Для возомнивших себя коронованными особами и до сих пор обижающихся на юзеров поясняю, что такое актуатор:
Актуатор управляет регулировочным клапаном, который направляет отработанные выхлопные газы мимо турбинной части турбонагнетателя для ограничения оборотов ротора турбокомпрессора, а следовательно, регулирования максимального давления, создаваемого компрессорной частью. При достижении определенного давления во впускном коллекторе, регулировочный клапан начинает открываться, пропуская часть выхлопных газов мимо "горячей" крыльчатки турбины. Избыточный объем газа либо попадает в выпускной тракт, минуя турбину, либо сбрасывается в атмосферу. Клапан открывается/закрывается актуатором, контролируемым давлением во впуске. Актуатор управляется пневматически (давление на впуске подводится непосредственно к актуатору), либо (что реже) электроникой.
Актуаторы условно подразделяются на мощные (пакетные) актуаторы и маломощные, к которым относятся гибкие (биморфы и ленточные) и осевые актюаторы, изготовленные по технологии многослойной пьезокерамики.
Пакетные актуаторы (Stack Acuators) уже сейчас применяются в космической, лазерной технике и оптических инструментах для настройки антенн и зеркал с манометрической точностью. Считается, что они найдут более широкое использование там, где важно развить движущее усилие при минимальном угле перемещения.
Одним из перспективных направлений является их применение в точной настройке станков. Благодаря своей жесткой структуре пьезоприводы являются идеальным инструментом для быстрой и точной их настройки. Прилагая фиксированное напряжение к шаблону в фазе с вращением шпинделя, можно обеспечить высокую точность обработки детали рабочим телом станка.
В станкостроении планируется их использование и для подавления (компенсации) вибрации. Нежелательную вибрацию станков можно компенсировать с помощью многослойных актуаторов, работающих в противофазе с вибрационными колебаниями. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению качества конечного изделия, а также позволит избежать чрезмерного износа инструмента и существенно снизит уровень шума станка. Компенсаторы вибрации могут найти применение не только в станкостроении, но и в других сферах.
Еще одним перспективным направлением использования пакетных актуаторов является управление гидравлическими клапанами. Примером этого могут служить последние разработки пьезокерамических высокоскоростных клапанов как для топливной аппаратуры дизельных двигателей легковых и грузовых автомобилей, так и для газораспределительных систем дизелей и двигателей внутреннего сгорания.
Гибкие актуаторы используются в пьезоэлектрических датчиках изгибающего момента, читающих по методу Брайля электронных системах для слепых, в качестве электронных переключателей. Создание ленточных актуаторов существенно расширило их использование. Изначально ленточный актуатор был разработан по запросу текстильной промышленности для компьютерных систем подачи нитей в жаккардовых машинах. Благодаря высокой чувствительности, относительно большой блокирующей силе и величине отклонения новые пьезоэлементы позволяют использовать их в качестве сенсорных выключателей и контакторов, пьезоприводов, бесшумных успокоителей в электронном оборудовании, микрокомпрессоров, закрывающих и открывающих клапанов различного назначения, в том числе для программируемой дозированной подачи лекарств, вакуумных клапанов и т. п.
Весьма перспективным считается использование в микроэлектронике осевых актуаторов, разработанных на основе последних достижений в технологии многослойной композитной пьезокерамики.
Размеры актуаторов составляют от единиц миллиметров до десятых долей миллиметра.
актуаторы-клапаны впрыска топлива;
актуаторы-клапаны для газораспределительной системы двигателя;
датчики поворота — для определения угла положения дроссельной заслонки;
датчики детонации;
датчики уровня заправочных жидкостей;
датчики давления — для измерения давления в топливном баке с целью определения утечки топлива;
пьезоприводы зеркал;
пьезоприводы регулировки сидений;
передние ультразвуковые дистанционные датчики (датчики предотвращения столкновений);
боковые дистанционные датчики;
задние (парковочные) ультразвуковые дистанционные датчики;
датчики системы сигнализации и зуммеры оповещения;
скоростные сенсоры в передней панели для подушек безопасности;
боковые ударные сенсоры подушек безопасности;
аварийные датчики-сенсоры подушек безопасности;
актюаторы системы антиблокировки тормозов;
пьезоприводы системы подвески;
датчики угловой скорости и линейные акселерометры малых перегрузок, ориентированные по трем осям автомобиля, предназначенные для автоматизированного управления маршрутом;
пьезоприводы регулировки фар;
датчики и актюаторы положения фар — для обеспечения динамического регулирования луча света передних фар в зависимости от профиля дороги и изменения величины полезной нагрузки автомобиля;
пьезоакустические системы адаптивного регулирования скорости автомобиля.
Инновационная разработка актюаторов (пьезоприводов) и датчиков обеспечивает решение многих проблем автомобилестроения и улучшает эксплуатационные качества автомобиля, отвечающие жестким эксплуатационным требованиям.
Эффективность действия систем сигнализации, оповещающих зуммеров, биморфных и униморфных актюаторов (пьезоприводов), пьезоприводов зеркал и систем регулировки положения сидений, подъемников стекол, управления клапанами двигателя и ударных датчиков подушек безопасности улучшились благодаря разработке и использованию в производстве новых пьезокерамических материалов со сверхмалыми частицами.
И не надо умничать, что нет клапанов на нашей турбине, на всех турбинах они есть, их еще никто не отменил!