JohnnyK:
|
Попробую спросить тут - как по анализам масла понять качественная база у него или нет? Насколько качество базы влияет на свойства масла в целом? |
Взято из энциклопедии нефти переработки опираясь на их факты.
для того чтобы ответить на данный вопрос нужно учитывать много факторов. а для начала понять какие группы масел(БАЗЫ масел) мы имеем на сегодняшний день(там и будет разъяснение первоначальное):
На рубеже 1990-х и 2000-х годов стали появляться улучшенные минеральные масла, прошедшие дополнительную обработку гидрокрекингом, которые по своим качествам приближаются к синтетическим — в рекламных целях для них может использоваться маркировка Synthetic technology и т. п.
Наряду с этим, существуют так называемые полусинтетические масла (англ. Semi-synthetic, Part-synthetic), основа которых получена путём добавления в минеральное масло отдельных компонентов, полученных путём органического синтеза. На самом деле данные масла не являются «полусинтетическими» в буквальном смысле, более корректным было бы название «минеральные масла с добавлением синтетических компонентов».
По классификации Американского института нефти (API) базовые масла, как основа моторных масел, определяющие физикохимические характеристики последних, Базовое моторное масло — это моторное масло без присадок. Все базовые моторные масла делятся на следующие группы:
Группа I — минеральные базовые масла, полученные путем экстракции(удаления ароматики), депарафинизации растворителями(удаления парафинов) и гидроочистки(удаление серы) сырой нефти. Парафиновые масла. Индекс вязкости 80-100. Содержание насыщенных соединений <90%
сера >0,03%
Группа II — высокорафинированные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с повышенной окислительной стабильностью. Так же относятся к группе парафиновых масел. Процесс производства, чаще всего, основан на методе каталитической изодепарафинизации. Индекс вязкости 100-120. Содержание насыщенных соединений >90%, сера < 0,03%. Свойства базовых масел групп II и II+ позволяют некоторым компаниям производить масла, по качеству, не уступающие маслам III группы.
Группа III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (НС-технология) сырой нефти. Базовые масла III группы обеспечивают улучшение прочности пленки при высоких температурах и низкотемпературной текучести. Индекс вязкости >120. Содержание насыщенных соединений >90%, сера < 0,03% По своим свойствам соответствует требованиям синтетических базовых масел, отчего практически все производители называют масла на базе III группы синтетикой.
Группа IV – синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО), полиэтиленгликолей(PAG). Полиальфаолефины, получаемые в результате химического процесса, имеют характеристики единообразной композиции, очень высокую окислительную стабильность, высокий индекс вязкости, высокую термостабильность и не имеют молекул парафинов в своем составе. То есть фактически масло собирают как конструктор, получая молекулы нужной длины. Такая технология позволяет получать абсолютно однородную структуру масла лишенную примесей серы и металлов.
Получают полиальфаолефины путём реакций синтеза из этилена (этана). Этилен это простейший алкен (другие названия олефин, этиленовый углеводород) имеющий химическую формулу C2H4 . Этилен это бесцветный горючий газ имеющий слабый специфический запах. Не стоит его путать с природным газом, который отапливает наши дома. Путём химических реакций (олигомеризации в среде катализатора) из этилена получают децен (C10H20) и/или додецен (C12H24). Это уже жидкости которые путём взаимодействия с катализаторами превращаются в полиальфаолефины необходимой вязкости (димеры, тримеры, терамеры, пентамер и т.д).Другими словами ПАО это искусственно синтезированная или лучше сказать собранная из отдельных молекул субстанция. Поэтому именно масла на ПАО могут называться настоящей синтетикой. Полиальфаолефины бывают низковязкие, средневязкие, высоковязкие и ультравысоковязкие. Для производства моторных масел используются низковязкие ПАО с вязкостью от 4 до 8 сантистоксов.
Группа V – другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы(сложные спирты и эфиры). В эту группу входят другие синтетические базовые масла- нафтеновые, ароматические, растительные масла. Эстеровые масла.
Эстеры — полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла пятой группы — это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.
Группа VI — пока не оформлена окончательно институтом API. GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость»). Вопреки названию технологии из газа первым делом получают не жидкость, а твердое вещество — белоснежный и почти непахнущий парафин. Сначала выделенный из природного газа исходный метан частично сжигается, превращаясь в синтез-газ, смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода. А дальше в реакторе в присутствии катализатора с содержанием драгметаллов (формула катализатора — и есть главный секрет процесса!) из синтез-газа получается чистейший, без всяких примесей, расплавленный парафин (sincrude, «синтез-нефть»). Дальше — изомеризация, то есть обычный гидрокрекинг, как у нефтехимиков: длинные цепочки молекул парафинов «режутся» до нужного размера — и получаются нафта (прямогонный бензин), дизтопливо или масло. Смазывающие свойства GTL — почти на уровне полиэфиров и намного выше, чем у ПАО. Лучше, чем у ПАО, и способность растворять присадки. Нет и главного недостатка полиэфиров — гигроскопичности, то есть склонности поглощать воду, ухудшающую смазывающие и антикоррозионные свойства. И, само собой, синтетическая база хорошо сопротивляется окислению и плохо испаряется — то есть масло на GTL-базе должно будет отличаться относительно низким угаром. Недостатками GTL, как и у ПАО, — низкая полярность: масло плохо «держится» за металл и быстро стекает со стенок цилиндров в картер, что особенно неприятно при запусках в мороз. Но, как и у ПАО, это «лечится» добавкой полярных алкилированных нафталинов. Испаряемость и температура вспышки у GTL в 2 раза ниже, чем у полиэфиров (эстеров), но выше, чем у гидрокрекинговых нефтяных масел. PIO
Большинство современных масел основано на смеси нескольких групп базовых масел и пакетов присадок, что позволяет сгладить недостатки отдельных групп базовых масел.