Вот и наступил час икс. Полтора года турбина подвывала только под высокими нагрузками, а недавно на трассе взвыла и стала голосить на спокойных режимах, где-то от 1800 оборотов. Неделю катался "шёпотом", думая о том, как ехать обратно 200 км. В итоге в самом начале пути комп всё-таки выдал "неисправность систем двигателя", когда порезче придавил педаль газа. Напрягся, конечно. Но доехал без проблем. Более того, на трассе через 60 км остановился на всякий случай проверить уровень масла - уровень остался в обрез с прежним, ни грамма не убыло. А когда запустил движок, ошибки не было.
По приезду домой через день заехал на диагностику в сервис, позиционирующий себя как спец по турбинам. Мастер прослушал всё под капотом со стетоскопом, пока его напарник газовал. В какой-то момент при нажатии на педаль газа диагноста оглушило, и он вылез из-под капота со словами "замена турбины в сборе".
Версия была озвучена примерно так. Главная проблема в сервоприводе. Он вроде как "сошёл с ума" и работает по неподдающимся законам логики - и это вызвало износ механической части. Менять отдельно бесполезно - сервоприводы отдельно не продаются, а б/ушные варианты - лотерея: будет работать/не будет. Замена картриджа тоже не устранит причину...
Неприятный сюрприз, конечно. Но я удивился. Прекрасно слыша работу турбины в минувшие две недели, я мог оценить логику работы сервопривода. На мой взгляд логика железная: при повышении нагрузки высота звука ступенчато повышалась - как будто второе дыхание, а при сбросе - так же ступенчато понижалась. В моем понимании, это и означало изменение геометрии на повышение-понижение отдачи турбины.
Однако всерьёз занялся поисками турбины по сходной цене. Мастером была озвучена цифра 44600, что мне показалось дороговато.
Смотреть на подъёмнике он отказался - сказал, что больше, чем сверху, он там не увидит. Определить точную модель турбины тоже не смог. Для этого он опять же сверху поискал с помощью зеркальца и фонарика. Но шильдик сильно зарос, и он тогда заявил, что определить точно модель турбины они могут только при её снятии. По их данным, на мою машину возможны два варианта: Garrett 742110-5007S или 763647-5021S, причём, с их же слов (вернее, со слов какого-то их специалиста от поставщика турбин), даже VIN не определяет однозначно, какую модель турбины поставили на конвейере. Дескать, там ставили то, что было на тот момент в поставке.
Я со своей стороны сделал несколько запросов по VIN (Exist, fastz) - и мне однозначно ответили: на мою машину подходит Garrett 742110-5007S (он же фордовский finis 1 379 397)
Потом, вооружившись зубной щёткой, WD-40 и фотоаппаратом, я самолично убедился в правоте ответов на свои запросы:
(видно не ахти - но начало кода точно 742110)
Суммируя в голове факты, усомнился в компетенции диагностов и решил проконсультироваться в другом центре, который занимается исключительно ремонтом турбин.
Там сказали, что диагноз (и вообще диагностика) странны и мало вероятны, т. к. проверка работоспособности сервопривода проста: один газует, второй смотрит на движения штока. Даже если движений нет (признак закоксованности), его можно расшевелить. Сам электронный блок управления турбиной вообще, по их словам, не ломается иначе, как под воздействием грубой физической силы.
В общем, решил так. Еду в сервис, где для очистки совести посмотрим ход штока, после чего снимаем турбину и я везу её во второй сервисный центр.
По результатам отпишусь.
P. S. Попутно изучил вопрос турбины. Кому интересно - блок управления приводом турбины Garrett 712120- , он же Hella 6W-008-412-:
Как водится, на ebay.com он продаётся и отдельно. Цены 8-15 тыс.р.
К слову, на Фокусах турбина совсем не из дешёвых именно из-за этого электронного сервопривода. Он точно такой же, как на Ауди, БМВ или Мерседесах. Там та же самая модель Хеллы...
На коммерческих фордовских дизелях, я так понял, стоят турбины с обычными вакуумными приводами - отсюда и цена на них в полтора-два раза ниже.