Мифы, связанные с ПАО и эстерамиВ последнее время стало очень популярным суждение, что именно настоящая синтетика является панацеей от всех бед и священным Граалем. Попробуем разобраться, так ли это.
Начнём с теории. Моторное масло - это, как известно, не просто база, а готовый продукт, содержащий в себе базу и пакет присадок. Причём если разобрать пакет присадок, окажется, что это намного более сложная и противоречивая тема для обсуждения, чем база, ибо функций он выполняет очень много (т.к. от моторного масла требуются далеко не только смазывающие свойства, как некоторые думают). В него входят:
-депрессанты, которые понижают точку замерзания масла (увеличивая при этом вязкость холодной прокрутки),
-загустители, увеличивающие индекс вязкости масла (при большом кол-ве загустителя масло едет по вязкости, а также могут быть отложения),
-дисперсанты, которые расщепляют относительно крупные частицы на многие мелкие,
-детергенты - присадки, повышающие щёлочность масла и наделяющие его способностью нейтрализовывать кислоты (увеличивают зольность, а соответственно, и риск отложений при перекатах и угаре масла),
-а также противоизносные, противозадирные, антифрикционные и другие присадки (увеличивают зольность практически все).
Как видим, у каждой из этих групп есть свои побочные эффекты. Поэтому создание рецептуры пакета присадок - сложный процесс, связанный с множеством испытаний, и направлен он на то, чтобы пакет получился сбалансированным и хорошо выполнял свою функцию. Итоговый же результат и эффективность работы очень сильно зависит от того, куда он предназначался, и от условий работы масла.
Почему я заговорил о присадках, если речь о базе? Разберёмся, подробно обратившись к каждому мифу.
Миф 1: ПАО масла дают меньше отложенийЕсть такой тест для масел, называется "прожарка". Масло помещают в колбу, разогревают его до 380 градусов, а затем смотрят, что за гуро в итоге получилось. На сам по себе тест советую не опираться при реальном выборе, т.к. в моторе всё по другому, но в нашем вопросе этот тест очень показателен.
Рассмотрим масло на ПАО и эстерах, кряка в нём очень немного - не больше 10-20%. Называется оно Mobil 1 ESP Formula 5w-30. Оно показывает чудеса термостабильности в тестах: 250 градусов вспышка, 5% НОАК и т.д.. Казалось бы, тест на прожарку должно пройти. Однако...
Присадки полимеризовались и страшно обляпали днище колбы. Между прочим, абсолютно стандартная ситуация для малозольных масел (правда, она больше касается dexos2, чем рецептур для VW 504/507, но мобил решил отличиться в этой нише).
А теперь посмотрим Petro-Canada Supreme Synthetic 0w-30. Масло - полностью гидрокрекинговое, пакет присадок - Afton 11100.
Практически полностью чистый результат! Масло оставило большинство присадок в себе, несмотря на то, что всё было против него: зольность высокая, база гидрокрекинговая, допуск ILSAC...
Попробуем подойти с другой стороны. Как ведут себя при прожарке масла на одинаковом пакете, но с абсолютно разной базой? На помощь нам приходит сладкая парочка: NGN Profi 5w-30 и невероятно популярное NGN Nord 5w-30. Первое масло полностью сделано на гидрокрекинге, пакет Chevron Oronite на сульфонатах кальция под допуск ACEA A3/B4. Второе масло сделано в абсолютном большинстве на ПАО, эстеров 10%, пакет присадок идентичный. Ожидается, что Nord должен лучше перенести прожарку и оставить на колбе меньше отложений. Так ли это? Смотрим под кат:
Результат не просто похож - он
идентичен, и является превосходным в обоих случаях. Это значит, что при высоких температурах оба масла оставляют присадки растворёнными в самом себе и не позволяют им откладываться в двигателе ни в каком виде. Если же вспомнить основное предназначение пакета присадок, то можно сделать вывод, что эти масла одинаково моют, одинаково защищают и одинаково работают при высоких температурах. Казалось бы, нонсенс для тех, кто пропагандирует синтетику, однако это факт.
Что ещё можно сказать про отложения? Можно сказать то, что во многих случаях они появляются не от масла, а от бензина. Поэтому масло должно мыть. Это значит, что оно должно расщеплять частицы и нейтрализовывать кислую среду. А оно не может это делать вечно, потому что запас моющих свойств у масла небезграничен. Поэтому основная мысль: чтобы избежать отложений, нужно сокращать межсервисные интервалы, а также ориентироваться на моточасы, а не на пробег. Также необходимо заправляться на проверенных заправках, где продаётся достаточно качественное топливо (да, плохое топливо в РФ - это миф, всё зависит от заправки).
Миф 2. ПАО и эстеры дают меньше износа.Отчасти это даже и не миф, на самом деле. Эстеры - очень классная субстанция. Это одна из двух известных на сегодняшний день возможностей придать маслу полярные свойства (вторая - AN, алкилированные нафталины). Это значит, что масло начинает прилипать к деталям двигателя и лучше держаться на всех деталях, что, безусловно, очень хорошо, когда масло работает в экстремальных температурах. А ПАО в свою очередь - база, обладающая высокой термостабильностью и устойчивая к низким температурам. Как известно, основной износ двигателя идёт при холодном запуске. И до этого холодного запуска эстеры позволяют маслу не полностью сливаться в картер, а в каком-то количестве оставаться на металлических деталях, а ПАО, в свою очередь, позволяет маслу не быть слишком густым при этом холодном запуске. Миф подтверждён, всем спасибо!
Но погодите... Мы же опровергать сюда пришли. Давайте этим и будем заниматься.
Низкотемпературные свойства - ниша, в которой гидрокрекинг до сих пор не смог полностью вытеснить ПАО. Однако технологии, которые используют производители пакетов присадок, позволяют гидрокрекингу обрести даже некоторое преимущество перед ПАО. В пример можно привести Idemitsu Zepro Eco Medalist 0w-20. Очень маловязкая база и огромное количество качественного полимерного загустителя позволило этому маслу стать настоящей находкой для зимней эксплуатации, т.к. масло обладает огромным индексом вязкости. Это значит, что разница между вязкостями при 40 и при 100 градусах намного меньше, чем у других масел, что даёт очень приятную работу непрогретого двигателя и хорошую экономию топлива. Аналогов на ПАО не существует, т.к. смысл подобного масла на ПАО теряется - улучшения не будет, а цена повысится.
В остальном стоит помнить, что уборщице не по статусу ездить на бэнтли. Это я о том, что любой машине предназначено своё масло. Защитные свойства не должны быть бесконечными, они должны быть
достаточными для двигателя. Как правило, они описываются допусками, которые производитель предлагает вам в ваших инструкциях по эксплуатации. "Бред", скажете вы, "хочу лучшую защиту!". Да, масла на ПАО и эстерах действительно защищают лучше. Но износ снижается только там, где этот запас защиты полностью используется. Это пресловутые спорткары, гоночные авто, нагруженные внедорожники и т.д., но никак не гражданские автомобили, никогда не выезжающие на гоночный трек. И тут мы снова вспоминаем, что масло должно не только защищать, но ещё и беречь от отложений и бороться с окислением, что, между прочим, как показала практика, для гражданского мотора намного более важно, чем бесконечный запас термостабильности и прочего. Что нам даёт эти свойства? Правильно, пакет присадок. Снова база в гражданском авто ничего не решает.
Поэтому миф одновременно и подтверждается, и разрушается в зависимости от того, в контексте какого автомобиля он разбирается. В контексте форда он однозначно разрушен (хорошие моторы, к маслам относятся относительно нежно во всех без исключения смыслах), однако в контексте, например, автомобилей концерна ВАГ, где масло должно соответствовать ACEA A3/B4, а значит, быть густым, но при этом владелец хочет хорошую низкотемпературку, этот миф уже не является мифом - без ПАО в таких случаях не обойтись.
Миф 3. ПАО медленнее окисляется, а значит, у масел на ПАО выше ресурс.Окисление ПАО действительно проходит медленнее. Однако на ресурсе моторного масла, как показала практика, это НЕ сказывается. Если посмотреть анализы отработок на сайте oil-club.ru, можно обнаружить, что щелочное у масел на ПАО и масел на третьей группе падает с одинаковой скоростью. А это очень показательно, ведь если база начинает окисляться, то для пакета присадок это тоже своеобразная работа - они борятся с окислением масла, а не с тем окислением, которое создаётся в результате сгорания топлива. Это часто происходит с 1 и 2 группами масел (обычной минералки и доочищенного минерального масла, которое чаще сейчас зовут "полусинтетикой"), но НЕ с гидрокрекингом.
Однако стоит помнить, что масла на ПАО тоже бывают разные. Например, во всем известной серии Amsoil Signature Series в качестве базы используется ПАО. И оно там неслучайно: заявленный ресурс масла - 20 тысяч миль, специально для этого в масле используется очень много кальция и различных беззольных детергентов типа сункцинимида бора. Если бы масло было сделано на третьей группе, всё это добро было бы ненужно, т.к. база окислилась бы раньше, чем присадки израсходовали свой ресурс - к чему это могло бы привести, сказано выше. Также ПАО в небольшом количестве используется абсолютно во всех рецептурах VW 504/507. Неспроста... ведь эти масла теоретически рассчитаны на ресурс до 30 тысяч км (по расчётам фольксвагена - до 650 моточасов).