SeregaMIHA:
|
Сегодня не выдержал, опять раскрутил, снял лист и добавил еще динамиков, стало еще чуть получше. Лиж бы они не сгорели там внутри, когда я буду накручивать громкость. Контролировать я их не смогу визуально и по запаху))) Ну больше туда не уместится ничего. Уже достаточно нормально слышно через металл.
|
Дружище, смею тебя огорчить, но твои опыты ни к чему не приведут. И вот почему:
Вот таблица зависимости длины волны от частоты звука:
, частота
, см - длина волны
Гц кГц в воздухе в воде в стали
20 1700 7250 25000
50 680 2900 10000
100 340 1450 5000
200 170 725 2500
1 34 145 500
5 6,8 29 100
10 3,4 14,5 50
20 1,7 7,3 25
50 0,7 2,9 10
100 0,34 1,5 5
300 - 0,5 1,7
500 - 0,3 1
1000 - 0,15 0,5
Из нее мы видим, что чем ниже частота, тем больше длина волны. Для того, чтобы отразить и поглотить звуковую волну нам нужно сделать препятствие на пути движения последней размером равным или большим, чем поглощаемая волна. Следовательно, для поглощения, допустим, звука частотой 100 герц (длина волны 340 см или 3,4 метра) нужно сделать звукоотражающий экран больше 3,5 метров. И, как мы понимаем, сделать это в авто не реально. Я уже не говорю про частоты ниже 100 Гц, там длины волн возрастаю в геометрической прогрессии - смотри таблицу. А наш гул, как раз и является звуками, частоты которых лежат в области низких частот, ниже 200 герц.
Идем далее, динамики, которые ты используешь без акустического оформления(попросту без предварительно рассчитанного ящика) не способны проиграть звук ниже 200 герц. Они, конечно стараются что-то выдать, но уровень звукового давления на этих частотах по отношению к средним частотам лежат в пределах -15 -20 Дб. Короче говоря, с помощью своего ящика ты сможешь эффективно исследовать свойства поглощения материалов на средних и высоких частотах, не более. А ведь. поглощать и звукоизолировать средне-высокочастоный диапазон научились уже давно и с этим "почти" хорошо справляется штатная и дополнительная шумка.
Далее:
Как рождается гул в авто? Колесо авто катится по зернистому асфальту(подобно игле звукоснимателя по грампластинке в борозде) и передает через подвеску на кузов колебания -вибрации(через узлы крепления элементов подвески. Даже большие и мягкие сайленблоки передают вибрацию, но лишь в меньшей степени чем более жесткие, следовательно полностью блокировать вибрации методом применения мягких сайлентов не возожно в принципе. Возможно лишь ослабить их влияние в какой-то степени). Далее колеблется уже весть кузов. Но! Низкочастотный шум(звук) рождают большие, именно большие не укрепленные в нужной степени листы металла кузова, а именно пол - словно мембрана динамика. Мы ведь знаем, что чем больше размер динамика (диаметр его мембраны) тем эффективнее он способен работать в более низкочастотном диапазоне частот. И, как у динамика, у кузова авто есть своя резонансная частота( можно сказать больше, имеется несколько резонансных частот, ярко выраженных пиков. Именно они, так раздражающее действуют на нашу психику через слух, вызывая дискомфорт) ,на которой происходит усиление определенных частот. И резонанс этот, лежит в диапазонах от 50 и до 200 примерно герц у различных автомобилей, в зависимости от конструкции, размеров и применяемых материалов. А что мы все делаем, стараясь побороть надоедливый гул - клеим десятки килограммов виброизоляции на тонкий металл, заставляя последний еще более эффективно излучать низкочастотный шум. То есть, по-сути, еще более понижаем резонансную частоту излучателей-панелей пола. А потом жалуемся на то, что гул остался на прежнем уровне или усилился , ссылаясь на то, что заглушили высокочастотный диапазон и на фоне его отсутствия стал более слышен гул. На самом деле, из-за увеличенной массы панель пола стала излучать еще с большей амплитудой и на более низкой частоте. Все по-аналогии с динамиком.Фактически вы сидите на очень эффективном динамике с резонансной частотой ниже 100 герц и хотите "фуфайкой" укрыться от волны размером 17 метров. Это не возможно!!!
На сегодня есть два метода борьбы с гулом:
1. Пассивный - резонанс можно двигать в сторону более высоких частот, увеличивая жесткость кузова и его панелей и потом уже "классическим" методом поглощать и экранировать относительно коротковолновые излучения, с помощью суммы волокнистых и плотных материал в качестве "ловушки" с последующим рассеиванием в тепло и механические потери. Можно постараться сдвинуть резонанс и в сторону неслышимых инфранизких частот, но тогда масса авто будет катастрофически огромной. Да и влияние этих частот на организм очень пагубно. РЕЦЕПТ: попробуйте отодрать свои килограммы вибры. Хорошо обезжирить. Взять что-то подобное "Клей Sikadur®-31 CF Normal " или другой конструкционный клей с высокой прочностью + стеклоткань и этой "гремучей
" смесью укрепить листы пола.Еще лучше будет эффект, если вы приклеите дополнительно парочку усилителей пола из металла.Далее, после полного высыхания используете войлок с мембраной, в качестве поглощающего и звукоизолирующего слоев. Эффект ощутите сразу и немедленно в изменении характера и интенсивности гула! Метод достаточно низко эффективный. Но показателен, в отличие от «классики жанра – сплен+вибра»
2. Активный - метод когда в противофазе подается точно такая же волна и той же амплитуды(громкости), в результате чего происходит суммирование с полным поглощением обеих волн. Самый эффективный метод в борьбе с низкими частотами. Именно такая система применяется в роллс-ройсе, там на днище стоят сабвуферы, работающие в противофазе с основными колебаниями. Именно поэтому этот автомобиль считается бесшумным в движении. Вот ссылка
https://www.youtube.com/watch?v=zFr3x69fwX4Также, еще очень эффективен метод применение механических демпферов , которые представляют собой по-сути режекторные фильтры ( вырезают определенный узкий диапазон частот, на которые они настроены). У них один недостаток, они не способны работать в широком диапазоне частот(колебаний), следовательно эффективность средняя и избирательная!
P.S.
Катался на многих автомобилях разной ценовой категории и классов,где подвески совершенно разной конструкции и исполнения. Везде присутствует низкочастотный гул.Разница лишь в разной амплитуде(громкости) и частоте, потому что никакая шумка не в состоянии справиться с низкочастотными шумами в полной мере. С уважением!