Всем известна проблема гремящих маховиков на 2-х литровых авто с МКПП. И у меня ближе к пробегу 200 000 км мой маховик начал издавать отчётливые громыхающие звуки. Так вот, мне от прежнего хозяина достался б/у маховик, который лежал в гараже. Замена была приблизительно на 100000 км. Все симптомы износа были налицо. Если люфт внутренней части относительно внешней при вращении составлял около 5 градусов (3 зуба венца маховика), то осевой был около 4 м и было понятно, что всё это будет греметь. Цены на новые маховики совсем не радовали и я решил реанимировать то, что есть.
Для начала разобрал маховик. Две транспортные заклёпки сбиваются легко и моему взору предстала вот такая картина (внутренности уже очищены от смазки):
Скрытый текствид сверху на внутреннюю часть без флнцевой прижимной шайбы (серая окантовка внутри - пластиковый подшипник)
две прижимных шайбы
внешняя часть с упругими элементами (подпружиненные пластиковые клинья)
вид снизу на внутреннюю часть с неправильным ромбододекаэдром (двенадцатигранником)
пластина с отверстиями может вращаться относительно тела внутренней части маховика.
упругие элементы (пластиковые клинья и пружины) и их расположение в маховике
x
Работа двухмассового маховика основана на принципе гашения крутилных колебаний упругими элементами. Крутящий момент передаётся от внешней части к внутренней через пластиковые клинья. А пиковые нагрузки гасятся пружинами.
Осмотр всех элементов конструкции выявил небольшой износ трущихся поверхностей пластиковых клиньев и внешней части маховика. На металле пальцем ощущалась выработка в пределах 0,1 мм. Что не удивительно, так как она сделана из низкоуглеродистой стали для обеспечения технологичности (иначе не проштампуешь нахолодно). Рабочая поверхность внутренней части была на твёрдую четвёрку. Шероховатость от резца даже не стерлась и только в трёх местах видны были небольшие прижоги.
По всему было ясно, что износ минимален и люфт при вращении обусловлен технологией сборки, так как сборка с натягом (упругие элементы немного сжаты) в условиях массового производства очень затруднена.
Для устранения люфтов решил изготовить шесть прокладок из полиамида размерами 1*22*111 мм. Толщину подбирал эмпирическим путём. Обработка полиамида тот ещё секас
, но при желании всё возможно.
Скрытый текстпрокладки из полиамида (уже прриняли нужну форму после тестовой установки)
они же, установленные на рабочие поверхности
x
Для надёжности прокладки закрепил полиуретановым клеем. Но они и так бы оттуда ни куда не делись.
Осевой люфт устранил, проточив у знакомого токаря фланцевую шайбу с внутреннней стороныповерхность с отверстиями (
величина проточки - 0,3 мм)
При этом шайба села глубже в пластиковый подшипник и плотнее прижала внутреннюю часть. Собрал, проверил - биение ушло!
При этом надо быть аккуратным с поверхностями, что прилегают к пластиковому подшипнику. Они отполированны до блеска, а шайба изготовленна из мягкого металла и легко царапется. Если не заметить царапину, то она быстрее уработает пластик. Я немного царапнул, так пришлось нулёвкой зачищать.
Ну а дальше самое интересное - собрать две половины, преодолев сопротивление упругих элементов. Это ещё хуже, чем обработка полиамида
Но у меня получилось и теперь люфтов нет и маховик можно ставить на авто.
Ну есть ещё и тонкости. Если кто обратил внимание, то у меня на платиковых клинях стоят цифры и есть чёрные и красные полоски на частях маховика. Так я пометил взаимное расположение, чтобы не нарушить балансировку. И важно не забыть заложить смазку на рабочие поверхности клиньев и теперь уже полиамидных прокладок.
После установки и испытаня обязательно отпишусь. Спасибо за внимание