yolkin:
|
shatrukov Вспоминаем формулу расчёта собственной частоты колебаний тела где D- жёсткость,Н/м, м-масса тела. Чтобы изменить частоту колебаний, скажем, подрамника в два раза, нужно прицепить к нему железку массой в три раза большей, если не ошибаюсь. К чему нам такие адские увеличения весов? Поэтому демпферы с подвесом намного эффективнее и массу так сильно не увеличивают. |
Не совсем та формула.. эта формула получена из модели колебаний абсолютно жесткого тела на упругом подвесе.
Колебания упругих тел описываются несколько другими моделями (кто изучал матфизику, помогайте вспомнить, колебания упругих стержней, колебания мембраны) и в общем случае аналитически достаточно сложно получить решения для собственных частот колебаний тела.
Моторный щит, скажем, можно рассматривать как мембрану. собственные частоты мембраны можно найти
Здесь. Они зависят в том числе и от размеров тела. Не знаю куда в этой книге подевалась масса, мы когда это изучали, она вроде была.
Частоты колебаний упругих тел описываются опять всякими сложными уравнениями, туда опять входят параметры формы и размера, а так же тот самый корень, как в приведенном выше уравнении, но под корнем модуль жесткости, поделенный на плотность. И то и то - параметры материала. К слову, лишь использовав в составе подрамника (рычагов, пружин) т.н. сплав с высоким демпфированием, можно свести на нет передачу вибраций этой деталью, и виброразвязка произойдет сама собой.
Я не уверен, но мне кажется именно здесь кроется разница в "звучании" с автомобилем на алюминиевых рычагах (так же как я и не уверен является ли используемый в них сплав высокодемпфирующим).
Вернемся же к гашению колебаний. В простейшем приближении АЧХ колебаний некоторого тела выглядит так:
Частота с наибольшей амплитудой = собственная частота. Приладив к этому телу демпфер с собственной частотой (вычисляется по формуле, приведенной
yolkin) равной собственной частоте тела, получим АЧХ колебаний системы тел такого вида:
. и на бывшей собственной частоте получаем ноль амплитуды. полное гашение колебаний. Хотя, конечно, в реальной жизни все "немного" сложнее.
Как вы можете видеть - в результате гашения получается два новых пика амплитуды (наверняка именно это проявляется, когда говорят, что гул если не стал тише, то стал другой частоты, менее раздражающей и т.д.)
Так вот расстояние между этими пиками, если я правильно помню, зависит уже от соотношения масс тела и демпфера.
У меня все это есть, как ремонт доделаю - найду, уточню что и от чего там зависит.
Короче к чему я: если кто сможет достать ту штуку, которая скажет нам, где же он, великий и ужасный резонанс - тогда мы попробуем сконструировать такой демпфер, который сдвинет этот резонанс к черту на куличики, откуда нас уже не достать.
Простите за много букв.