Починили сегодня мой генератор на 120А, как и предполагалось, замена подковы. С работой обошлось 60$. Пообещали, что поставили оригинальную Denso 120А. Иные варианты пришлось бы ждать, чего очень не хотелось. Жаль что погода не позволила выполнить работы самостоятельно.
Пока длилась вся эта волокита, я немного прошерстил форумную тему. Задел меня момент с перемычками на 12-ти диодных подковах и захотелось разобраться.
1. обе схемы (6 и 12 диодов без перемычек) полноценно рабочие и расписаны в
Википедии Там обозваны: «треугольник-Ларионова» и «три полных моста параллельно».
2. Там же приводится их сравнение и делается вывод, что схемы по своей сути идентичные и почти одинаковые по параметрам. За исключением:
а) 12 диодов имеют немного ниже КПД на малых нагрузках. Для авто-гены, думаю, это не важно.
б) 12 диодов требуют большего количества проводов. Тоже не важно, т.к. монтаж без удаления от обмоток.
в) 12 диодов выгоднее, т.к. необходимый ток можно набрать диодами меньшей мощности и легче отвести с них тепло.
г) 12 диодов надежнее, т.к. обрыв одного или нескольких диодов меньше сказывается на порете мощности выпрямителя в целом.
Т.е. получается перемычки не такие уж и обязательные, даже наоборот.
А что же происходит если мы перемычками превращаем 12 диодов в 6? Дальше моё ИМХО.
а) КПД на малых нагрузках выше. Но нам это не важно, не на педальной тяге работаем.
б) количество точек пайки такое же
в) Уже интереснее. Что лучше: один мощный, два слабых в параллель или два слабых но работающих по очереди? В оригинальной 6-ти диодной схеме стоят мощные диоды. В подкове "на 12" диоды послабее но перемычками мы их попарно соединяем в попытке просуммировать ток. Но на самом деле ток между диодами не делится ровно пополам и из-за разброса параметров, температур и деградации. Он может поделиться с большим перекосом и перегрузом одного из спаренных диодов. Ожидаемого прироста мощности можно и не получить. Если перемычки не ставить то ток между диодами уже делится не за счёт их параллельного соединения, а за счёт работы в разные периоды времени. Так схема получается идеально сбалансированной и каждый из диодов может выдать свой номинальный средний ток, не смотря на разброс параметров. Допустимый ток подковы "на 12 без перемычек" будет выше.
г) надежность... так ли часты обрывы диодов? Мне кажется, в основном они пробиваются и генератор перестаёт выдавать достаточное напряжение. Почему-то кажется, что выгорание (обрыв) после пробоя мощного диода маловероятен так же как и параллельных диодов с схеме с перемычками. Они просто останутся пробитыми и просадят генератор. А вот выгорание одиночного более слабого диода в схеме "12 без перемычек" более правдоподобен. И за счёт некоторой избыточности схемы генератор продолжит работать хоть и не на полную мощность. В сервис доехать без проблем.
Набросал небольшую упрощенную симуляцию работы 12-ти и 6-ти диодного выпрямителя с целью посмотреть на уровни и длительностей протекания токов через диоды.
Желтый график это то что видит реле-регулятор на обмотке одной из фаз. Форма ему без разницы, он лишь определяет частоту сигнала для понимания завелся ли двигатель и можно ли включать возбуждение якоря.
Остальные цвета это ток через диоды, (в 12-ти диодном варианте) должно быть 6 аналогичных осциллограмм, но хватит и этого.
Видно, что в схеме "на 12" диоды работают более короткими импульсами и по очереди.
Столкнувшись с выбором, я б не ставил перемычки, какой-то выгоды в них я не нашел.
Всё вышесказанное относится к гене 120А с 3-я обмотками треугольником.