Какой сегодня день от "Рождества Христова"?
История как наука ничего не знает об этой дате. Религиозные источники предлагают весьма пеструю картину.
Создатель современного летоисчисления римский аббат Дионисий Малый, живший в VI веке н.э., вычислил дату рождения Иисуса Христа (мир с ним), и от нее императоры повели отсчет «новой эры» – «от Рождества Христова». Однако римский монах опирался на «Хронограф 354 года», в котором рождение Иисуса ошибочно отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 754 год от основания Рима.
Сегодня исторической наукой точно установлено, что иудейский царь Ирод I Великий умер не в 754, а в 750 году от основания Рима, т.е. за 4 года до установленного Дионисием первого года новой, христианской эры.
Далее, согласно Евангелию от Матфея, царь (точнее: тетрарх) Ирод, узнав о рождении будущего Машиаха, приказал истребить всех вифлеемских младенцев до двух лет. Из этого вытекает, что Иисус Христос мог родиться в промежутке от 4 до 6 лет до «рождества Христова» как общепринятой мировой даты.
Однако это не главная альтернативная версия внутри самого же христианства. Автор Евангелия от Луки категорически опровергает и хронологию Евангелия от Матфея, и хронологию римского монаха, ставшую сегодня общемировой, и историю, связанную с Иродом. – Евангелист увязывает рождение Иисуса не с Иродом, а с другим реальным историческим событием, точную дату которого легко установить по многочисленным источникам:
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2: 1 – 2).
А легат Сирии Квириний был назначен на свой пост лишь в 6 году н. э., и это исторический факт. Таким образом, Квириний мог проводить перепись только спустя 6 лет после даты рождества Иисуса (по аббату Дионисию), и только спустя 10 лет после смерти реального Ирода Великого. Между Рождеством Христовым по Матфею и Рождеством Христовым по Луке – как минимум, 10 лет!
Если считать истинным сообщение Евангелия от Луки, что Иисус родился в пути святого семейства на перепись, проводимую легатом Квиринием, тогда нужно признать полностью ошибочной версию Евангелия от Матфея, и наоборот. – Эти две евангельские версии абсолютно несовместимы, и при этом обе не соответствуют общепринятому летоисчислению от «Рождества Христова»!
При этом автор Евангелия от Луки почему-то вообще ничего не слышал об избиении нескольких тысяч невинных младенцев в Иудее (как и остальные апостолы, евангелисты и современные им историки). А согласно Евангелию от Марка, Иисус и родился-то в другом городе – в Назарете.
Сколько же на самом деле могло быть лет реальному Иисусу (мир с ним) в год, от которого сегодня ведется отсчет «новой эры»? По Евангелию от Матфея, Иисусу было уже от 4 до 6 лет, а по Евангелию от Луки, святая Мария еще не достигла совершеннолетия и еще не знала от Ангела о своей великой миссии, ибо узнала об этом и познакомилась с Иосифом только через 6 лет после «Рождества Христова».
Число
Из истории число и месяц рождения Иисуса Христа (мир с ним) так же неизвестны. По религиозным же источникам картина такова:
В первые 300 лет существования христианской церкви христиане вообще не знали такого праздника, как «Рождество Христово». Поначалу событие рождения Иисуса было составным элементом общего празднования «дней святых богоявлений», в которых вспоминались Рождество, Крещение и поклонения волхвов. Это воспоминание не было поначалу приурочено к конкретной дате, но где-то с третьего века н.э. стало отмечаться 6 января.
Точно известно, что 25 декабря, в современную дату, праздник «святых богоявлений» впервые стал отмечаться в Риме перед 336 годом н.э., в конце царствования Константина, утвердившего христианство в качестве государственной религии. С 375 года этот обычай установился в Антиохии, с 379 года – в Константинополе, в Палестине – около VII века. Армянская апостольская церковь и ныне празднует Рождество Христово 6 января. Отделил «рождество» от «крещения» также император своим указом.
Сама дата – 25 декабря имела не историческое, а миссионерское значение. Этот день является для северного полушария днем зимнего солнцеворота, после чего продолжительность дня увеличивается. В этот день народы Европы, Северной Африки и Малой Азии праздновали рождение своих богов, например: египетского Осириса (у греков и римлян названного Сераписом), персидского богочеловека Митры и других.
В популярном в Риме во II – IV веках н.э. культе митраизма, главного конкурента христианства, 25 декабря праздновался «День рождения Непобедимого Солнца» (Dies Natalis Solis Inviciti), ибо солнце отождествлялось язычниками с римским императором. В 270 году н.э. император Рима своим указом утвердил этот праздник государственным. Стражники императора каждое утро в публичных местах следили, чтобы все на заре делали земной поклон солнцу, т.е. на восток, и тому, кто не делал поклона, отрубали голову.
Когда произошла смена религии, то для популяризации новой религии (не всегда с энтузиазмом воспринятой населением) императоры вынуждены были с 336 года н.э. утвердить новую трактовку «Рождества Непобедимого Солнца» как «Рождества Богочеловека Иисуса Христа», земными наместниками которого они стали.
В текстах богослужебных гимнов также были произведены необходимые замены имен, в частности, Иисус Христос стал именоваться «солнцем праведным», «светом», «сиянием Отца» и т.п. Если в древности первые последователи Иисуса Христа из иудеев делали поклоны в сторону Иерусалима, то в Римской империи христианские храмы строились алтарем на восток, т.е. в сторону восхода солнца, куда и делаются главные поклоны.
Христианский смысл праздника
Он достаточно ясно выражен в его полном официальном названии. В любой книге православной церкви можно прочитать: «Рождество еже по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В главном песнопении православного праздника поется: «Рождество твое, Христе Боже наш, воссияло миру светом разума. Ибо в нем служащие звездам (волхвы) по звезде же учились тебе поклоняться – солнцу правды – и тебя узнавать с высоты Востока».
По этому поводу в Коране говорится: «Мессия, сын Марйам, не боле чем Посланник, ему предшествовали многие другие, и праведницей мать его была. Они питались пищей, что для смертных…» (Коран, 5: 72-76).
Все православные и католики, а также большинство протестантов, верят в то, что родился «богочеловек» (т. е. бог, принявший на себя от девы реальную человеческую плоть) и стал во всем человек, кроме греха. То есть, ел и пил, испытывал телесные потребности, страдания и радости. Отмечать такой праздник вместе с ними – значит, быть единомысленным с ними.
Что касается возможности поздравить соседей, знакомых или родственников, исповедующих христианство, то, как я полагаю, можно сказать примерно так:
«Мы рады, что вы почитаете великого Пророка и Посланника Всевышнего Иисуса Христа (мир с ним и благословение Всевышнего) и празднуете его рождение! Желаем вам, чтобы у Иисуса как и у Моисея и Мухаммада, мир им и благословение Всевышнего, были основания заступиться за вас в Судный день».
x