Создание энергосберегающего масла начинается с выбора основы. Существует правило: базовое масло должно обеспечивать «зимние» характеристики из ряда SAE OW, SAE 5W или SAE 10W. Летняя характеристика, как правило, ограничивается классом вязкости SAE 30, более вязкие базы встречаются очень редко.
Таким образом, масла SAE 0W-30 или SAE 5W-30 могут быть энергосберегающими, а вот SAE 5W-50 или SAE 15W-40 - нет.
Кстати, если кто-то заявит вам, что «спортивное масло 10W-60 является энергосберегающим», знайте: либо это недобросовестная реклама, либо человек ничего не понимает и понимать не желает.
Но вернемся к теме. База «бережливого» масла может быть синтетической, полусинтетической или минеральной гидрокрекинговой. Чисто минеральное энергосберегающее масло — скорее исключение, чем правило.
Несколько слов о маркировке продуктов. Если данное энергосберегающее масло сертифицировано по
API (Американский институт нефти), после обозначения категории продукта ставятся буквы ЕС (Energy Conserving) или FE (Fuel Economy).
В европейской классификации
АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей) используются обозначения А1 либо А5 для бензиновых двигателей, и В1 либо В5 для дизелей. В чем отличие между «единичкой» и «пятеркой»? Никакого секрета: А1 и В1 имеют высокие энергосберегающие свойства и обычный срок службы, в то время как А5 и В5 наоборот — увеличенный срок службы при относительно меньшем энергосбережении.
По международной классификации
ILSAC (Ассоциация производителей автомобилей Японии), разработанной совместно американскими и японскими производителями автомобилей, энергосберегающие масла обозначаются символами GF-1, GF-2 и GF-3.
Но пора подкрепить изложенное конкретными примерами. Так, синтетическое моторное масло SAE OW-30, ACEA A1/B1 является энергосберегающим. Об этом говорит маркировка ACEA A1/B1. А гидрокрекинговое масло 5W-30 сертифицировано по API SL-EC. О его энергосберегающих свойствах говорит аббревиатура ЕС — «консервация энергии» Energy Conserving.
Кстати, а как происходит оценка энергосберегающих свойств масел? И официальное их подтверждение? Ну конечно, путем испытаний в двигателях по специально разработанным методикам. Расход топлива сравнивается с контрольными цифрами, полученными при работе тех же двигателей на так называемом эталонном масле. Разумеется, эталон энергосберегающими свойствами не обладает.
По европейским меркам экономия топлива для масел категорий АСЕА А1, А5, В1 и В5 должна быть не менее 2,5%. Только тогда испытуемое масло официально признается энергосберегающим.
Американцы и японцы пошли дальше европейских специалистов, задавшись вопросом: как изменятся энергосберегающие свойства, если проехать, положим, 5 тыс. миль? И ввели особый метод испытаний: свежее масло сравнивается с эталонным, затем работает определенный срок в тяжелом режиме и снова сравнивается с эталонным. Так выявляется весьма показательная характеристика — сохраняемость энергосберегающих свойств. Согласитесь, показатель для эксплуатации очень важный, поэтому мы и выделили его жирным шрифтом.
Возможно, кто-то заинтересуется: а на каких двигателях проводятся все эти испытания? Можем сообщить и это: европейцы оценивают экономию топлива на 16-клапанном четырехцилиндровом двигателе объемом 2 л. с распределенным впрыском бензина. Американцы — на V-образной «восьмерке» марки Ford объемом 4,6 л также с распределенным впрыском бензина.
Ну ладно, испытания испытаниями, а какую реальную экономию топлива можно получить в условиях повседневной эксплуатации? Вот усредненные цифры, предоставленные редакции авторитетными специалистами: при коротких поездках в городе до 3-5,5%, на маршрутах «город — пригород» до 2,2-2,8, в дальних рейсах по благоустроенным дорогам — до 2,2-2,8%.
Наибольшее энергосбережение получается при езде в городе зимой, когда расход топлива велик; наименьшее — на автострадах летом, когда он относительно мал.
Пусть приведенные цифры покажутся кому-то скромными, но зато они реальные. И тут мы снова сделаем отступление в область мифологии. Когда иные рекламные публикации сулят экономию топлива в 20-25%, это либо миф, либо блеф, либо... одно из двух. Даже если свести мощность трения к нулю (что возможно лишь теоретически), можно сберечь не более 8% топлива. Но вернемся к реальным цифрам. Пять, три, два процента... При нынешней дороговизне топлива и это очень хорошо. Почему же энергосберегающие масла не вытесняют обычные? Может, они получаются слишком дорогими? Действительно, энергосберегающие масла несколько дороже обычных, но не настолько, чтобы отказаться от заманчивой экономии топлива. Причина в другом: они подходят далеко не всем моторам.
Высокофорсированные двигатели, компактные и легкие, не приемлют малой вязкости, свойственной энергосберегающим маслам. Это особенно проявляется при высоких скоростях и тяжелых нагрузках.
Поэтому при выборе масла следует неукоснительно соблюдать рекомендации автопроизводителя. Если он не допускает применения энергосберегающих масел, значит, и затеваться не стоит. В лучшем случае вы потеряете гарантию, в худшем — мотор.Есть еще один фактор — экономический. Расточительные американцы не слишком заботятся об экономии топлива как таковой. У них масла даже высших категорий API бывают не энергосберегающими.
Другое дело страны, не имеющие собственных запасов нефти: Германия, Франция, Япония и ряд других. Там энергосберегающие масла пользуются большой популярностью. Немалую роль играет и экология, о которой говорилось в начале статьи.
Вот и получается, что обычные и энергосберегающие масла — не конкуренты. Они органично дополняют друг друга в ассортименте производителей моторных масел. А уж дело потребителя выбирать масло согласно рекомендациям автопроизводителя, стилю вождения и финансовым возможностям.
x