Итак, что бы очень полезная и нужная информация не погрязла в сумасшедших размерах топика, постарался выделить из всех страниц главное.
Скажем так это будет
FAQ По Страхованию Сразу прошу прощения по поводу того что не сохранил авторов топиков, надеюсь они поймут и простят то что авторство не известно, очень сложно проделать это.
Но думаю все кто читает ветку про каско знают авторов, и авторы знают как участники форума благодарны им за эти ответы.
Давайте сразу определимся что пишем тут что пишем в ветке
«КАСКО - вопросы и ответы». Ветка КАСКО - вопросы и ответы будет идти в режиме консультационной, по мере набирания страниц все важные вопросы и полученные на них ответы будут перенесены сюда, а та ветка будет очищаться от старый и неактуальных сообщений.
То есть данная ветка будет представлять из себя систему «Вопрос- ответ», а так же различные документы (нормативные акты и прочее) по страхованию и всему что с ним связано, или же ссылки на них. По мере возникновения вопроса и получения на него ответа в ветке «КАСКО- вопросы и ответы», те ответы специалистов, или юридически грамотные просьба перемещать сюда, НО!!! Постарайтесь прежде чем поместить ответ сюда, отредактировать его так, что бы в нем (в вопросе) была краткость и понятность (а не весь пост) и так же краткий и понятный ответ. И будьте внимательны, возможно то что Вы решили поместить в эту тему уже есть в выложенных тут постах.
Спасибо.
Глава первая: Некоторые из основных колких моментов страхования:1. Иногда происходит такое неприятное событие, как угон автомобиля происходит прямо из-под носа владельца, путем хищения ключей из кармана.
Вот один из таких случаев: у владельца нового Nissan Pathfinder, который стоял в очереди в одном из супермаркетов столицы, грабители незаметно вытащили ключи зажигания прямо из кармана, и через 10 минут его припаркованный автомобиль благополучно исчез со стоянки... Клиент обратился в милицию с заявлением об угоне и написал заявление об угоне в страховую компанию. По данному делу был им получен отказ с формулировкой «халатность страхователя, повлекшая наступление страхового события».
Чтобы избежать подобных недоразумений, в таких случаях необходимо сначала обратится в милицию с заявлением о краже/разбойном нападении и затем тут же написать в милицию заявление об угоне. В этом случае страховая компания не сможет обвинить Вас в халатности.
2. Заключая договор страхования КАСКО (т. е. выступая страхователем) и не являясь собственником автомобиля, убедитесь в том, что Вы имеете генеральную доверенность от собственника.
Без нее договор страхования будет считаться недействительным и Вам откажут в выплате при наступлении страхового случая!
Непрофессиональные страховые агенты часто не обращают на это внимание, спрашивая лишь о том, «будете ли Вы за рулем?», и забывая о том, что доверенность может быть и рукописной, что в случае страхования КАСКО она не дает Вам прав на заключение договора.
3. Довольно частый случай — автомобиль получает повреждения (например, помяты бампер и крыло), страхователь обращается за выплатой, получает ее наличными и едет ремонтироваться на свой сервис. Через месяц он опять получает не значительную вмятину на крыле, снова приезжает в страховую компанию и... получает отказ! Почему?
Дело в том, что некоторые страховые компании умышленно не ставят страхователя в известность о том, что после ремонта ТС на полученные в качестве выплаты деньги он обязан предоставить автомобиль на повторный осмотр. В противном случае компания имеет право отказать по пункту правил: «если на момент совершения ДТП на транспортном средстве уже имелись повреждения, то они не включаются в страховое покрытие». Если Вы не предоставляли автомобиль на осмотр после ремонта, то доказать обратное Вам вряд ли удастся...
Оплаченный заказ-наряд, конечно, является доказательством, но уже в суде. А разве нам с Вами нужна лишняя головная боль?
4. Все страховые компании предусматривают возможность обращения за выплатой без предоставления справок из ГАИ при незначительном ущербе (как правило, это остекление/ущерб не более 3% от стоимости ТС). Однако, мало кто знает, что если подобные повреждения были нанесены другим автомобилем, который не скрылся с места происшествия, а Вы просто решили не вызывать ГАИ — Вам откажут в выплате без справок. В этом случае Вы нарушили пункт правил страхования, в котором сказано, что «следует отказ в выплате, если страхователь лишил страховую компанию регрессного требования». Выплаты без справок также не будет, если ущерб нанесен третьими лицами (хулиганство, вандализм) и Вы не обратились в местное ОВД. Проще говоря, под этим пунктом (выплата без справок) подразумевается лишь незначительный «само ущерб»...
5. Выбирая вариант возмещения убытка «Ремонт на СТОА по выбору страхователя/клиента», Вы должны понимать, что Вас туда не направят, а лишь оплатят счета за ремонт, который Вы сначала оплатите из своего кармана. К тому же, за страховой компанией всегда остается право оспорить Ваши счета...
При страховании КАСКО без дополнительных опций, имейте в виду тот факт, что Вам не будут возмещать ущерб, который был нанесен дополнительному оборудованию ТС. Дополнительное оборудование — это все то, что было установлено на автомобиль после его выхода с завода и не входило в заводскую комплектацию, т. е. тонированные стекла, литые диски, датчики парковки и противотуманные фары, которые Вам ставили в автосалоне при покупке надо страховать отдельно!
6. Недобросовестные страховые компании заинтересованы в том, чтобы сроки ремонта Вашего поврежденного ТС, находящегося в автосервисе, длились как можно дольше. Ведь в этот период компания не несет риск того, что Ваш автомобиль попадет в ДТП или его угонят. Многим знакома ситуация, когда происходят различные согласования между СТОА и страховой компанией, затягивающиеся на недели, а то и месяцы... Что делать в этой ситуации?
При поступлении автомобиля в сервис Вам открывают заказ наряд (там описывается ваше авто — гос. номер, владелец, там же указываются повреждения, сколы, описывается примерно необходимые работы, ФИО мастера приемщика, форма оплаты и примерные сроки готовности) и Вам выдается его копия. Исходя из закона о защите прав потребителей — вы, разумеется потребитель услуги, хотя и не являетесь ее заказчиком. Вам необходимо письменно предложить сервису окончить ремонт в указанные вами РАЗУМНЫЕ сроки (статья 314 ГК РФ). В случае если это не будет сделано — воспользуйтесь правами, предусмотренными законом о защите прав потребителей.
7. Немногие страхователи сталкиваются со случаем полной гибели автомобиля по КАСКО, однако этот случай обычно в большинстве случаев заканчивается судебным иском к страховой компании, из-за того, что сумма выплаты сильно занижена. Не все знают о том, что страховая компания при начислении выплаты вычитает утерю товарной стоимости автомобиля (примерно 1,5% в месяц), что вполне законно, а также стоимость годных остатков, которая порой, составляет не малую сумму. Страхователь же потом просто не может найти покупателя на них по сходной цене. Вот здесь и есть камень преткновения и разногласий.
Согласно «Закону об организации страхового дела» (ст. 10. п. 5), который умышленно не публикуется страховыми компаниями в полной редакции, Вы можете написать заявление и отказаться от годных остатков в законодательном порядке. А звучит этот пункт так: «В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы».
8. Вы должны понимать, что если по Вашему страховому случаю органами ОВД возбуждено уголовное дело (угон или противоправные действия третьих лиц), то страховая компания имеет право потребовать от Вас постановление по данному делу, которое будет вынесено судом. Обычно, выдача Вам подобного постановления будет произведена не ранее чем через 60 дней с момента возбуждения уголовного дела, поэтому на «быструю» выплату в таких случаях рассчитывать не приходится...
9. Оформляя полис КАСКО на новый автомобиль, Вы должны понимать, что риск «Угон/Хищение» не действует (или, в зависимости от компании, действует в размере 50% от страховой суммы) до тех пор, пока автомобиль не будет зарегистрирован в органах ГИБДД. Также риск "Угон/хищение не действует до момента установки оговоренных в страховом полисе противоугонных систем, которые должны быть установлены на автомобиль. Внимательно читайте договор страхования.
10. Всегда носите с собой все документы и ключи от автомобиля, если Вам приходиться его покидать, пусть даже на пару минут! Если после угона Вы не сможете показать страховой компании 2 комплекта ключей от зажигания и противоугонных устройств, а также ПТС и свидетельство о регистрации на автомобиль — Вам откажут в выплате. Исключением является лишь разбойное нападение, самый сложный случай как для клиента, так и для страховой компании при рассмотрении дела...
11. Внимательно подходите к согласованию условий заключения договора! Старайтесь никогда не подписываться под условиями:
охраняемая стоянка/гараж для хранения ТС с 0:00 до 06:00. Если Вам хоть раз в год придется оставить машину на даче у друзей и ее угонят или в два часа ночи Вам в дворе поцарапают дверь — последует отказ в выплате, т. к. Вы нарушили условия договора.
условная/безусловная/динамическая франшиза при заключении договора. Беря франшизу, как условие, Вы экономите только один раз, причем экономия, как правило, равна размеру франшизы, а страховая компания может сэкономить на Вас столько раз, сколько обращений у Вас будет за год...
грубое нарушение ПДД не является страховым случаем. Довольно «скользкий» пункт. Вам однозначно откажут за 2 сплошных в пьяном виде и без этой оговорки, но у некоторых страховых компаний в эту формулировку «зашиты» такие нарушения, как «Не уступил дорогу» и «Повернул налево там, где это запрещено». Выводы делайте сами!
сколы и царапины, а также наезд на препятствие не является страховым случаем. Бегите из такой страховой компании, т. к. эти повреждения являются самыми «популярными»!
12. Если Вам необоснованно затягивают выплату и не могут объяснить причины задержки — напишите жалобу на имя начальника урегулирования убытков и в службу контроля качества страховой компании с требованием объяснить причины задержки или предоставить мотивированный отказ. Это помогает в 30% случаев. Следующий шаг — оформите с помощью юриста досудебную претензию на имя генерального директора компании, копию которой отправьте в Федеральную Службу Страхового Надзора, а если речь идет об ОСАГО, то еще одну копию в Российский Союз Автостраховщиков. Это помогает еще в 40% случаев. В оставшихся 30% — Вам, вероятно, придется судиться со страховой компанией...
13. Прежде чем подписать направление на сервис для ремонта, которое Вам выдано страховой компанией по страховому случаю, позвоните на этот сервис и узнайте, когда Вас смогут записать на ремонт. Если сроки Вас удивят, в плохом смысле этого слова, попросите компанию предложить другие варианты возмещения или другие СТОА. Также следует поинтересоваться, нет ли у СТОА проблем со страховой компанией (оплата счетов и т.п.). Бывают случаи, когда Ваше авто принимают на ремонт, а потом через две недели выясняется, что ремонтиоовать его даже не начали, т.к. у СТОА плохие финансовые отношения со страховой компанией. Лучше подобных ситуаций избегать заранее.
14. Если Вы страхуете КАСКО и у Вас на автомобиле установлена сигнализация с автозапуском, Вы должны обязательно согласовать с компанией тот факт, что у Вас нет на руках одного ключа зажигания или иммобилайзера в одном из ключей, т. к. «автозапуск» может обойти защиту автомобиля только таким способом (ключ/иммобилайзер из ключа постоянно находиться в салоне ТС). По правилам страхования, в случае угона ТС Вы обязаны будете предоставить оба ключа зажигания, а ведь на руках у Вас будет только один.
15. Небольшая ремарка по КАСКО и в частности о повреждениях авто от действий 3-их лиц, если эти лица не установлены: в справке из ОВД нужно проследить, чтобы было написано, что повреждения получены от неустановленных лиц . Если будет написано что-то типа "повреждения получены при невыясненных обстоятельствах", то страховая с большой долей вероятности откажет в выплате.
16. Несколько человек из разных клубов попросили меня прояснить непростую ситуацию, с который они столкнулись. Будучи виновниками серьезных ДТП и имея расширение полиса ОСАГО, они столкнулись с тем, что их страховая компания отказывала в выплате свыше 120 000 р. потерпевшим, которые обращались за компенсацией вреда. И эти потерпевшие приходили к ним лично/ в виде повестки в суд с требованием возместить нехватку выплаченных по ОСАГО денег из своего кармана.
В чем же дело? А дело в том, что в правилах страхования добровольной гражданской ответственности многих страховых компаний "зашиты" несколько важных нюансов.
Например, страховая компания "МАКС" ставит обязательным условием для выплаты потерпевшему письменное заявление от страхователя-виновника ДТП, которое должно быть написано в течение 3-х дней с момента происшествия, с просьбой произвести выплату потерпевшему сверх лимита полиса ОСАГО.
РОСНО ставит обязательным условием для выплаты потерпевшему по добровольной ГО факт предъявления страхователем-виновником своего автомобиля (до момента его ремонта!) для осмотра с компанию. Будьте внимательны.
Поясню общие моменты.
Если Вы стали виновником серьезного ДТП, имея на руках добровольное расширение полиса ОСАГО и есть подозрения, что страховой суммы/лимита по ОСАГО не хватит на выплату потерпевшему, то:
а) Обязательно уведомите потерпевшего о том, что у Вас есть расширение.
б) Свяжитесь с Вашей страховой по ОСАГО/КАСКО* (в общем с той, где у Вас оформлен полис добровольного страхования гражданской ответственности) в течение 3-х дней с момента события и сообщите о том, что готовы показать свое авто для осмотра, т.к. стали виновником серьезной аварии, где может быть задействовано расширение. Напишите заявление с просьбой произвести выплату потерпевшему от Ваших действий по расширенной ГО в случае, если лимита по ОСАГО не хватит (как минимум уточните, требуется ли от Вас такое заявление). Попросите дать письменный ответ на тему "нам не требуется осмотр Вашего авто...", если они сочтут осмотр не обязательным при упоминании факта осмотра в правилах страхования ДСАГО.
в) Если осмотр будет проводится, попросите оставить Вам копию акта осмотра экспертом.
Подобные нюансы есть у всех СК. Более того, страховая компания имеет право потребовать осмотр машины виновника-клиента до момента устранения на ней повреждений даже при серьезной выплате в рамках ОСАГО:
Правила по ОСАГО:
48. Если осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) представленного потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, а также для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе провести осмотр транспортного средства страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) организовать независимую экспертизу этого транспортного средства, а страхователь обязан представить это транспортное средство по требованию страховщика для организации независимой экспертизы.
* - полис ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности) может быть куплен отдельным бланком вместе в полисом ОСАГО или быть в виде опции к полису КАСКО.
Глава Вторая : Вопрос-ответ:1.
Вопрос: Как можно избежать занижения суммы на ремонт.
Ответ: Если у Вас гарантийное авто, то Вы должны иметь в виду, что:
а) Взяв калькуляцию, Вы наверняка не досчитаетесь 20-30% от необходимой на ремонт суммы, т.к. 80% страховых компаний считают по средним ценам на ремонт, сложившимся в данном регионе и БЕЗ учета дилерских наценок на детали и нормо-часы. Если Вам однозначно не подтвердят, что калькуляция будет вестись по дилерским ценам, то берите направление на СТОА, но здесь есть шанс столкнуться с другой проблемой...
б) Основная проблема дилерских СТОА сейчас, это безумные очереди на кузовной ремонт, которые растягиваются до полугода (!). К тому же стоит учесть тот факт, что СТОА в первую очередь принимают тех, кто платит налом... Срок записи на ремонт не относится к страховой компании и предъявить им по этому вопросу, увы, нечего... Но из этой ситуации есть 2 выхода...
в) Выход первый - изначально брать СТОА по выбору, если у Вас есть свободные средства. Вы просто едите на дилер, становитесь в очередь на ремонт на наличные (обычно не позже 2-3 недель с даты обращения), согласовываете заранее (!) с Вашей страховой заказ-наряд и потом просто получаете компенсацию затрат. Если Вы такое условие себе не взяли заранее, то как вариант можно согласовать с СК направление НЕ на дилерское СТОА, где нет таких очередей (страховщики легко на это идут, ведь это экономит им деньги). Это можно не опасаясь делать в том случае, если у Вас повреждены только кузовные и навесные элементы. Это не на столько смертельно, как кажется на первый взгляд. Ведь гарантии Вас лишат не на весь автомобиль, а лишь на покраску тех кузовных элементов, которые Вам будут делать на "сером" СТОА. К тому же стоит учесть, что детали Вам все равно будут ставить скорее всего от завода изготовителя + "серое" СТОА в любом случае обязано Вам дать свою гарантия на работы и покраску. Так что Вы в общем то ничего не теряете, а время ремонта значительно сокращается. Особенно это полезно в тех случаях, когда отремонтированное авто необходимо срочно и Вам просто некогда ждать 2-3 месяца.
2.
Вопрос: скоро ехать на "независимую" экспертизу по направлению страховой. Можно подробнее об этом?
Ответ: Независимая экспертиза по направлению страховой компании - это лишь процесс осмотра повреждений и определения методов их устранения. Калькуляцию денег в 80% случаев делают или корректируют в любом случае специалисты самой страховой компании, так что особо бояться независимой экспертизы нечего. А вот по поводу выбора варианта страхового возмещения, который следует после независимой экспертизы, можно почитать в моем предыдущем ответе.
3.
Вопрос: В Ноябре попал в ДТП , в начале февраля машину поставил на ремонт дилеру, в общем сейчас они согласовывали скрытые повреждения и в частности дилер заявил о необходимости замены рулевой рейки, сама она вроде бы не пострадала, но по технологии (со слов дилера) при подобных ударах и замене тяги и кулака, нужно менять и рейку. Запрос посылали в страховую дважды и дважды был получен отказ. Страховая утверждает что не знает ни чего про технологии Форда и так как рейка не повреждена то и менять ее не надо. Что делать в такой ситуации и как давить на страховую?
Ответ: В Вашем случае разумный выход один - оплатить недостающий ремонт за свой счет, а потом обжаловать это в страховой компании. Бодаться сейчас можно до бесконечности, а авто так и будет стоять.
4.
Вопрос: У меня в декабре произошел неприятный случай со страховой. Оформил с ГАИ ДТП, где виновник скрылся (царапина переднего бампера) и написал заявление на убыток. Получил отказ.
Суть в том, что при страховании автомобиля, страховой агент отметил в акте осмотра два скола краски на переднем бампере, каждый из которых, размером с половину спичечной головки, т.е. около 2-ч мм. Царапина при ДТП размером с небольшой мяч, гораздо больше сколов. Отказ состоял в том, что согласно пункту такому-то деталь на момент ДТП уже была повреждена и страховщик за нее ответственность нести не должен.
По вашему, если оформить претензию, есть ли шансы?
Ответ: Шансы практически нулевые... Правилами страхования действительно предусмотрено, что детали, которые имели повреждения на момент заключения договора выпадают из под страхового покрытия при получении повторных повреждений того же характера на эти же детали в целом. У Вас на момент страхования были царапины. Вы в процессе ДТП опять же получили царапины. Оспорить тот, факт, что царапины в другом месте можно, но шансов на это минимум. Аналогичный пример: если бы вы получили повреждение бампера более тяжелого характера (например трещину/вмятину), то за нее бы (замена/ремонт) Вам заплатили, но вычли бы из стоимости покраски.
5.
Вопрос: Вопрос в следующем - как можно заставить страховую выплатить деньги за покраску передних крыльев, капота, переднего бампера, на которых имеются сколы краски вследствие эксплуатации автомобиля.
Какую и откуда им предоставить справку?
Ответ: Правилами у Вас наверняка предусмотрено: "ремонт без справок только в случае повреждения остекления/повреждения лакокрасочного покрытия 1 кузовного элемента или (как вариант) ремонт в пределах 3%/5% от страховой суммы"... Чтобы покрасить за счет страховой компании более 1 кузовного элемента действительно необходимо предоставить справку. Вариантов 2:
а) Справка из ГАИ о том, что в процессе движения на Ваш авто, например, посыпались щебень/камешки из под/с впереди едущего грузовика и нанесли повреждения ЛКП автомобиля. Но здесь надо разумно прикидывать свои шансы на то, что ГАИшники и специалисты СК в это поверят.
б) Предоставить справку из ОВД, что Вам поцарапали авто хулиганы, но здесь есть сложность в том, что СК потребует возбудить уголовное дело и Вам надо будет ждать постановления по нему... + опять же надо разумно оценивать характер повреждений на соответствие действий хулиганов.
Но в целом, страховая компания предусмотрела максимальное кол-во сложностей для подобных случаев, ведь страховка КАСКО по ущербу - это не бесплатный автосервис по кузовным работам, а защита от непредвиденных повреждений автомобиля в результате ДТП, падения предметов, возгорания и действий хулиганов. Царапины от мелких камешков в процессе эксплуатации можно устранять только 1 раз на 1 кузовной элемент без справок, в остальных случаях Вам придется исхитряться.
6.
Вопрос: Меня интересует понятие страховых случаев:
Например... знакомый выезжал из гаража и притер дверь.. является ли это страховым случаем или тока самоубыток и можно рассчитывать на 9% без справок из ГИБДД... сотрудники же вряд ли приедут к нему в гараж ..
Ответ: Да, это типичный страховой случай и рассматривать его можно с точки зрения самоущерба и обращения без справок (если таковое предусмотрено договором). Надо только убедиться в том, что дверь не помята, а лишь поцарапана, т.к. далеко не все СК дают право на 3%/5% ремонт от страховой суммы, а лишь на повреждение ЛКП одного кузовного элемента.
7.
Вопрос: Мой автомобиль застрахован по КАСКО с франшизой в 500дол. Произошло ДТП, виновник - другой участник. Моя страховая компания возместила мне ущерб за минусом этой суммы. Я обратилась в страховую компанию виновника за возмещением франшизы. А там говорят, что возмещение франшизы будет производится с учетом износа, якобы в соответствии с Законом об ОСАГО.
Подскажите, права ли страховая компания виновника?
Ответ: Да страховая компания права. При вычете франшизы и выплате КАСКО учет износа не учитывается, а по ОСАГО учитывается. В данном случае не играет роли факт за полной выплатой Вы обратились в СК виновника или за частичной. Учет износа будет применяться в обоих случаях.
P.s. также следует знать, что по правилам КАСКО при заключении договора Вы автоматически передаете право регрессного требования своей страховой компании и получить двойную выплату не удастся (хотя многие пытались...) Исключением является лишь описанный Ундиной случай, когда клиент обращается за частью выплаты, "съеденной" франшизой.
8.
Вопрос: КАСКО. Ситуация такая. Машину поцарапали гвоздем. Вызвал милицию, в итоге пригласили к себе. Заявление написал, повреждения описали. Все было сделано быстро. Но потом, когда приехали в страховую, царапанных деталей оказалось больше на порядок. 6 против 16 в страховой. Страховая не хочет возмещать ущерб за 16 деталей, а говорят, что возместят только за 6 деталей. В милиции (участковый) справку переделать не может, даже если может, то не очень хочет и вообще сложно у них там всё.. Как быть?
Ответ: Вариант только один - заставить милицию принять от Вас повторное заявление и переделать справку...
P.s. Я надеюсь, что по Вашему случаю возбуждено уголовное дело, иначе будет отказ в СК
9.
Вопрос: Приехав в гараж - обнаруживаешь вмятину в кузове.
Страховая хочет справок, а Гайцы не дают, ссылаясь на то, что покинул место ДТП.
Что делать?
Ответ: Ехать в другой округ на парковку, вызывать гаи и будет счастье.
10.
Вопрос: Если меня не устроит калькуляция которую произведет страховая , я могу как то опротестовать или например поменять калькуляцию на ремонт?
Ответ: Если Вас не устроит калькуляция, то ДО момента получения денег Вы можете изменить ее на направление на СТОА.
11.
Вопрос: У меня машина кредитная, продлил договор по КАСКО уже на 3-й год, но кредит погасил. Надо-ли ехать в страховую и писать заявление об этом или нет ведь выгодоприобреталем был банк, а сейчас уже я.?..
Ответ: Нет, заявление писать не обязательно. По правилам, банк является выгодоприобретателем лишь в части непогашенной задолженности. А так как вся задолженность погашена, Вы автоматически им стали. Но для полной уверенности лучше позвонить в Вашу и СК и уточнить. У каждой СК свои "заморочки".
12.
Вопрос: Имеет ли право СК скрывать сумму калькуляции от страхователя?
Ответ: Имхо (могу ошибаться, но...) - юридически, калькуляция является внутренним документом страховой компании и показывать ее Вам не обязаны.
Однако, адекватные компании всегда идут клиенту на встречу в этом вопросе.
13.
Вопрос: Пару месяцев назад попал в небольшое ДТП виновником которого признали меня. Через 3 дня прислали телеграмму, в которой приглашали на осмотр аварийного авто другой стороны, в случае моего отсутствия осмотр состоялся бы без меня. Т.к. авто застраховано по каско и осаго, у меня и у него, то я решил, что нет особой необходимости присутствовать. Сегодня пришла еще одна телеграмма и опять с приглашением. Чтобы это значило?
Ответ: Просто они обязаны 2 раза вызвать на осмотр вторую сторону.
Присутствовать не обязательно, но из-за этого потерпевший не получит выплату в нормальные сроки (сдвинутся на 2-3 недели), т.к. СК обязана выждать время, чтобы проводить осмотр без Вашего участия.
Не в коем случае не хочу обидеть, но в следующий раз кому то, кто будет виновным в ДТП с Вашим участием, может быть также "параллельно" на Вас и Ваши проблемы.
14.
Вопрос: При возобновлении договора страхования в полисе сделали отметку о повреждении заднего бампера (не большая вмятинка в центре размером 10коп-получал по ОСАГО). Недавно обнаружил потертость этого бампера справа (повреждение ЛКП), видимо кто-то на парковке притерся. Обратился в страховую по полису КАСКО по 5%-му ущербу (без справок) -только по потертости .В выплате отказали на основании того ,что «страховщик не несет ответственность за повреждения, которые были отмечены в акте осмотра поврежденного застрахованного ТС «. Правомерны ли действия СК. Они ссылаются на поврежденный ЭЛЕМЕНТ, а я на ПОВРЕЖДЕНИЯ которые были в разное время . Предложил разделить расходы на ремонт, все равно не согласились. Кто прав?
Ответ: В данном случае они правы, таковы правила во всех компаниях, за "достраховые повреждения" компания ответственности не несет.
15.
Вопрос: Посоветуйте пожалуйста необходимо ли и как страховать дополнительное оборудование которое установил после страхование (например ксенон и парктроник?)
Ответ: Это зависит от того хотите ли Вы, чтобы страховая компания несла за них ответственность... если дополнительные опции не страхуются отдельно - страховая отвечает за базовую/штатную комплектацию автомобиля.
16.
Вопрос: Как правильно действовать, если на авто обнаружил потертости/царапины и второго участника уже явно не найти или их (царапин) появление трудно объяснить.
Ответ: Думаю, многим может пригодиться следующий совет в данной ситуации, тем более что подобные вопросы здесь уже звучали:
а) Если потертости/царапина любого происхождения на ОДНОМ кузовном элементе, то можно заявить без справок (более точно такую возможность смотрите в правилах страхования или узнайте в Вашей страховой по телефону порядок обращения без справок) и обязательно сказать, что "сам зацепился, тогда-то, в таком-то месте" (например: "вчера на даче об забор/проволоку/ветку". Проверять не будут, но желательно, чтобы место было реальное).
б) Если повреждено несколько кузовных элементов + без справок по правилам Вашей страховой Вы не "прокатываете" и по характеру видно, что они возникли в результате эксплуатации и плохого чувства габаритов авто у водителя =) (т.е. очевидно, что Вам НЕ поцарапали гвоздем/ключом), то можно:
*)если повреждения "родственные" и похоже, что их можно отнести к одному ДТП, то можно вызвать ГАИ (скорее всего, придется купить "правильные" справки, где будет указано место и время повреждения, иначе Вам дадут с формулировкой "неизвестно место и время происшествия", а это 100% отказ).
**) если повреждения "разбросаны" по всей машине, то здесь будет очень сложно. Скорее всего, надо будет комбинировать варианты - например, бампер заявить без справки (см. п.1), а на дверь + крыло делать справку из ГАИ (см. п.2а). При этом сказать, что повреждения были получены в один день, но в разных местах (например: "утром на даче об забор/проволоку/ветку бампер и решил его заявить без справок, а днем, уже в городе, задел крыло и дверь, и уже решил вызвать ГАИ").
в) Если повреждено несколько кузовных элементов, а с "чувством габаритов" Вы на "ты" и видно, что царапины сделаны кем то "вручную", то вызывать ОВД (без вариантов) и писать заявление обязательно:
*) с требованием возбудить уголовное дело;
**) не слушать "развод" милиционеров и ставить в нем пометку, что "ущерб моему автомобилю НАНЕСЕН ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ"
иначе отказ от СК 100%
17.
Вопрос: В меня въехал пьяный мужик взявший без разрешения машину у друга, (после чего оказалось что хозяин автомобиля подал заявление о том что машина в угоне) чтобы наверно избежать лишних проблем. У меня только ОСАГО. Сейчас мне страховая говорит что это не страховой случай и так дали понять что платить не будут. Что мне делать?
Ответ: Суд с виновником ДТП - пьяным мужиком, ОСАГО здесь ни при чем.
18.
Вопрос: Правомерны ли действия страховой компании и как следует вести себя дальше в следующей ситуации. Я являюсь потерпевшей стороной в ДТП. Возмещает ущерб страховая компания виновника ДТП. Мной по совету в ГИБДД была самостоятельно организована экспертиза, высланы телеграммы в страховую и виновнику ДТП. В назначенное время и день представитель страховой не явился. Вся документация и калькуляция была передана в страховую компанию, в том числе заявление о том, что в день оценки автомобиля представитель страховой не явился. Я звоню в страховую и узнаю, что сумма страховой выплаты в два раза меньше, чем сумма рассчитанная НЕЗАВИСИМОЙ экспертной организацией. По сути на те деньги, что собирается выплатить страховая компания, отремонтировать машину просто нереально и не понятно каким образом вообще был произведен расчет собственного эксперта страховой компании, если он даже не видел автомобиль!
Ответ: Если представитель страховой компании не явился на осмотр, что является его прямой обязанностью, то он не имеет права требовать даже повторного осмотра поврежденного автомобиля, а, соответственно, должен воспользоваться именно результатами независимой экспертизы. (Причём, Ваши расходы на экспертизу должны быть оплачены СК).
Ваше право на независимую экспертизу прописано в Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", п. 6: "Страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которой заключает договор о проведении экспертизы. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании.»
19.
Вопрос: Сегодня утром обнаружил на своей машине вспоротое правое заднее колесо (шина ремонту не подлежит), открытую пробку и валяющуюся на земле крышку люка бензобака. Визуальный осмотр других повреждений не выявил. Застрахован по КАСКО в Насте. В ихних комбиправилах страхования есть пункт:
11. ОБЩИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
11.2. Не подлежат возмещению:
11.2.1. Убытки, связанные с повреждением шин, если при этом транспортное средство не получило иных повреждений;
...
вызвал милицию, сфотографировал и составил протокол дежурный опер в присутствии двух понятых. В заявлении на имя начальника ГОМ этот опер отказался вписать формулировку типа "прошу возбудить уголовное дело по факту причинения значительного материального ущерба" ссылаясь на то что это недопустимо в данной форме заявления, а написал что-то типа что я "прошу оформить все необходимые документы для обращения в СК". Прав ли опер что все свои ходатайства и просьбы я смогу написать позже, после того как будет рассмотрено первичное заявление и будет оформляться форма №3?
Ответ: Вызывайте милицию, за колесо должны платить, если все документы нормально оформить. Милиция ОБЯЗАНА возбудить дело.
20.
Вопрос: Наехал задом на препятствие 8 месяцев назад. Сразу гаи не вызвал. Через 2 месяца позвонил в страховую, сообщил о дтп и вызвал гаи. Страховая зафиксировала факт повреждения, гаи это сделать отказались, никак договориться не смог. Месяц назад вызвал гаи, уже в другом месте, все как надо зафиксировали, получил справку для страховой. Написал заявление в страховой и они уже 2 недели рассматривают мое заявление. Сегодня позвонил в страховую и мне сказали, что у меня зафиксировано обращение полугодовой давности о повреждении и что они рассматривают мое заявление. Также упомянули, что тот мой полугодовалый разговор записан.
Как вести себя со страховой?
Ответ: Формально страховая права, Вы не выполнили пункт правил... к сожалению они имеют право отказать в выплате.
21.
Вопрос: Машина 2006 г.в., в кредит сроком на 3 года. Естественно обязательным условием явилось страхование по АВТОКАСКО. При наступлении страхового случая- из под впереди идущей передо мной машины вылетел деревянный брусок и повредил капот и лобовое стекло с подогревом. Я остановился согласно правилам ПДД и правилам страхования и вызвал ГАИ.
При обращении в страховую компанию (где оформлена АВТОКАСКО), я предоставил ВСЕ необходимые документы, всё оформили, сфотографировали, НО!!! Потребовали привезти им ещё и справку из банка, которая подтверждает, что банк не возражает получение компенсации ущерба на руки в размере 700 долл.!!! Я тогда ещё сразу поинтересовался: а почему в запросе в банк для получения справки фигурирует сумма 700 долл.? На что мне ответили, что надо же поставить какую то сумму, что эта сумма никак ничего не отражает и ни на что не влияет,"оценки и калькуляции же ещё не было!".
Справку я им привёз, хотя в банке пришлось долго объяснять, что я от них прошу! Потом целый месяц мне тянули с калькуляцией, обьясняя, что результаты ещё не готовы! И вот, наконец ,сегодня меня "ОСЧАСТЛИВИЛИ!"-СУММА равна АЖ 593 доллара!!!
КОШМАР!!! Этих денег не хватит не то чтобы просто купить стекло(само стекло стоит 16 000 руб.),а как же оплата работ по замене стекла, а как же жестянка-малярка капота, плюс материалы???!!! Вобщем, я в шоке!!! Вопрос к Вам у меня такой :что в данной ситуации мне можно предпринять и как это сделать с наибольшим эффектом? Или придется смириться ?!Заранее благодарен!
Ответ: 99% страховых компаний считают калькуляцию по прайсам дилера, который отличается от розничных цен и придраться к этому, увы, довольно сложно...
В Вашей ситуации уже сложно что-либо исправить - только заявление на пересмотр выплаты, потом досудебная претензия и т.п.. 80% нареканий в адрес страховых компаний связаны именно с занижением суммы выплаты по калькуляции. Совет всем: берете деньгами на ремонт дилерского авто - играете в "русскую рулетку" с шансами 9 к 1 не в Вашу пользу.
22.
Вопрос: Страховая считает калькуляцию на замену стекла. Допустим я его не меняю, а делаю ремонт. Что дальше? Я предъявляю машину после ремонта, допустим страховая увидела, что был именно ремонт. И? Если ремонт был некачественный и скажем, трещина на стекле вновь появилась, то само собой понятно, что в страховой мне больше денег на замену стекла из-за той же трещины мне больше не дадут. Будут ли проблемы если я обращусь в страховую для замена стекла, но уже из-за другого дефекта?
Ответ: Проблемы будут - Вам откажут в выплате, т.к. Вы должны были стекло поменять, стекло не ремонтопригодно, оно только меняется.
23.
Вопрос: У знакомого машину побило градом, для возмещения ущерба по КАСКО страховая потребовала предоставить следущие документы:
а) справку из ОВД, подтверждающую факт наступления события, имеющего признаки страхового случая;
б) справку из Гидрометеоцентра или МЧС РФ, подтверждающую факт наступления события.
Справку в гидромете дали. А вот ОВД послал, сказал к их компетенции не относится.
Страховая отказывает в выплате ущерба ибо не хватает справки из ОВД, а справка обязательна, т.к. в правилах страхования у них так прописано (правила от 2006 г.).
Как быть в таком случае, что предъявлять страховой, на что опираться?
Ответ: ОВД должны дать справку, это их компетенция - пишите жалобу.
24.
Вопрос: Народ подскажите, какой процент должна платить страховая от суммы за просрочку платежа по выплате ОСАГО?
Ответ: 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Ставка берётся на дёнь возникновения просрочки.
25.
Вопрос: Не подскажите существует ли у страховых компаний (разных) общая база данных по обращениям граждан по страховым случаям.
Ответ: Пока нет... 17 Октября 2008г.
26.
Вопрос: Слегка затер крыло и немного помял порог, всё с одной стороны. Участковый уполномочен выдать справку для страховой? Всё произошло во дворе дома
Ответ: Нет, это ДТП и должно фиксироваться сотрудниками ГИБДД.
27.
Вопрос: Если у одного из вписанных в страховку поменялось в/у, страховка на него будет недействительной?
Ответ: Формально да, об изменении надо проинформировать страховую компанию и внести изменения в полис.
28.
Вопрос: Получил направление от страховой на ремонт порога. Ремонт назначили на март. Недавно замял еще раз этот же порог. Вопрос: обращаться в страховую и оформлять еще один страховой случай или ехать спокойно на ремонт в марте? При первичном обращении, машину и порог отщелкали на фото.
Ответ: Обязательно заявите в страховую.
29.
Вопрос: Вот такой случай произошел буквально сегодня: с нетерпением ждал страховой выплаты по КАСКО, а в день, когда планировалось списание ден.средств со счета страховой компании, мне заявили, что "тот брокер, у которого я покупал полис КАСКО, так и не заплатил нам (страховщику) за Ваш (т.е. мой) полис. Денег мы Вам не перечислим, пока не заплати брокер". Т.е. оба мои полиса (и ОСАГО в том числе) недействительны...
Подскажите, что можно предпринять в таком случае?
Ответ: У Вас на руках должны быть документы, подтверждающие оплату данного полиса. Предъявите их страховщику, если отказываются - пусть делают это письменно. С этим отказом уже можно идти в суд.
30.
Вопрос: Можно ли приастоновить договор КАСКО пока машина находится на ремонте? (недавно была авария, меня признали не виновным, ремонт будет длиться минимум пол года).
Ответ: Нельзя. Можно расторгнуть договор КАСКО, если авто не кредитное. Но это экономически не выгодный вариант.
Вопрос: Какие документы нужны при разных страховых случаях:
Ответ: У каждой СК этот список может немного отличаться. Чтобы не ошибиться с перечнем, лучше смотреть правила страхования.
По ДТП - форма №12 (справка об участии в ДТП) + №31 (с группы разбора, где указана виновность тех или иных лиц) (или форма №748 - новая справка, заменяет две предыдущие) + копия протокола об административном правонарушении (в случае Вашей виновности).
По хулиганке/угону: справка из ОВД (номер формы не вспомню, может здесь подскажут...), в которой указаны обстоятельства произошедшего и стоит пометка о возбуждении уголовного дела.
При повреждении градом/ураганом: справка из МСЧ/Гидрометеоцентра.
При возгорании автомобиля: справка из территориального отдела ГПН + справка из ОВД при поджоге (см. выше)/справка из ГАИ при возгорании в результате ДТП (см. выше)
Актуально на конец декабря 2008 года.
Много интересного по новым правилам ОСАГО.
http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/02/26/society/396708/#new
Доброго времени суток, уважаемые участники клуба!
Я занимаюсь автострахованием и хотел бы поделиться с Вами ценными советами, которые многим могут помочь избежать лишней головной боли со страховыми компаниями, выбором самой компании и условий страхования. Признаюсь честно, этот «манускрипт» написан не лично мной, а одним из моих коллег, но от этого его ценность не становится меньше. Поэтому читайте и мотайте на ус, надеюсь, Вам эти знания будут полезны.
Итак:
В идеале, выбор страховой компании нужно доверить проверенному страховому брокеру/агенту, которого Вам порекомендовали друзья. Однако зачастую автовладельцу приходится действовать самому на свой страх и риск. Выбирая страховую компанию для заключения договора КАСКО самостоятельно, Вы должны учитывать несколько факторов. Желательно, чтобы выбранная страховая компания отвечала следующим требованиям:
- входить в «топ 50» крупнейших страховых компаний;
- существовать на рынке не менее 7-10 лет под своим постоянным «брэндом»;
- иметь уставной капитал не менее 300 млн. рублей и рейтинг надежности «А» и выше;
- иметь в числе акционеров и клиентов крупных юридических лиц;
- не иметь в своей истории фактов приостановки/ограничений действия лицензии на страховую деятельность со стороны Федеральной Службы Страхового Надзора и «Российского Союза Автостраховщиков»;
- иметь сбалансированный страховой портфель (ОСАГО/КАСКО должно занимать не более 50% от всех сборов за год).
- иметь собственную службу качества, которая действительно помогает клиентам находить правду в тех случаях, если их права нарушены.
Всю эту информацию можно узнать на сайте страховой компании, а историю взаимоотношений с надзорными органами на официальном сайте Агентства Страховых Новостей (АСН). Стоит учесть и тот факт, что не всегда крупный «брэнд» подразумевает высокую стоимость полиса, однако переплачивать только за имя компании тоже не стоит. Сравните 5-7 предложений от разных страховщиков, а получить выплату в любом из них без проблем Вам помогут советы ниже.
Не стоит выбирать страховую компанию, руководствуясь только следующими принципами и не беря в расчет другие факторы:
- «у нее заключен договор с официальным дилером (СТОА), в салоне которого Вы покупаете автомобиль». Сегодня подобный договор заключен, а завтра его может уже не быть… Ведь гарантийные авто в любом случае направляют только к официальным дилерам, чья гарантия распространяется по всей территории РФ вне зависимости от того, у какого именно дилера Вы покупали авто;
- «мне ее порекомендовали менеджеры в автосалоне». Как правило, менеджеры по страхованию в автосалонах занимаются только продажами. Сопровождение и консультация клиента в течение года в их обязанности не входит, поэтому подобные «рекомендации» в 80% случаев обусловлены лишь коммерческим интересом менеджера;
- «у нее самый низкий тариф». Это, безусловно важный фактор, главное, чтобы этот тариф подкрепляли хорошие условия страхования, которые не ущемляют Ваши интересы и компания прошла проверку по всем вышеперечисленным пунктам надежности;
- «там страховался знакомый – не было никаких проблем». Стоит учитывать тот факт, что страховой случай Вашего знакомого может в корне отличаться от того, который потенциально может произойти с Вами, и будут задействованы совершенно другие процедуры рассмотрения Вашего случая, другие механизмы выплаты и требования к клиенту;
- «компания близка мне по духу/профессии или имеет государственную «крышу»». Не надо забывать о том, что не так давно была отозвана лицензия у «Страховой компании правоохранительных органов»… Также стоит помнить, что приставка в «Гос», «Мос», «Рос», «Глав» и прочие стоит в названии в кавычках, перед которыми фигурируют те же ООО, ЗАО и ОАО, и представляет собой лишь грамотный маркетинговый ход…
- «у этой компании хорошие отзывы в интернете / у других известных страховых компаний много плохих отзывов». Помните – плохие отзывы пишут те, кто считают себя «обиженными», те, кому выплатили без проблем и задержек, в большинстве случаев не будут заниматься написанием положительных отзывов. Отсюда сильный дисбаланс мнений. По личному опыту знаю, что 80% «обиженных» были «обижены» из-за собственной неграмотности в вопросах страхования. Дочитав эту советы (я продолжу топик) до конца – Вы сами убедитесь в том, сколько нюансов «зашито» в правилах страхования любой страховой компании и все они наверняка могут лечь в основу «гневных речей» еще тысяч таких «обиженных», которые их не знали.
Не в коем случае не скажу, что компании, попадающие в эти 6 пунктов обязательно плохие, я лишь призываю Вас руководствоваться более профессиональными и грамотными критериями оценки.
При страховании КАСКО без дополнительных опций, имейте в виду тот факт, что Вам не будут возмещать ущерб, который был нанесен дополнительному оборудованию ТС. Дополнительное оборудование — это все то, что было установлено на автомобиль после его выхода с завода и не входило в заводскую комплектацию, т. е. тонированные стекла, литые диски, магнитолу, датчики парковки и противотуманные фары, которые Вам ставили в автосалоне при покупке надо страховать отдельно!
Оформляя полис КАСКО на новый автомобиль, Вы должны понимать, что риск «Угон/Хищение» не действует (или, в зависимости от компании, действует в размере 50% от страховой суммы) до тех пор, пока автомобиль не будет зарегистрирован в органах ГИБДД. Также риск "Угон/хищение не действует до момента установки оговоренных в страховом полисе противоугонных систем, которые должны быть установлены на автомобиль.
Выбирая вариант возмещения убытка «Ремонт на СТОА по выбору страхователя (клиента)», Вы должны понимать, что Вас не направят на ту кузовную станцию, куда Вы ткнете пальцем, а лишь оплатят счета за ремонт, который Вы сначала оплатите из своего кармана. К тому же, за страховой компанией всегда остается право оспорить Ваши счета... Некоторые компании используют практику «гарантийных писем» для СТОА по выбору клиента с обещанием оплатить счета за ремонт, однако надо иметь в виду, что 90% СТОА эти письма не примут, если у них нет никаких договорных отношений со страховой компанией.
Заключая договор страхования КАСКО (т. е. выступая страхователем) и не являясь собственником автомобиля, убедитесь в том, что Вы имеете нотариально заверенную доверенность от собственника. Без нее договор страхования будет считаться недействительным, т.к. Вы не имели права его заключать, и Вам могут отказать в выплате при наступлении страхового случая! Непрофессиональные страховые агенты часто не обращают на это внимание, спрашивая лишь о том, «будете ли Вы за рулем?», и, забывая о том, что доверенность может быть и в простой рукописной форме, но в случае страхования КАСКО юридически она не дает Вам права заключать договор страхования, и, при желании, страховая компания может признать договор ничтожным.
Внимательно подходите к согласованию условий заключения договора! Старайтесь никогда не подписываться под условиями:
- охраняемая стоянка/гараж для хранения ТС с 0:00 до 06:00. Если Вам хоть раз в год придется оставить машину на даче у друзей и ее угонят или в два часа ночи Вам во дворе поцарапают дверь — последует отказ в выплате, т. к. Вы нарушили условия договора;
- условная/безусловная/динамическая франшиза при заключении договора. Беря франшизу, как условие, Вы экономите только один раз, причем экономия, как правило, равна размеру франшизы, а страховая компания может сэкономить на Вас столько раз, сколько обращений у Вас будет за год... Брать франшизу можно только в том случае, если Вы четко понимаете механизм ее применения, имеете хороший водительский стаж и осознанно готовы взять на себя ремонт в случае не сильных повреждений автомобилю;
- грубое нарушение ПДД не является страховым случаем. Довольно «скользкий» пункт. Вам однозначно откажут за 2 сплошных в пьяном виде и без этой оговорки, но у некоторых страховых компаний в эту формулировку «зашиты» такие нарушения, как «Не уступил дорогу» и «Повернул налево там, где это запрещено». Выводы делайте сами!;
- сколы и царапины, а также наезд на препятствие не является страховым случаем. Бегите из такой страховой компании, т. к. эти повреждения являются самыми «популярными», особенно у начинающих водителей!
Если Вы страхуете КАСКО, и у Вас на автомобиле установлена сигнализация с автозапуском - Вы должны обязательно согласовать с компанией тот факт, что у Вас нет на руках одного ключа зажигания или иммобилайзера в одном из ключей, т. к. «автозапуск» может обойти защиту автомобиля только таким способом (ключ/иммобилайзер из ключа постоянно находиться в салоне ТС). По правилам страхования, в случае угона ТС Вы обязаны будете предоставить оба ключа зажигания, а ведь на руках у Вас будет только один...
Заключая договор страхования на не новый автомобиль, который имеет небольшие повреждения, Вы должны понимать, что при получении повторных повреждений того же характера они не будут покрываться страховой защитой. Вам следует самостоятельно устранить их и затем провести в страховой компании повторный осмотр автомобиля, чтобы страховка действовала в полную силу. Однако стоит учитывать и тот факт, что некоторые недобросовестные страховые компании отказывают в возмещении ущерба при получении повторных повреждений не совсем правомерно. Например – на момент страхования у Вас была царапина на двери, Вы не успели ее устранить, и Вам в дверь въехал другой автомобиль и повредил ее уже более серьезно (вмятина/под замену). В этом случае страховая компания правомерно откажет Вам в покраске двери, т.к. повреждение лакокрасочного покрытия уже было, однако оплатить ее ремонт/замену без покраски она обязана.
Теперь коснемся обращения в страховую компанию и получения выплат.
Иногда происходит такое неприятное событие, как угон автомобиля происходит прямо из-под носа владельца, путем хищения ключей из кармана.
Вот один из таких случаев: у владельца нового Nissan Pathfinder, который стоял в очереди в одном из супермаркетов столицы, грабители незаметно вытащили ключи зажигания прямо из кармана, и через 10 минут его припаркованный автомобиль благополучно исчез со стоянки... Клиент обратился в милицию с заявлением об угоне и написал заявление об угоне в страховую компанию. По данному делу был им получен отказ с формулировкой «халатность страхователя, повлекшая наступление страхового события». Чтобы избежать подобных недоразумений, в таких случаях необходимо сначала обратится в милицию с заявлением о краже/разбойном нападении и затем тут же написать второе заявление об угоне. В этом случае страховая компания не сможет обвинить Вас в халатности.
Довольно частый случай — автомобиль получает повреждения (например, помяты бампер и крыло), страхователь обращается за выплатой, получает ее наличными и едет ремонтироваться на свой сервис. Через месяц он опять получает не значительную вмятину на крыле, снова приезжает в страховую компанию и... получает отказ! Почему? Дело в том, что некоторые страховые компании умышленно не ставят страхователя в известность о том, что после ремонта ТС на полученные в качестве выплаты деньги он обязан предоставить автомобиль на повторный осмотр. В противном случае компания имеет право отказать по пункту правил: «если на момент совершения ДТП на транспортном средстве уже имелись повреждения, то они не включаются в страховое покрытие». Если Вы не предоставляли автомобиль на осмотр после ремонта, то доказать обратное Вам вряд ли удастся... Оплаченный заказ-наряд, конечно, является доказательством, но уже в суде. А разве нам с Вами нужна лишняя головная боль?
Все страховые компании предусматривают возможность обращения за выплатой без предоставления справок из ГАИ при незначительном ущербе (как правило, это остекление/ущерб кузовным элементам в пределах 3-5% от стоимости ТС). Однако, мало кто знает, что если подобные повреждения были нанесены другим автомобилем, который не скрылся с места происшествия, а Вы просто решили не вызывать ГАИ — Вам откажут в выплате без справок. В этом случае Вы нарушили пункт правил страхования, в котором сказано, что «следует отказ в выплате, если страхователь лишил страховую компанию регрессного требования к виновному в причинении ущерба третьему лицу». Выплаты без справок также не будет, если ущерб нанесен третьими лицами (хулиганство, вандализм) и Вы не обратились в местное ОВД. Проще говоря, под этим пунктом (выплата без справок) подразумевается лишь незначительный «само ущерб»... Также следует иметь в виду, что некоторые страховые компании считают бампер навесным оборудованием, а не кузовным элементом, и выплаты в случае его повреждения производятся только со справками из ГАИ.
Противоправные действия третьих лиц, в результате которых был поврежден Ваш автомобиль – главный камень преткновения и причина большинства правомерных отказов страховых компаний из-за не правильных действий клиента в подобных ситуациях. Самая частая причина отказа – это справка, выданная в ОВД с формулировкой «в возбуждении уголовного дела отказано по причине того, что заявитель признал нанесенный ущерб его автомобилю не значительным»… ОВД с подачи заявителя отказалось возбуждать уголовное дело, тем самым, лишив страховую компанию шансов найти виновника. Страховая компания в свою очередь правомерно отказывает клиенту в выплате, т.к. он лишил ее права регрессного требования и сам признал, что ущерб для него не значителен, а, следовательно, его можно не возмещать. Не повторяйте чужих ошибок – всегда настаивайте на возбуждении уголовного дела при повреждении Вашего автомобиля неизвестными лицами. И запомните, отказать в его возбуждении в ОВД по причине «это не значительный ущерб!» Вам официально не имеют права, т.к. только Вы сами определяете, значителен для Вас ущерб или нет. Если же в милиции настаивают на предоставлении документа, в котором описан примерный размер нанесенного Вам ущерба, Вы в праве его потребовать от страховой компании.
Недобросовестные страховые компании заинтересованы в том, чтобы сроки ремонта Вашего поврежденного ТС, находящегося в автосервисе, длились как можно дольше. Ведь в этот период компания не несет риск того, что Ваш автомобиль попадет в ДТП или его угонят. Многим знакома ситуация, когда происходят различные согласования между СТОА и страховой компанией, затягивающиеся на недели, а то и месяцы... Что делать в этой ситуации? При поступлении автомобиля в сервис Вам открывают заказ наряд (там описывается ваше авто — гос. номер, владелец, там же указываются повреждения, сколы, описывается примерно необходимые работы, ФИО мастера приемщика, форма оплаты и примерные сроки готовности) и Вам выдается его копия. Исходя из закона о защите прав потребителей — вы, разумеется, потребитель услуги, хотя и не являетесь ее заказчиком. Вам необходимо письменно предложить сервису окончить ремонт в указанные вами РАЗУМНЫЕ сроки (статья 314 ГК РФ). В случае если это не будет сделано — воспользуйтесь правами, предусмотренными законом о защите прав потребителей. "Давить" на страховую через ее СТОА-партнера проще...
Немногие страхователи сталкиваются со случаем полной гибели автомобиля по КАСКО, однако этот случай обычно в большинстве случаев заканчивается судебным иском к страховой компании, из-за того, что сумма выплаты сильно занижена. Не все знают о том, что страховая компания при начислении выплаты вычитает амортизацию автомобиля (примерно 1,5% в месяц), что вполне законно, а также стоимость годных остатков, которая порой, составляет не малую сумму. Страхователь же потом просто не может найти покупателя на них по сходной цене. Вот здесь и есть камень преткновения и разногласий. Согласно «Закону об организации страхового дела» (ст. 10. п. 5), который умышленно не публикуется страховыми компаниями в полной редакции, Вы можете написать заявление и отказаться от годных остатков в законодательном порядке. А звучит этот пункт так: «В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы».
Еще немного полезных советов на тему выплат и обращений, которые помогут избежать избежать спорных ситуаций со страховыми компаниями:
Обращаясь в компанию за выплатой/оформлением страхового полиса, всегда запоминайте/записывайте Ф.И.О. и должности сотрудников, с которыми общались или которые занимались Вашим выплатным делом/осмотром поврежденного автомобиля. Эта информация Вам наверняка пригодится еще не раз.
Вы должны понимать, что если по Вашему страховому случаю органами ОВД возбуждено уголовное дело (угон или противоправные действия третьих лиц), то страховая компания имеет право потребовать от Вас постановление по данному делу, которое будет вынесено следственными органами/судом. Обычно, при серьезном ущербе/угоне, выдача Вам подобного постановления будет произведена не ранее чем через 60 дней с момента возбуждения уголовного дела, поэтому на «быструю» выплату в таких случаях рассчитывать не приходится...
Всегда носите с собой все документы и ключи от автомобиля, если Вам приходиться его покидать, пусть даже на пару минут! Если после угона Вы не сможете показать страховой компании 2 комплекта ключей от зажигания и противоугонных устройств, а также ПТС и свидетельство о регистрации на автомобиль — Вам откажут в выплате. Исключением является лишь разбойное нападение, самый сложный случай как для клиента, так и для страховой компании при рассмотрении дела... Также не стоит оставлять в машине съемную панель магнитолы (инфа для тех, кто не на Туарегах), т.к. некоторые компании могут потом обвинить Вас в «действиях страхователя, которые увеличили риск наступления страхового события». Оспорить это можно, но лучше избежать подобных сложностей заранее.
Если Вам необоснованно затягивают выплату и не могут объяснить причины задержки — напишите жалобу на имя начальника урегулирования убытков и в службу контроля качества страховой компании с требованием объяснить причины задержки или предоставить мотивированный отказ. Это помогает в 30% случаев. Следующий шаг — оформите с помощью юриста досудебную претензию на имя генерального директора компании, копию которой отправьте в Федеральную Службу Страхового Надзора, а если речь идет об ОСАГО, то еще одну копию в «Российский Союз Автостраховщиков». Это помогает еще в 40% случаев. В оставшихся 30% случаев — Вам, вероятно, придется судиться со страховой компанией...
Прежде чем подписать направление на сервис для ремонта, которое Вам выдано страховой компанией по страховому случаю, позвоните на этот сервис и узнайте, когда Вас смогут записать на ремонт. Если сроки Вас удивят, в плохом смысле этого слова, попросите компанию предложить другие варианты возмещения или другие СТОА. Также следует поинтересоваться, нет ли у СТОА проблем со страховой компанией (оплата счетов и т.п.). Бывают случаи, когда Ваше авто принимают на ремонт, а потом через две недели выясняется, что ремонтировать его даже не начали, т.к. у СТОА плохие финансовые отношения со страховой компанией. Лучше подобных ситуаций избегать заранее.
Если у Вас новое гарантийное авто, и Вы обращаетесь за выплатой по КАСКО, то Вы должны иметь в виду несколько немаловажных деталей:
Взяв выплату деньгами по калькуляции, Вы наверняка не досчитаетесь 20-30% от необходимой на ремонт суммы, т.к. 80% страховых компаний считают по средним ценам на ремонт, сложившимся в данном регионе и без учета дилерских наценок на детали и нормо-часы. Если Вам однозначно не подтвердят, что калькуляция будет вестись по дилерским ценам, то берите направление на СТОА, но здесь есть шанс столкнуться с другой проблемой... Основная проблема дилерских СТОА сейчас, это безумные очереди на кузовной ремонт, которые растягиваются до полугода (!). К тому же стоит учесть тот факт, что СТОА в первую очередь принимают тех, кто платит наличными... Срок записи на ремонт не относится к компетенции страховой компании, и предъявить им по этому вопросу, увы, нечего... Но из этой ситуации есть 2 выхода.
Выход первый - изначально брать СТОА по выбору, если у Вас есть свободные средства. Вы просто едите на СТОА официального дилера, становитесь в очередь на ремонт на наличные (обычно не позже 1-2 недель с даты обращения), согласовываете заранее (!) с Вашей страховой заказ-наряд, и потом просто получаете компенсацию затрат. Если опцию «СТОА по выбору клиента» Вы себе изначально брать не стали, то, есть второй выход из ситуации - можно согласовать с СК направление гарантийной машины не на дилерскую СТОА. Там, как правило, нет таких очередей (страховщики легко на это идут, ведь это экономит их же деньги). Это можно делать, не опасаясь за некачественный ремонт лишь в том случае, если у Вас повреждены только кузовные и навесные элементы. Отправка гарантийной машины на ремонт в обычную СТОА не столь критична, как кажется на первый взгляд. Ведь гарантии Вас лишат не на весь автомобиль, а лишь на лакокрасочное покрытие, и, только тех кузовных элементов, которые Вам будут делать на "серой" СТОА. К тому же стоит учесть, что детали Вам все равно будут ставить, скорее всего «родные», от завода изготовителя. К тому же "серая" СТОА в любом случае обязана Вам дать свою гарантию на работы и покраску. Так что Вы, в общем-то, ничего не теряете, а время ремонта значительно сокращается. Однако, подобным вариантом желательно пользоваться лишь в тех случаях, когда отремонтированное авто необходимо срочно и Вам просто некогда ждать 2-3 месяца...
Продолжение следует...