Привет, фордоводы. Просмотрел всю ветку, похоже, моя история траблов стартера тянет на самую заковыристую. Поэтому дальше будет много букавок.
Итак: FF2, 2012, из салона, 1,6 л, 115 л.с., МКП, на сегодня на одометре менее 70 тк, езжу не часто, особенно последние годы.
Зима 2017, за бортом -27С. Утром пытаюсь запустить двиг, щелчок промежуточного реле под капотом, и... тишина. Раньше, в такую же температуру, и даже до -36С никаких проблем небыло. Проверяю аккум, он полностью заряжен. Просадки при включении стартера нет. Лампы ближнего и дальнего полыхают в полный накал. Скачу на работу пешком. На следующее утро тоже самое. Через неделю "отпустило" до -15С, двиг запустился с первого тычка. До конца зимы глюк не повторялся. Весна-лето-осень все без проблем. Естественно, забыл про тот случай, и ничего не делал со стартером.
Конец зимы, начало весны 2018. Уже неделю за бортом -24С. Неожиданно старый глюк повторяется, и стартер не хочет запускать мотор. Вчера все было ОК. Приспичило, и нужно срочно ехать. На галстуке запускаюсь с полоборота, и день катаюсь в свое удовольствие. На утро все повторяется. Беда...
Как только немного потеплело, болячка проходит сама собой, и двиг запускается при любой температуре до -19С. Как только чуть-чуть похолодало (до -21С), те же брыки.
Начинаю чесать репу. Проверил всю электросхему запуска: аккум-ключ-предохранитель-промежуточное_реле-реле_стартера, и все разъемы между ними. Все в норме. Глюк исчезает только тогда, когда за бортом становится стабильно теплее -15С. В том году холоднее уже и небыло.
Летом, на яме, сам снимаю стартер, и пытаюсь обследовать. Снимаю втягивающее, располовиниваю крутилку. Маслянистая пыть на оси бендекса присутствует, но не то, чтобы много. Тоже самое на узле щеток. По виду щетки немного изношены, но не то, чтобы критически. Шестерня бендекса тоже имеет следы незначительного износа. Ключевое слово - незначительного. Планетарка в норме, и даже чуть смазана. Все мою, чищу, где надо, смазываю, собираю стартер, и устанавливаю его взад.
Зима 2019-2020 (месяц уже не помню). Есс-но, похолодало до -19С, и нежданчик тут как тут. Видимых причин отказа, с учетом летней ревизии стартера, нет. На холодной машине снова измеряю все напряжения по точкам. Все в норме. Все, да не все! Без подъемника измерить напругу непосредственно на втягивающем не могу.
Завожусь с толкача, буквально один оборот коленвала, и двиг поет. Еду в специализированный сервис по стартерам и генераторам. В красках, не без мата, описываю ситуёвину. Вердикт: нужно менять втягивающее. Делать нечего, машину на подъемник, снятый стартер сначала на стенд, потом в разбор. Судя по показаниям стенда, крутящий момент стартера маловат. Верю...
Замена втягивающего, чистка (зачем? там все чисто и смазано) бендекса и щеточного узла, повторная установка на стенд. Якобы, крутящий моент увеличился процентов на 10-15. Снова верю... Отдаю в кассу рублей 5-6 за новое реле, снятие-установку и разборку стартера. Получаю гарантию пол-года, и про себя думаю - а она такая нужна? Через пару месяцев холода закончатся, как природное явление, а в теплую погоду голова у стартера и так не болит.
Герез год все повторяется с точностью до третьего знака после запятой. Только уже при температуре начиная с -16С. Смешно.
Опять сервис. Теперь рекомендуют поменять бендекс и щеточный узел. Снимают, меняют, заодно на маленьком токарном станке протачивают коллектор стартера, собирают и устанавливают обратно. Снова касса сервиса пополняется моими кровными. До конца зимы морозов больше небыло, наверное поэтому и глюки больше не повторялись.
Летом 2020 рассказываю эту историю в кругу водил, у некоторых тоже есть форды. Кто-то спрашивает: проверял ли я разъем в цепи питания втягивающего реле, который находится у радиатора? Хм... Я даже и не знал, что этот разъем там есть. На рукописной схеме цепей запуска, которую мне подогнал один знакомец, этот разъем отсутствует. Версия кажется логичной. Вполне возможно, что на морозе, за счет разницы в температурных коэффициентов расширения металла мамы и папы разъема происходит увеличение переходного сопротивления разъема, со всеми вытекающими последствиями. Думаю, что при осенней смене масла нужно будет поджать контакты этого разъема. И тут же забываю об этом. Но следующая зима напоминает. Танцы с бубном морозными утрами становятся обычным делом. В сервис ехать больше нет никакого желания. Просто ставлю машину на ночь на пригорок, чтобы утром стартануть самоходом. Пару раз помогало.
Лето 2021. Наконец, ревизирую этот таинственный разъем (нахрен он вообще там нужен???), а заодно протягиваю дополнительный провод от питающего контакта втягивающего реле до плюсовой клеммы аккумулятора. На всяк-случ. Если что, то просто напрямую подам напругу с аккума на втягивающее, минуя все промежуточные разъемы и контакты.
Зима 2021-2022 была не холодной, а в самые морозы (от -15С до -20С) небыло нужды кататься на машине. Поэтому не зафиксировал ни одного сбоя в работе стартера. Проверить запасной провод не удалось.
Зама 2022-2023 тоже прошла спокойно. Часто бывал в командировках, поэтому машиной практически не пользовался. Только осенью, как всегда, отревизировал и подзарядил аккумулятор.
Перед зимой 2023-2024 снова замена масла, подзарядка акку, и прочие полагающиеся сезонные процедуры. В декабре стояли морозы до -38С. Машину в это время практически не трогал. Только пару раз, примерно в -24С переставлял ее, когда двор и парковку перед подъездом чистили от снега. Движок запускался без проблем. Это порадовало. Появилась уверенность, что глючил именно крайний разъем перед втягивающим реле.
Однако радость была не долгой. 25 января нужно было съездить в областной центр (~150 км). Обратно планировал вернуться на следующий день. Утром 25 января, в -19С стартер запустил мотор с полтычка. Полтора часа в дороге, плюс еще полчаса по пробкам в городе. На ночь оставил машину на маленькой парковочке около дома. Припарковался кое-как. Место очень не удобное для выезда, но выбирать не из чего. И утром, в -17С получаю очередной подарок - стартер не хочет работать.
Вспоминаю, что у меня на такой случай припасен тайный проводок от контакта втягивающего реле! Раскатал губу... Проводок, при контакте с положительной клеммой аккумулятора искрит, но реле, похоже, не срабатывает. Во всяком случае, щелчка пятака, замыкающего контакты питания стартера, или лязга вилки и движения бендекса не слышно. Приплыли. Кое-как на галстуке меня вытаскивают с парковочного места с крутым поворотом влево (очень узко, кругом стоят другие машины). Еще полметра по прямой на второй передаче, и движок радостно замурлыкал. Практически с полоборота.
На трассе похолодало до -21С. Дважды останавливался в пути по просьбе пассажиров, но машину не глушил, опасаясь повторения проблем. До дома добрался нормально.
Следующим утром (сегодня) на градуснике -18С. Выходить к машине не хочется. Суббота. Лучше намахну коньячку, и закушу ломтиком лимона с куста на подоконнике спальни. Все веселее.
Учитывая, что этой ветке уже 18 годков, и исписано 75 страниц, а однозначного решения проблемы так и не найдено, похоже, что траббл со стартером это запланированная акция пиндосов, или других стран - членов НАТО, выпускающих запчасти для наших машин.
Видимо, они спрогнозировали напряг с Россией задолго до Вовки Зеленского и начала СВО. Но наше дело правое, победа будет за нами. Всех побеждали, победим и эти сраные стартеры. Будь то Валио, Бош, или китайские поделки-подделки. У меня, кстати, Валио.
Всем удачи, отсутствия гвоздей на дорогах, и бесперебойной работы авто.