Обобщу всю информацию по лямбда зондам, применяемым на FFII.1. На FFII лямбда зонды применяются двух видов: широкополосные пятипроводные на ST и четырехпроводные на все другие двигатели. Нас интересуют последние, четырехпроводные, их я и опишу.
2. Все четырехпроводные лямбда зонды Bosch одинаковые.
3. Хоть от Форда, хоть от российского автопрома, хоть от других иномарок. Различаются только разъемами и длиной проводов.
4. Для Форда лямбда зонды производит только Bosch.
5. Все лямбда зонды произведенные для Форда имеют два вида разъемов: зеленый (верхний, до катализатора) и синий (нижний, после катализатора)
6. И синий и зеленый разъем зонда можно "доработать" напильником, удалив направляющие, и он будет подходить и к синим, и к зеленым разъемам на авто. Поэтому можно купить любой четырехпроводный лямбда зонд Bosch с Фордовским разъемом, при том, что длина его не меньше оригинального. То, что необходимо удалить напильником указано красными стрелками на фото ниже:
7. Все оригинальные финис коды (и действующие и устаревшие) и аналоги Bosch, всех лямбда зондов применяемых на FFII сведены в одну таблицу:
8. На двигателях с двумя катализаторами лямбда зонды имеют следующее наименование:
HO2S11 - Bank 1 Sensor 1
HO2S12 - Bank 1 Sensor 2
HO2S21 - Bank 2 Sensor 1
HO2S22 - Bank 2 Sensor 2
Podvodnik1
30 October 2012
Лямбда зонд. Кислородный датчик, замена. Аналоги.
sanekk
Согласен, ключик на будущее пригодится полюбому... только вот где взять этот Ford TIS 2004 на С-мах?? Поиск выдает битые ссылки. Где можно нарыть этот ТИС ???
AUX
на сайте torrents.ru, в поиске можно набрать tis, но нужно зарегистрироваться для скачки. Ford TIS, кстати, только англоязычный...
AUXsanekkПо поводу соединения проводов. Сначала тоже решил паять, но оказалось не все так просто. Провода термостойкие, они не медные, а то ли стальные , то ли из нержавейки. Короче спирт с канифолью их не берет, а поскольку паяные всякими активными флюсами соединения на улице живут не более 3-6 месяцев (поверьте моему опыту), было принято решение скрутить провода, а затем обжать их тонкими втулками (для оконцовки многожильных проводов). В принципе, если просто обжать скрутку, то поскольку провода стальные, они неплохо друг за друга держатся, но мне так делать "религия" не позволяет (профессионально занимаемся проектированием и выполнением электромонтажных и слаботочных работ, а в этой области скрутка без пайки или опрессовки (сварки, болтового соединения и т.д.) запрещена ГОСТом, СНиПом и ПУЭ.)
Места соединения лучше распределить по длине, чтобы утолщения не были в одном месте. Далее все правильно- термоусадка. Лучше бы конечно использовать термоусадку с клеевым слоем (тогда получится герметичное соединение), но я не нашел такой, диаметром менее 8мм.
Конечно, самый идеальный вариант был бы: поставить ответную часть разъема от 10-ки, но опять-же, в магазинах такие только с огрызками проводов, причем медных.
По поводу затяжки- там же уплотняющее кольцо, как на жигулевских свечах, ну и затягивайте как свечу, а вот откручиваются они очень тяжело.
Ну да глаза боятся, а руки делают! Все-таки экономия 40000р.- очень неплохой стимул
Соединение проводов- ну вот как то так:
(В нижнем правом углу готовое соединение в трубке)
vvk80Если честно, то сейчас уже не уверен. К сожалению все мои познания в этом вопросе ограничены тем, что нарыл в интернете и прочел в книжке "Датчики кислорода", а наши датчики- современные, поэтому информации по ним крайне мало. Назвал так его со слов мастера-диагноста, с чьего "благословления" и затеял все это, а он вообще то парень очень толковый.
У меня предложение: кто, что найдет ценного, может на зарубежных сайтах (почему-то на украинских сайтах много ценной информации) , не стесняйтесь выкладывайте! Мы же все здесь учимся, познаем неизведанное и делимся опытом.
То, что у нас не циркониевый датчик уверен полностью. На снимке видно, что у нашего датчика провода заделаны герметично (там такая резиновая прокладка, из которой выходят провода), а циркониевому зонду для работы нужен кислород, поэтому там в центре отверстие для доступа воздуха.
issxx1Для обжима проводов можно так же использовать
ВОТ ТАКИЕ клеммы, здесь как раз и клеевая термоусадка.
Ну или вот
ЗДЕСЬ вроде как дешевле...
sanekk
Спасибо.
Тоже думал о таких (по первой ссылке), даже купил. Смутило то, что, если использовать соединители малого диаметра, то надо соединять провода встык, а гильза медная, получается соединение разнородных материалов. Если использовать соединитель большего диаметра, что бы обжать скрутку, то соединение получается слишком громоздким и не влезает под штатную защитную термостойкую трубку. А вот гильзы из Чип-Дипа, похоже самое оно.
P.S. Но с ценами Чип и Дип совсем, как бы это помягче сказать...
Тема действительно интересная. Судя по той инфе что мне удалось найти, можно дать несколько определений:
1. у "широкодиапазонных" датчиков всегда имеется пять(и только пять) проводов на выходе.
2. отличительная черта "титановых" датчиков - красный цвет провода нагревательного элемента. На бошевском сайте посвященном лямбда-зондам, я вообще не встретил упоминание о датчиках на оксиде титана(странно даже).
3. согласно бошевскому каталогу на всех бензиновых двигателях FF-II(кроме 2.5 iST) используется "циркониевый" датчик пластинчатого(планарного) типа. И, судя по одинаковой модели "универсального датчика"(UNI), отличаются они только длиной проводов (ну может быть разъёмами).
На "Калине" используется "универсальный датчик" той же модели.
Поглядел каталог внимательнее - на 1.6 Ti-VCT выпуска до 01.08(с двумя катализаторами) не заявлен вообще никакой "универсальный датчик".
P.S. извиняйте, ссылки почему-то не удалось разместить.
Igor_redДа... Похоже пора посыпать голову пеплом
Ситуация такова: с практической частью задачи мы справились, можно сказать на "отлично", а вот теория "хромает" на обе ноги. Конечно дело в недостатке информации. Давайте сообща восполнять этот пробел. Пока мы решили эту задачу на "слесарном" уровне, кому то и этого достаточно, а хотелось бы на "инженерно-конструкторском".
К сожалению, ссылки Вам не разрешают выкладывать, поскольку у Вас пока мало сообщений. Если не сложно, просто напечатайте их, кому интересно, тот сам их наберет.
Даже в личку не получается нормально ссылки отправить...
Сайт Бош посвященный лямбда-зондам:
www.bosch-lambdasonde.de/en/index.htm
Есть картинки и анимашки. К сожалению, много материала только на немецком языке.
Ссылка на каталог:
www.bosch-lambdasonde.de/en/downloads/lambda_sensor_catalogue.pdf
Тут обратите внимание на "универсальный датчик". Оказывается даже у Бош есть решение на "скрутках". Но нас этот момент интересует с другой стороны - если у автомобилей совпадают модели UNI, то будут совпадать и посадочные места. Т.е. получается, что датчик от Калины можно почти официально устанавливать на большинство двигателей FF-II
По этим же ссылкам можно прочитать, что наши датчики рассчитаны на 160 000 км... Так что я пока не буду париться. Машина ездит нормально при пробеге в 90 000... Хотя я для себя многое узнал из этой темы.
А еще ниже, в каталоге на стр. 137 указано, что на Фокус интервал замены 250 000 км.
sanekk:
|
А еще ниже, в каталоге на стр. 137 указано, что на Фокус интервал замены 250 000 км. |
Да, меня тоже и рассмешило, и огорчило...
Привет всем!
За последние тридцать лет получили распространение два типа лямбда-зондов - стоковые (LSH и LSF) и широкополосные (LSU). В стоковых зондах выхлопные газы проходят по внешней стороне керамического измерительного элемента, внутри которого находится эталонный воздух. В зависимости от остаточного содержания кислорода в выхлопе на двух полюсах сенсорного элемента возникает различная концентрация молекул кислорода. Поскольку керамический датчик пропускает ионы кислорода, они могут перемещаться между двумя сторонами сенсорной ячейки, создавая электрическое напряжение. Стоковые датчики генерируют высокое напряжение (около 0,9 В) при насыщенной смеси (низкое содержание остаточного кислорода в выхлопных газах) и низкое (около 0,1 В) - при бедной смеси (высокое содержание кислорода). Скачок напряжения между отдельными уровнями происходит при лямбда=1. Классический стоковый зонд с подогревом или без представляет собой так называемый контактный датчик. В 1994 году компания Bosch первой в мире начала серийный выпуск стоковых зондов на базе керамической планарной технологии, устойчивых к высоким температурам и воздействиям окружающей среды. Современное поколение зондов LSF4.2 отличается быстрым временем реагирования, готовностью к работе через 10 секунд после пуска двигателя и долгим сроком службы.
Широкополосные зонды, выпускающиеся с 1998 года, отличаются от стоковых датчиков более широким диапазоном измерения и производятся исключительно на базе планарной технологии. Принцип действия широкополосного зонда основан на постоянном поддержании значения лямбда=1 в измерительной камере при помощи насосного тока. Измерительная камера отделена от потока выхлопных газов пористым диффузионным барьером. При насыщенной смеси в измерительную ячейку накачивается кислород, для чего к насосной ячейке подводится "отрицательный" ток. При лямбда=1 насосный ток равен нулю. При обедненной смеси кислород выкачивается из измерительной ячейки "положительным" током. Исходящий сигнал широкополосного зонда пропорционален остаточному содержанию кислорода в выхлопных газах. Такие датчики необходимы, прежде всего, в бензиновых двигателях с прямым впрыском на обедненных смесях, а также в газовых и дизельных двигателях, чтобы блок управления двигателем мог получать точные данные о составе смеси даже при лямбда"1. Последнее поколение широкополосных зондов Bosch LSU4.9 поддерживает диапазон измерений при значениях лямбда от 0,7 до бесконечности, а также отличается высоким уровнем точности сигнала и временем реагирования менее 30 мс. Благодаря этому возможен индивидуальный контроль состава смеси для каждого цилиндра и, как следствие, более экономичная и экологичная работа двигателя. Полная готовность датчика к работе достигается в течение менее 10 секунд после пуска двигателя, что позволяет еще больше сократить вредные выбросы в фазе прогрева.
А теперь посею смуту
На фото
issxx1 -зонды планарные судя по фото каталога бош.Планарные-они же широкополосные должны иметь 5 хвостов(с 4 ну никак не могут из за принципа действия по сравнению со стоком).Но на фото 4 хвоста!У меня что то не сходится никак.У кого какие мысли?Делитесь.
issxx1Ваш опыт подтверждает да и я чуток каталог покурил что датчики совместимы с Калиновскими.Что ж это получается!?Что за разъём и 20см шнурка столько надо переплачивать
Igor_redДатчик циркониевый точно (20-900mV)Титановый выдаёт 4-5Вольт.В каталоге вообще нет.
Немного теории это хорошо... Но, как показывает практика, что issxx1 решил проблему и поставил датчики с 4 мя поводами, и успешно решил. Машина бегает, чек не горит, что еще надо от жизни??? Так может не терзать свои умы недовериями к свершившемуся факту замены с большущей экономией денежных знаков и просто начать заниматься статистикой.
например:
замена лямбды на аналог от Калины
1) поменял-полет нормальный
2) поменял- горит чек, машина не едет.
3) что такое лямбда?
и закрепить сверху темы...
цитата: |
...внутри которого находится эталонный воздух. |
Полезная инфа. Т.е. фактически, датчик не сообщается с наружным воздухом ? Если так, то хотя бы становится понятно как вообще возможно работа планарных датчиков.
цитата: |
на фото issxx1 -зонды планарные судя по фото каталога бош.Планарные-они же широкополосные должны иметь 5 хвостов(с 4 ну никак не могут из за принципа действия по сравнению со стоком).Но на фото 4 хвоста!У меня что то не сходится никак.У кого какие мысли?Делитесь. |
Ну это совсем просто - планарный вовсе не означает широкодиапазонный
цитата: |
просто начать заниматься статистикой |
Статистика ИМХО не нужна, ибо и так всё понятно уже.
На двигателях FF-II стоят планарные НЕ широкодиапазонные датчики на основе диоксида циркония. Исключением является только двигатель 2.5iST у которого верхний датчик широкодиапазонный.
При наличии в каталоге "родных" для каждого двигателя датчиков, на все двигатели(кроме 2.5iST и 1.6 Ti-VCT) также заявлен "универсальный датчик"(лябда с клеммником вместо стандартной колодки). Для FF-II он тот же что и для Калины. Соответственно, если озаботиться подгонкой(замена колодки на фордовскую), то нам сгодится калиновская лямбда с каталожным номером
0 258 006 537 .
О двигателе 1.6 Ti-VCT надо сказать отдельно. Практика
issxx1 показала, что калиновский датчик подходит и к этому двигателю. Я правильно понял ?
Одно меня смущает, для фордовских двигателей 1.8 и 2.0 UNI заявлен только для верхней лямбды. Т.е. встанет ли калиновский датчик на место второй, пока не ясно.
Igor_red
Широкополосные зонды, выпускающиеся с 1998 года, отличаются от стоковых датчиков более широким диапазоном измерения и производятсяисключительно на базе планарной технологии.
Вот что меня смущает.
По поводу диагностических зондов в каталоге :на 1.8 и 2.0 написан только один UNI -это 602,причём на них нет фоток и описаний в начале каталога.На 1.4 и 1.6 на фото есть,он с синим разъёмом как у нас и тоже планарный и заменитель написан -602 как для до так и после ката.
Думаю что тоже самое для 1.8 и 2.0 только длина шнурка разная .А вообще я сомневаюсь что на 1.4,1.6,1.8,2.0 зонды разные.Зачем огород городить.Вот для СТ до стоит широкополосник а после как у нас.
Igor_red:
|
Одно меня смущает, для фордовских двигателей 1.8 и 2.0 UNI заявлен только для верхней лямбды. Т.е. встанет ли калиновский датчик на место второй, пока не ясно. |
Я успешно заменил именно второй, стоящий после катализатора датчик!
AlexeiNV:
|
... Я успешно заменил именно второй, стоящий после катализатора датчик! |
Цвета проводов совпадают?
Я осенью ставил универсальный Бошевский датчик на Зетек 1.6
Покупал как универсальный "ко всем Фордам".
Всё подошло , цвета проводов совпали и работает хорошо.
-Ал-:
|
Цвета проводов совпадают? |
Один в один! Даже оттенок тот!
AlexeiNV
спасибо за разьяснения)))
а то у меня чек стал гореть---блако есть диагностический комп --стираю ошибки ---через время опять
пишет ошибка лямбда 2-й банки--т е как я понимаю который после катализатора
вообщем щас сотру ошибку --загорится снова --поставлю от калины ---некуй дилеров кормить да и гарантии у меня уже нет)))
и если не сложно--можно номер бошевский датчика который вы поставили???
спасибо всем за проделанную работу )))
да забыл--мотор 1,8
осмотрел вчера в магазине датчик 0 258 006 537
так же залез в машину свою и там посмотрел--цвета проводов один в один )))
так что в ближ время буду менять )))
Вопрос от чайника сколько зондов на 1,6 100 л.с.
Да уж... Просто руки опускаются, еще что-либо делать! Специально посчитал 4 (четыре!!!) раза упоминался каталожный номер зонда (не считая фото, где номер тоже виден) и все равно:
цитата: |
и если не сложно--можно номер бошевский датчика который вы поставили??? |
А вот это
цитата: |
Вопрос от чайника сколько зондов на 1,6 100 л.с. |
просто добило.
Вечером (сейчас некогда) выложу фото коробочки от датчика (или коробочек, чтобы сразу считать количество датчиков).
Вот поэтому и прошу: выкладывайте больше информации по датчикам, давайте подтянем теорию!
Народу просто лень читать ЦЕЛЫХ 2 страницы темы, поэтому и спрашивают. Проще же клац по последнему сообщению, порчитал пару постов - да и давай вопросы задавать.
Igor_redThanosСпасибо, друзья! С вашей помощью мы наконец-то разобрались, что у нас за датчики.
цитата: |
На двигателях FF-II стоят планарные НЕ широкодиапазонные датчики на основе диоксида циркония. Исключением является только двигатель 2.5iST у которого верхний датчик широкодиапазонный. |
Thanos, никакую смуту Вы не посеяли, наоборот, помогли разобраться в вопросе, я же признал свою ошибку ("посыпал голову пеплом"). Действительно широкополосные датчики ставятся только до катализатора и никогда- после.
Еще мысли вслух: поскольку датчики у нас все-таки стоковые, то есть являются источником ЭДС (фактически батарейкой), а всякий химический элемент питания имеет ограниченный ресурс, то при замене датчиков следует придерживаться правила менять комплектом (как и батарейки), чтобы у обоих датчиков были близкие параметры, тем самым продлим ресурс и новому датчику и катализатору.
P.S. У меня все таки осталось непонимание принципа работы планарного циркониевого зонда.
Там, что тоже камера с эталонным кислородом? Но ведь датчик активного типа (в отличие от широкодиапазонного), следовательно кислород будет расходоваться на химическую реакцию?
Теперь для тех, кому сложно, неинтересно и т.д. читать ЦЕЛЫХ 2 страницы объясняю: приходите в магазин жигулевских запчастей и просите продать вам желтенькие коробочки (фото ниже). Внутрь заглядывать необязательно- поверьте все подходит, только провода надо удлинить!
Итак владельцы ФФ2 с моторами 1,6; 1,8; 2,0 покупают 2 (две) коробочки,
владельцам ФФ2 1,6-115л.с. выпуска до 01.08 чуть хуже- им понадобится 4(четыре) желтеньких коробочки, зато уже можно просить скидку за мелкий опт.
Итак фото коробочек. Они могут оказаться разными, например эта была склеена руками турецких гастарбайтеров (а может и наших бывших соотечественников) в соседней Германии:
А вот эту коробочку собирали заботливые "загорелые" руки афроамериканцев в далеких США.
Несмотря на это, функциональное назначение и внешний вид содержимого коробочек одинаково.
Поподробнее :
Широкополосный лямбда-зонд модели LSU4 представляет собой двухэлементный зонд граничного тока с планарной структурой. Его измерительный элемент состоит из кристалла диоксида циркония (ZrO2) и представляет собой комбинацию элемента концентрации Нернста (элемент датчика с функцией двухпозиционного лямбда-зонда) и кислородного насосного элемента, который транспортирует ионы кислорода.Кислородный насосный элемент расположен относительно элемента Нернста таким образом, чтобы между ними оставалась диффузионная щель размером около 10...50 мкм. Диффузионная щель соединена с отверстием для доступа ОГ; при этом пористый диффузионный барьер ограничивает проникновение молекул кислорода из ОГ.Элемент Нернста с одной стороны через опорный элемент связан с каналом опорного воздуха (окружающей среды); с другой стороны он подвергается действию ОГ через диффузионные щели.Зонд вырабатывает удовлетворительный сигнал только при рабочей температуре не менее 6ОО...8ОО°С. Чтобы быстрее достичь этой рабочей температуры, зонд снабжен встроенным подогревателем.
Принцип действияОГ проникают через маленькое входное газовое отверстие в насосном элементе в собственно измерительное пространство (диффузионную щель) элемента концентрации Нернста. Благодаря этому можно измерить коэффициент избытка воздуха в диффузионной щели и сравнить с помощью концентрационного элемента Нернста газ в диффузионной щели с окружающим воздухом из канала опорного воздуха.
Весь процесс протекает следующим образомПри подаче насосного напряжения на платиновые электроды насосного элемента можно закачивать кислород из ОГ сквозь диффузионный барьер внутрь диффузионной щели или откачивать его. Блок управления регулирует напряжение с помощью концентрационного элемента Нернста таким образом, что состав газа в диффузионной щели остается постоянным при лямбда = 1. При бедных ОГ насосный элемент откачивает кислород наружу (положительное направление насосного тока). При богатых ОГ, напротив, кислород (получаемый каталитическим разложением СО2 и Н2О на электроде ОГ) из окружающих ОГ закачивается в диффузионную щель (отрицательное направление насосного тока). При лямбда = 1 кислород не должен перемещаться, а сила насосного тока равна нулю. Сила насосного тока пропорциональна концентрации кислорода в ОГ и, таким образом, является величиной, соответствующей (нелинейно) коэффициенту избытка воздуха.
От себя добавлю :на 5 проводе ЭБУ генерирует ток(величина и полярность которого поддерживает выходное напряжение элемента зонда на заданном уровне.-2мАдо +3мА по каталогу БОШ)В цепь насоса включено сопротивление,падение напряжения на котором и является мерой уровня содержания кислорода в ОГ.
Thanos Опять пятый провод появился... Может ну его, куда-нить подальше , а ограничится лицезрением коробочек любезно предоставленых для всеобщего обозрения issxx1.