ЛОЖНЫЙ СЛЕД
Чаще всего «болели» машины после заливки фирменного масла из бочек, произведенной на серьезных автосервисах. Как там отбиваются от бесплатного ремонта убитых моторов? Кивают на использование некачественного топлива - раз, на попадание воды или антифриза в масло - два, на отсутствие контроля за уровнем масла - три.
Последний вариант отметается сразу: даже при очень малом количестве масла в поддоне оно не имеет права менять свои свойства столь радикально. К тому же перед глазами водителя лампа аварийного давления, помогающая уберечь мотор от работы всухую. После долива никаких последствий обычно не возникает.
Самый распространенный ход при отказе в гарантии - намек на некондиционное топливо. По мнению механиков, всему виной низкое октановое число, избыток серы или высокое содержание смол. Заметим, что всё, кроме серы, по нынешним законам неподсудно. Но мы проверим все три причины.
ТОПЛИВО - ОПРАВДАТЬ!
На заклание обрекли несколько стендовых двигателей ВАЗ-2108, полностью исправных. Раздобыли 100 л дрянного топлива: октановое число всего 89,5, содержание серы свыше 800 ррт (при норме 150), смол - более 3,5 мг/дм3 (должно быть практически нулевое). Усугубили ситуацию, обеспечив маслу максимально возможный контакт с этой дрянью - отломали боковой электрод одной из свечей. Теперь часть бензина, попавшего в неработающий цилиндр, полетит прямо в картер.
Самодиагностика мотора возмущенно отреагировала «чек-энджином» - мы отвернулись. Мотор трясся и вибрировал, но выдержал! Более того, его вскрытие не выявило никаких проблем. Давление масла, конечно, немного упало, но, как только испорченную свечу заменили нормальной, стрелка вернулась на прежнюю позицию. Оно и понятно: бензин -жидкость летучая и в разогретом до рабочей температуры масле долго не живет.
Замеры физико-химических пара-метров (ФХП) масла тоже не поразили. Вязкость немного упала: все-таки какие-то фракции бензина в нем остались. Щелочное число чуть снизилось -с 7,8 до 7,4 мг КОН/г. Кислотное число увеличилось на 0,3 мг КОН/г. Температура вспышки упала заметно - с 224 до 203 °С. Это четко говорит о том, что бензин в масле был! Но убить его он оказался не в состоянии.
Отметим, что в реальной ситуации скрыть подобное издевательство над мотором не удастся: система диагностики оставит неизгладимый след в компьютере. Но чаще всего в аварий¬ных ситуациях этих следов не обнаруживали.
бензин признать невиновным!
ПОДОЗРЕВАЕТСЯ ВОДА
Вообще говоря, вода в масло попадает всегда! Она конденсируется из влажного воздуха, поступающего в цилиндры, и вместе с картерными газами смешивается с маслом. А вот антифриз может попасть в масло только из негерметичной системы охлаждения, причем, как правило, при остановленном двигателе. Когда он работает, давление в системе смазки выше, чем в системе охлаждения, а потому прямой путь антифризу в масло закрыт.
Проверяем. В исправный двигатель залили 3 л свежего масла, а потом бух-нули туда целый литр воды. В поддоне немедленно образовалась эмульсия, а давление заметно упало. Но мотор-то работает, ничего критического не слышно и не видно. Более того, постепенно давление масла стало расти и скоро вернулось на начальный уровень: вода испарилась, масло восстановило исходное состояние. Вскрытие не выявило никаких ужасов, изменения ФХП также в пределах погрешности. Снимать с гарантии под этим предлогом - технически неграмотно!
Повторили опыт, заменив воду антифризом. И опять двигатель выжил. Конечно, если пойти на принцип и очень долго ездить с пробитой про-кладкой головки цилиндра, постоянно доливая антифриз в бачок, то в итоге можно добить и масло, и мотор: в последнем накопятся следы испорченного этиленгликоля. Итог - увеличение вязкости масла, рост загрязненности. Но это крайний случай наплевательского отношения к машине, который не смог бы остаться незамеченным при диагностике.
Мы же хулиганили до конца и заставили мотор поработать пару часов на антифризе вместо масла. Вскрытие показало настоящие сталактиты грязи, висящие на стенках картера, и лужу черной грязи в поддоне. Но вляпаться в такую ситуацию на практике нереально, и масло тут уж совсем ни при чем.
Вердикт: охлаждающая жидкость ни при чем! Но что же тогда?
АГА, ПОПАЛСЯ!!!
Все попытки блюстителей гарантии подставить под удар невиновных мы отбили, причем не рассуждениями, а результатами реальных экспериментов. Но в почти любом детективе действуют неприметные фигуры, которые и оказываются главными злодеями.
Первого «сдали» специалисты-масленщики. По их мнению, резкое повышение вязкости можно связать с быстрой полимеризацией определенных компонентов пакета загущающих присадок - из-за объемного перегрева. Неслучайно некоторые производители масел вдруг стали давать на семинарах четкую рекомендацию: если было перегрето - срочно заменять.
Перегреть масло? Это мы запросто! Отключили внешний обдув двигателя и подобрали подходящий режим работы. Кстати, в отличие от большинства автомобилей, в нашем температура масла в поддоне постоянно выводится на панель управления. Вот она поднялась градусов на двадцать-двадцать пять, ждем.
Два образца масел отработали нормально, выдержав и это. А вот третье вдруг стало заметно густеть, в емкости для слива вскоре собрался тот самый «гудрон», который мы наблюдали на стенках убитых моторов. На внутренней поверхности блока и на боковых поверхностях поршней загрязнений тоже обнаружили значительно больше, чем обычно. И повышенный угар, и падение щелочного числа - всё налицо!
Так, одного повязали. Но особой радости при этом не испытали. Как владельцу обыкновенной машины отследить реальную температуру в поддоне? Ведь только на спортивных машинах есть такой датчик, да и то не на всех. Надежда только на производителей масел: они должны испытывать свою продукцию, провоцируя подобные ситуации!
А второй злодей все время был на виду - по законам жанра! Когда-то его обнаружил один из читателей ЗР, заметивший в купленной канистре крутого масла непонятный осадок. Тогда на наш запрос технический специалист российского представительства этой фирмы отреагировал мгновенно:
«Настоящим сообщаю, что в моторных и трансмиссионных маслах допускается присутствие незначительного количества осадка. Он может быть вызван... ассоциацией мелкодисперсных частиц катализатора, имеющих размер меньше, чем поры заводского фильтрующего элемента. Эти осадки... могут иметь цвет вплоть до черного. Встречаются редко и, как правило, только в тех партиях масла, которые были изготовлены сразу после перезагрузки свежего катализатора в аппарате. На эксплуатационные характеристики товарного масла влияния не оказывают... в процессе работы вновь переходят в мелкодисперсное состояние».
Иными словами, один из главных мировых производителей масел признался в возможности нарушения технологии производства. Но спасибо за подсказку! Напоминаем: катализатор используют для управления реакциями, протекающими при получении базового гидрокрекингового масла. В готовом продукте он может остаться только из-за некачественной фильтрации. И именно он ускоряет неконтролируемое окисление масла, способное вызвать его смерть!
Что же, мы раздобыли гранулы катализатора, измельчили их до размера упомянутых выше «мелкодисперсных частиц», смешали с хорошей синтетикой 5W-30 - и через полчаса увидели: вот он, зловредный осадок! Затем залили это масло в очередной подопытный мотор и начали цикл. Через двадцать часов давление упало, а масло на щупе стало заметно гуще. Уже через 40 моточасов испытаний давление совсем исчезло. Убийца найден!
Вскрытие, обмер, осмотр. Первое, что бросилось в глаза: из исходных 4 л масла в подставленную емкость вылилось от силы полтора. И это за «пробег», эквивалентный меньше чем 3000 км реального! Цвет жутковато черный. А давление упало потому, что основная часть порошка осела в каналах и практически закупорила систему смазки.
Для порядка - анализ ФХП масла, поработавшего с «безвредным» порошком. Вязкость, изначально составлявшая 11,2 сСт при 100 °С, увеличилась до 17,9 сСт. То есть масло, изначально пребывавшее в классе SAE-30, перескочило в SAE-50. Кислотное число увеличилось более чем на 2,5 мг КОН/г. Напомним, что в последней ресурсной экспертизе за 180 моточасов образцы масел увеличивали свою кислотность всего на 0,75-1,0 мг КОН/г! А это при комнатной температуре не хотело стекать со стенок - такого мы еще не видели. Итак, «безвредный» порошок катализатора за короткое время угробил масло и мотор. Да так, что даже капиталка ему не поможет.
Конечно, для ускорения эксперимента мы ввели достаточно много
зловредного порошка. Но вспомните: большинство случаев гибели моторов происходило при заправке бочковым маслом на СТО! И если в тару изначально было залито грязное, плохо отфильтрованное масло, то по полной программе достанется тому, кто хлебнет пайку со дна, где уже не масло с осадком, а, скорее, осадок с маслом.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вы не услышите от нас призыва не покупать масел фирм А, В и С и раскупать масло фирмы D, потому как оно никогда не «болеет». Мы не стрелочника искали, а исследовали проблему. К тому же 10 000 машин могут счастливо ездить на масле фирмы А, а вот 10 001-я попадет в неприятную ситуацию.
КАПЕЛЬНАЯ ПРОБА
На любую пористую бумагу (оптимально -кусочек фильтра для кофеварки или хотя бы кусочек газеты) с масляного щупа холодного двигателя капните капельку масла. Если она быстро расплывется по бумаге, образовав несколько концентрических кругов, то масло живое. А вот если оно не захочет растекаться и останется черной каплей в месте падения - срочно заменять!
x