В современных автомобилях так же широко продвигаются технологии , основанные на принципах признания человеческого фактора . Мне запомнился довольно яркий , как мне показалось , пример . На ремонт поступил форд фокус с поврежденным ремнем ГРМ. Ну, как и следовало ожидать , погнулись клапаны газораспределения и все такое, любой автолюбитель сам дополнит список последствий. Мне показалось любопытным другое.
Так , например, когда я собирал мотор обратно после замены всех поврежденных деталей, наступила необходимость в установке правильного положения распределительных валов относительно положения коленвала. У большинства двигателей, с которыми я сталкивался ранее, для этих целей служат метки на шкивах . По этим меткам было необходимо проверять правильные положения валов . Однако , на этом двигателе ( по моему, это был ЗЕТЕК 1,8л ) никаких меток нигде на шкивах не было. Не было так же ни одного шпоночного паза ни на распредвалах, ни на коленвале.
Надо заметить, что для выполнения этого ремонта, мне напечатали на принтере несколько страниц подробной инструкции и указаний всяких требований , вроде момента затяжки болтов и гаек. Там была описана подробная последовательность действий. Кстати, в данном случае, это была очень полезная и ценная информация, ведь без нее выполнить эту работу в первый раз было бы трудно. Я помню , что немного переживал и опасался тупо следовать описанному алгоритму действий по установке распредвалов, поскольку опасался погнуть клапаны, ведь каждый знает, что это вполне реальная ошибка, которую можно допустить , если неправильно поставлены распредвалы. Я зачем то проанализировал положение поршней и проверил соответствие открытых и закрытых клапанов на головке блока. Мне было необходимо удостовериться , что все правильно.(ведь если бы я накосячил с новыми клапанами, думаю, шума было бы много). Однако, как ни странно, все получилось довольно просто и главное быстро. И тут я понял принцип, которым руководствовались конструктора этого двигателя. Все оказалось просто для исполнения: Сначала вы ставите коленвал в положение, когда поршни стоят примерно посередине и все на одном уровне. Далее выкручиваете болт-заглушку на блоке со стороны ШРУСа привода правого переднего колеса, взамен его вкручиваете специальный технологический болт , который должен быть определенной длины, около 40 мм.
Затем доворачиваете коленвал по часовой стрелке до момента, когда он внутри блока упрется в этот самый технологический болт, становясь при этом в необходимое положение ( однако это не ВМТ какого либо поршня!) Следом ставите распредвалы и фиксируете их положение с помощью обычной металлической полосы толщиной около 5 мм (в торцах распредвалов есть пазы) . Далее затягиваете болты крепления всех трех валов до нужного момента. Напомню, никаких шпоночных пазов там нет, все держится только посредством сильного зажима( кстати, конуса там тоже нет). Момент затяжки довольно суровый, сначала 40 кг на метр, а потом еще поворот на 180 градусов, большим рычагом.( я вообще то даже опасался , что болт может порваться) .Остается выкрутить технологический болт и закрутить заглушку обратно . На этом установка ремня ГРМ заканчивается и собирается вся остальная мелочь. Быстро и просто. И не надо забивать голову всякими высшими мертвыми точками и прочими глупостями. Для этого требуется больше времени по обучению обслуживающего персонала. Кроме того, следует отметить, что и производство так же заметно удешевляется . Судите сами- становится ненужной операция по фрезерованию шпоночных пазов на коленвалах, распредвалах, на шкивах, и вообще сокращается время общей сборки двигателя на заводе.
Источник
http://www.yaplakal.com/forum11/st/175/topic260307.htmlx