В последнее время в ОЗПП все чаше поступают жалобы потребителей на недобросовестные автосалоны. В 2009 году количество поданных жалоб возросло в более чем полтора раза по сравнению с докризисным периодом.
Основное количество жалоб связано с низким качеством обслуживания автомобилей, в том числе и гарантийного, и ненадлежащим исполнением обязательств по договорам оказания услуг и купли-продажи.
Автосалоны торгуют фальсифицированными либо ранее использованными автозапчастями и комплектующими, выдавая их за новые. Потребителей не уведомляют о бесплатных заменах дефектных деталей, которые проводятся производителями автомобилей при проведении отзывных кампаний. Новые исправные детали, бесплатно полученные дилерами от производителей для замены, присваиваются для последующей продажи.
Недобросовестные продавцы автомобилей не выполняют своих обязательств по гарантийному обслуживанию даже в тех случаях, когда налицо – явный брак. Так, один из дилеров ЗАО «Автотор» отказался провести гарантийный ремонт лакокрасочного покрытия капота и двери багажника автомобиля Kia Carnival, отслоившегося в результате развития подпленочной коррозии. Только решение суда заставило автодилера привести покрытие в порядок.
Зачастую при продаже автомобиля работы по установке дополнительного оборудования производят настолько некачественно, что это становится причиной выхода из строя транспортного средства.
Например, дополнительное оборудование, установленное ненадлежащим образом в ООО «Элекс-Полюс» на новый ВАЗ-21130 одной из покупательниц, вызвало короткое замыкание, следствием которого стал пожар, почти полностью уничтоживший автомобиль.
ООО «Еврогаз» произвело монтаж на Volvo-960 газобаллонного оборудования с поддельным сертификатом соответствия и вообще не предназначенное для использования на автомобилях этой марки. В результате произошел взрыв в подкапотном пространстве, а последовавший вслед за этим пожар привел иномарку в полную негодность.
С началом кризиса на рынок вновь вернулась полукриминальная торговля нелегально восстановленными аварийными иномарками под видом новых, которая была широко распространена в начале 90х годов. Этот «бизнес» теперь приобрел некоторую специфику: недобросовестные автосалоны стали заниматься реализацией заведомо бракованных или пострадавших при транспортировке автомобилей, скупая их не по одной, а мелкими партиями.
Продолжают использоваться методы недостоверной и вводящей в заблуждение рекламы: завышение цен по сравнению с указанными в рекламных объявлениях, сокрытие существенных условий реализации, влияющих на выбор покупателя, утаивание дефектов, фальшивые потребительские конкурсы, реклама дешевых автомобилей, реально отсутствующих в продаже.
Наиболее вопиющим способом нарушения потребительских прав граждан стала непоставка автомобилей, купленных по условиям стопроцентной предоплаты. Подобное поведение автодилеров становится чуть ли не общепринятой практикой ведения ими бизнеса.
Заключив договор купли-продажи и полностью оплатив стоимость новой иномарки, покупатель рискует остаться без денег и желанного автомобиля. При этом компания-дилер продолжает работать, не стремится «спрятаться» от покупателя и как ни в чем не бывало заключает договоры на условиях стопроцентной предоплаты с другими потребителями. «Купленный» таким образом автомобиль можно ждать бесконечно долго! На поведение недобросовестных дилеров не влияют ни устные переговоры, ни даже предъявление письменных претензий, от которых они могут открыто отказаться.
Например, ООО «Диверс Моторс» полтора месяца не желало отдавать покупателю полностью оплаченный им Volkswagen Passat стоимостью более 900 000 рублей.
Для потребителей наилучшим выходом из подобных ситуаций становится подача искового заявления в суд с требованием немедленного выполнения условий договора, оплаты неустойки и возмещения понесенного ущерба и морального вреда.
В ходе судебных разбирательств предприниматели – продавцы автомобилей пытаются уйти от ответственности, не являясь в суд, отказываясь от своих обязательств и даже проводят перерегистрацию своих фирм, чтобы не возмещать финансовый ущерб и моральный вред, причиненный потребителям.
Примечательно, что даже в общем и целом законопослушные автодилеры, совершив явную ошибку при исполнении договора купли-продажи, не желают ее исправлять и добровольно возмещать ущерб, причиненный их действиями потребителю. Так поступило ООО «Рига-Авто», поставившее покупателю Volvo S40 без люка с электроприводом, обязательное наличие которого было заранее оговорено.
Только по названным искам с автодилеров в соответствии с решениями судов либо в досудебном порядке было взыскано в пользу потребителей более 2 300 000 рублей.
ОЗПП рекомендует гражданам приобретать автомобили только у фирм, чья деловая репутация проверена и подтверждена рекомендациями покупателей, ранее пользовавшихся их услугами. Следует помнить, что даже в известном автосалоне можно приобрести некачественный автомобиль, а реклама не гарантирует высокого качества товаров и услуг. При выборе автомобиля стоит прислушаться к мнению компетентных экспертов, а в случае нарушения потребительских прав - обращаться в суд.
x