением вышеупомянутого набора щупов:
1. Болт фиксатора коленвала в ВМТ. У кого его нет, то не беда, он изготавливается из стандартного болта М10*1,5 за 5 минут на точиле. (Размеры ранее выкладывались, с длиной хоть и не сошлись окончательной, но я сделал, среднею 38,6 мм).
2. Пластина фиксации распредвалов толщиной 5мм (Я отрезал кусок уголка 50*50*5, идеально подошел, рекомендую).
3. Приспособа фиксации шестерен распредвалов (мое Ноу-хау), стандартного такого инструмента нет, а очень зря. Ниже будет фото.
4. Новые болты крепления шестерен распредвалов 2 шт.
5. Прокладка клапанной крышки (опционально, я два раза откручивал не менял, масло не течет).
Поехали:
- Снимаем кожух защиты ремня ГРМ, клапанную крышку. Если планируется регулировать впускные клапана (или менять ГРМ), то придется еще снять правую опору ДВС, генератор, а затем алюминиевый кожух прикрывающий шестерню впускного распредвала, иначе не снять впускной распредвал.
2. С помощью фиксатора коленвала, выставляем поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия (кулачки первого цилиндра распредвалов повернуты вверх и чуть к друг-другу). Также в этом положении фиксирующая пластина 5 мм должна вставиться в прорези распредвалов. (Все как при замене ГРМ)
3. Ослабляем ремень ГРМ сняв натяжной ролик, и откручиваем шкивы распредвалов. При этом в качестве фиксаторов валов использовать торцевую пластину нельзя, в противном случае есть риск обломить ушки. Фиксировать вал можно стандартным фиксатором шестерен, а если его нет, то можно воспользоваться каким-либо штырем просунутым в прорезь шестерни поворотом которого можно ее удержать от проворачивания.
4. После снятия шестерен необходимо открутить шейки распредвалов с обязательным запоминанием их положения, чтобы не попутать при обратной сборке. Далее снять распредвалы и при помощи магнита или щипцов вынуть толкатели клапанов по которым «ушли» зазоры, переписать их размер написанный с внутренней стороны.
5. Заказать новые толкатели с размерами компенсирующими зазор. И ждать, а можно, еще попробовать и не ждать, а подшлифовать старые толкатели до нужного размера, но это если у вас уменьшенный зазор, или «поиграть в пятнашки» с толкателями, может получится подобрать нужные размеры из существующих.
6. Установить новые толкатели в свои места и поставить распредвалы обратно. Здесь внимательно (!) ставить в том же положении, что и при съеме, т.е. кулачками первого цилиндра повернутыми вверх и немного друг на друга. Только в этом положении встанет фиксирующая планка. При закручивании шеек распредвала не забыть смазать основание первой шейки (что у шестерни) герметиком.
Кстати, у меня случилась небольшая засада, в коробке из под толкателя размером 3,075 мм, лежал толкатель 3,025, мм, вот такую мне свинью подложили упаковщики. Не беда, конечно, теперь у меня на одном клапане вместо планируемого зазора в 0,33 мм - 0,355 мм.
7. Теперь, когда коленвал зафиксирован болтом, а с торца распредвалов установлена планка, необходимо прикрутить шестерни (новыми болтами), но не затягивая их пока до конца, шестерни должны свободно вращаться на валах. Одеть на них ремень ГРМ и поставить ролик натяжения. В этом положении для окончательной затяжки шестерен, их необходимо зафиксировать, повторюсь, что использовать для этого фиксирующую планку нельзя, а шестигранник на валах также использовать не получится, (как указано в некоторых руководствах). Использование универсального держателя шестерен на мой взгляд так же не является хорошим решением, т.к. удержать его жестко в одном положении будет очень сложно всю нагрузку от проворачивания будет воспринимать на себе ремень ГРМ, если болт фиксатор коленвала не убирать, а если убрать, то не факт, что получится произвести затяжку не сбив угол. Для решения этой проблемы и предназначено мое Ноу-хау, представляющее собой две пластины (в конкретном случае использовались 2 уголка для большей жесткости) стянутых между собой болтами, которые мертвой хваткой фиксируют шестерни от проворачивания. Затянуть болты требуемым моментом.
С помощь этого приспособления легко производится затяжка шестерен без какого либо риска сбить углы ГРМ. Так же данный способ фиксации распредвалов советую использовать и при замене замене ремня ГРМ.
8. Снимаем все фиксаторы проворачиваем коленвал по часовой стрелке, убеждаемся, что ничего не мешает вращение идет свободно, все собираем обратно, заводим и радуемся проделанной работе и более тихой работе двигателя.
После регулировки двигатель работает чуть тише, может мягче, а может кажется. Но то, что сейчас выставлены номинальные зазоры греет душу.
БлагодарностиВ конце хочу выразить благадарность моему отцу за его помощь, терпение, инженерную смекалку и ответственность, а также за силушку его богатырскую (на раз срывающую болты коленвала), а также за изготовление всех требующихся приспособ.
x