Операция «Брунгильда», по данным западных спецслужб обеспечившая доступ СССР к технической документации сверхзвукового пассажирского лайнера «Конкорд» совместного британо-французского производства, началась в конце 1950-х.
При содействии восточногерманской спецслужбы «Штази» Советский Союз завербовал 69-летнего химика, швейцарца Жана-Поля Суперта, банально подкупив его. В течение нескольких лет через осведомителей в Англии и Франции он собирал чертежи и схемы «Конкорда», передавая их затем в ГДР.
Суперт работал на восточных немцев вплоть до 1964-го, пока не был разоблачен. В один из январских дней 1964-го он ехал на поезде в Варшаву. Суперт знал, что в этом же составе находятся агенты восточногерманской спецслужбы «Штази» — им он собирался передать зашифрованное послание. Швейцарец, однако, не подозревал, что бельгийские разведчики тоже сели на этот поезд и пристально за ним наблюдали. Внимание спецслужб он привлек еще три года назад. Показалось странным, что живущий на одну пенсию пожилой человек поселился в престижном квартале Брюсселя и колесит по Европе, останавливаясь в шикарных отелях. Кроме того, Суперт часто наведывался в ГДР.
В тот январский день бельгийцы заметили: пока ученый ехал в поезде, он подозрительно часто отлучался в туалет. Помещение обыскали: за умывальником нашли полую губку. Внутри — контейнер с микрофильмами, на которых записаны данные о «Конкорде».
После ареста Суперт предложил себя в качестве двойного агента, а затем раскрыл имена своих информаторов и других советских и восточногерманских агентов, интересовавшихся «Конкордом». По его наводке был арестован и инженер Герберт Штайнбрехер, несколько лет собиравший для ГДР информацию о западном авиастроении. Некоторые исследователи предполагают, что глава парижского представительства «Аэрофлота» Сергей Павлов, который был арестован и депортирован в начале 1965 года при попытке купить документацию Sud Aviation (французского производителя «Конкорда»), был раскрыт в том числе из-за данных, предоставленных Супертом.
Операция «Брунгильда» завершилась вместе с выдворением Павлова. Точное число документов, переданных советской стороне различными осведомителями, неизвестно до сих пор.
По мнению ряда специалистов, чертежи и схемы «Конкорда» могли быть использованы при проектировании советского сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, обеспечив СССР возможность провести первое летное испытание раньше, чем это сделали французы.
...
из-за удивительного внешнего сходства двух самолетов после показа моделей на 26-м авиасалоне в Ле-Бурже отечественная разработка получила на Западе шуточное прозвище Concordskiy («Конкордский»)
https://lenta.ru/articles/2017/10/18/corporatespy/