В общем на выходных отремонтировал самостоятельно своего ГЕННАДИЯ.
Сколько же проблем мне он доставил - не было зарядки, ремонтировать в сервисах его никто не брался, ну и контрольный в голову - при стоянке АКБ разряжалась в ноль.
Для информации - авто Америка, Зетек, МКПП, генератор Motorcraft 6G.
Как снимался генератор описывать нет смысла, ибо все уже разжевано тысячу раз, единственный момент - мне пришлось отодвигать двигатель к радиатору, так гену вытащить гораздо легче.
Первая разборка и дефектовка показала изношенные коллекторные кольца, естественно щетки и не пойми как работающий диодный мост (выводы диодов были отпаяны). Так же было много следов зеленой каки на выводах реле-регулятора и диодного моста, ну и конечно же намертво прикипевшая плюсовая клемма генератора. Клемму эту почистил, ну и заменил гайку, т.к. её пришлось пилить болгаркой чтобы отвернуть).
Гену установили на место и сразу появились улучшения - появилась зарядка и кардинально улучшилась тяга двигателя.
В итоге была заказана и впоследствии установлена такая вот соляночка.
CARGO 233938 Коллектор
CARGO 141229 Щётки генератора
UTM 233210 Диодный мост
NSK B1050T12DDN Подшипник генератора
NSK 6303DDUC3E Подшипник
Итого - 907,34 рубликов на ремонт.
После того как детали пришли начался ремонт...
На этот раз генератор был полностью разобран. Гайку крепящую шкив открутить не удалось при помощи "подходящего прутка"
только загнул крыльчатку вентилятора, на этом эксперименты закончились. Пришлось ехать полюбившийся сервис по ремонту генераторов и стартеров, кстати от них узнал много интересного про ремонт генераторов в целом...
Открутили мне эту гайку ударным гайковертом, причем далеко не с первого раза, прикипела или пристыла зараза намертво.
А теперь что касаемо ремонта.
Подшипники выпресовывал-впресовывал вот таким 3-кулачковым съемником (150 р в любом магазе).
Проблем с ними не возникло, снялись без особых усилий.
Щетки менял без ковыряния корпуса, паяльником грел и выковыривал черный компаунд, потом выпаял старые щетки, притер по месту новые (нужно было сделать две "фаски" сбоку) и припаял их, сверху замазал герметиком.
Так же заново пропаял выводы реле-регулятора оловом, так надежнее показалось, т.к. олово менее подвержено окислению.
На фото видно насколько изношены старые щетки.
Далее начались манипуляции с коллектором, старый коллектор просто расколол молотком и откусил выводы соединяющие его с обмоткой ротора.
Чтобы поставить новый коллектор необходимо спилить специальные дугообразные выштамповки крыльчатки, они огибают вывода коллектора. Если присмотреться, то хорошо заметны пропилы от болгарки.
Новый коллектор
Забивал тяжелым молотком при помощи оправки, которой служила головка на 13 из набора. Поверх головки прикладывал деревяшку, чтобы "смягчить" удары. Очково было если корпус бы треснул
, старый то уже расколот, а новый ждать в случае ошибки неделю.
С счастью все прошло удачно, коллектор был посажен на место.
Дальше следовало припаять диодный мост к обмоткам статора. Процедура не сложная, только нужно иметь паяльник ватт на 80, у меня был 40 Вт, оказался слабоват, долго греть приходилось. Но зато при пайке щеток и выводов реле-регулятора самое то, пожечь ничего не боялся.
Кстати для сравнения фото старого и нового диодных мостов. Отличия есть только визуальные, разводка абсолютно одинакова.
Осталось только запрессовать малый подшипник (молоток и оправка головка на 12), установить регулятор и стянуть корпус болтами.
Потом на всякий случай покрутил ротор, чтоб щетки "нарисовали дорожки", снял заднюю крышку и регулятор, чтобы посмотреть след от щеток на кольцах коллектора.
К счастью все оказалось в идеале, щетки "нарисовали" след ровно по середине.
Со спокойной душой собрал ГЕННАДИЯ и установил на машинку.
Кстати, при затяжке болтов корпуса необходимо следить за равномерностью затяжки и при необходимости регулировать равномерность вращения ротора (чтобы он не задевал на сердечник статора, иначе ХАНА генератору
).
После установки зарядки пришла в норму.
Единственный КОСЯК мой - не притер щетки и не проверил радиальное биение колец коллектора, первое время лампа АКБ загоралась, теперь вроде не досаждает, первые 300 км притирки и тест драйва прошли удачно.
P.S. Гайку шкива подтягивал на установленном генераторе, ударял по рукояти трещотки, двиг на 1-й передаче, ремень на шкиву КВ проскальзывал при ударах. Конечно лучше было бы ударным гайковертом затянуть, но времени и желания кататься в поисках оного не было, был вечер субботы и желание отдохнуть с умиротворением в душе от выполненной работы.