В период хранения первоначальный химический состав масла изменяется незначительно. При правильном хранении его качество не снижается более 5 лет. Химический состав масел и их эксплуатационные свойства резко изменяются в процессе эксплуатации — под воздействием высоких температур, кислорода воздуха, продуктов неполного сгорания топлива, конденсирующейся воды, картерных газов, каталитического действия металлов и старых продуктов окисления.. Кроме того, происходит испарение легких фракций масла, срабатывание присадок, загрязнение различными механическими примесями, водой. Стойкость масла против окисления кислородом воздуха (химическая стабильность) является одним из важнейших факторов, определяющих поведение масла в узлах трения во время эксплуатации, а также срок его службы до замены. Окисление приводит к образованию лаковых и углистых отложений (особенно на горячих поверхностях, таких как поршень и поршневые кольца), низкотемпературных отложений — шламов, к коррозии и разрушению металлов, например, вкладышей подшипников образующимися кислыми продуктами. Скорость окисления зависит от химического срстава масла, условий эксплуатации, технического состояния двигателя, качества топлива, охлаждающей жидкости и других факторов.
Среди них основным является температура. Под действием температуры масло подвергается интенсивному окислению, полимеризации, конденсации, разложению, коксованию. Кроме того, моторное масло подвергается и воздействию высоконагретых газов, прорывающихся в картер из камеры сгорания. Например, при температуре 150°С необходимо в 1700 раз меньше времени для окисления масла до той же глубины, что и при температуре 50°С. Моторное масло подвергается воздействию высоких температур: в картере —до 110...140°С, в зоне первого поршневого кольца —до 220...280, а в ряде" случаев —до 300...330 и т.д.
При работе масло соприкасается с различными металлами, некоторые из них могут быть катализаторами. Это, в первую очередь, свинец, медь и их сплавы. В присутствии парных металлов, например, железа и меди, масло окисляется значительно быстрее, чем под действием каждого из этих металлов в отдельности.
На окисляемость масла каталитически действуют старые продукты окисления. Поэтому перед заправкой свежим маслом картер и всю масляную систему следует промыть. Промывка двигателя должна производиться специальными промывочными маслами для двигателя (например ВНИИ НП-ФД), имеющими высокие смазочные свойства и растворяющую способность. Нельзя использовать для промывки керосин, дизельное топливо или смеси топлив с маслами. Отработавшее масло сливают при температуре 75...85°С, заливают промывочное
масло и дают поработать двигателю 15. ..20 минут на переменных частотах вращения коленвала. Затем промывочное масло сливают и заливают свежее моторное масло, меняют фильтр. Промывка двигателя ведет к снижению токсичных выбросов в атмосферу, уменьшению расхода ТСМ, износа двигателя, повышению его надежности. Срок службы свежего масла без промывки двигателя сокращается в 1,5...2,0 раза (в зависимости от качества масла, топлива). После отстоя и фильтрации промывочное масло можно использовать несколько раз.
При отсутствии специального промывочного масла для масляной системы двигателя в случае необходимости замены масла для нанесения меньшего вреда двигателю следует применять индустриальные масла (веретенное, турбинное, трансформаторное), но не топлива (например, дизельное или керосин). Нельзя добавлять к маслам растворители для лучшей промывки двигателя, такие как толуол и пр. Топлива и растворители снимают масляную пленку и, не обладая смазочными свойствами, вызывают повышенный износ двигателя.
К сожалению, наши работники на станциях техобслуживания иностранных фирм обычно не производят промывку двигателя при замене масла, объясняя это высоким качеством импортных масел. Качество любого масла (нашего, импортного) ухудшается от наличия остатков старого масла.
В изношенных двигателях масло окисляется значительно быстрее.
Как отмечалось, выше, результатом окисления являются коррозионные продукты и продукты глубокого окисления, образующие низко- и высокотемпературные отложения —шламы, нагары и лаки.
• Шламы (осадки) представляют собой не растворимые в масле вещества, которые накапливаются в картере двигателя, на сетке маслоприемника, на фильтрах, в каналах системы смазки, на крышке клапанной коробки. При этом ухудшается очистка масла, происходит повышенный износ двигателя, в первую очередь вкладышей подшипников и шеек коленвала, гильз цилиндров и др. Шламробразование увеличивается при использовании низкокачественного масла, при работе двигателя на пониженных тепловых режимах, при наличии воды в масле. Именно шламы удаляются при промывке двигателя не специальными промывочными маслами, а заменителями.
Нагары представляют собой углистые вещества, который откладываются на днище поршня, стенках цилиндра. Нагары на впускных клапанах, лродувочных окнах гильз цилиндров снижают коэффициент наполнения цилиндров и мощность двигателя, вызывают перерасход ТСМ. При работе двигателя на пониженном тепловом режиме, а также при использовании масел повышенной вязкости (например, авиационного вместо автомобильного) увеличивается количество нагаров. Нагары могут быть причиной появления калильного зажигания и детонации. Частицы нагара, смываемые несгоревшим топливом, попадая в зону трения "цилиндр — поршень", вызывают повышенный их износ, износ колец, загрязняют масло в картере и ускоряют его окисление, вызывают абразивный износ
других деталей двигателя. Нагарообразование увеличивается при использовании низкокачественных масел и масел не соответствующих марок, особенно с повышенной зольностью, в высокофорсированных бензиновых двигателях (например, масел для КамАЗов М-8Г2К и М-10Г2К). Количество нагара будет уменьшатся при длительной работе двигателя на постоянных повышенных тепловых режимах, т.е. они могут выгорать.
Лаки — очень плотные, трудно удалимые вещества, образующиеся в зоне поршневых колец и на горячих деталях двигателя. С повышением температуры лакообразование увеличивается. При повышенном лако-образовании наблюдается пригорание поршневых колец, они не выполняют свои функции, нарушается герметичность между цилиндром и поршнем. Лакообразование увеличивается при использовании масел "повышенной вязкости (выше, чем положено для данного двигателя). Лаки, образующиеся на стеблях выпускных клапанов например, в ряде случаев приводят к заклиниванию и последующей поломке штанг. Удалить лаки, промывая двигатель заменителем, а не специальным промывочным маслом, не представляется, возможным, так как заменители не обладают высокими растворяющими способностями.
x