В очередной части обнародованной переписки экс-госсекретаря США и нынешнего кандидата в президенты страны Хиллари Клинтон нашлись любопытные материалы, посвященные свержению Муаммара Каддафи. Ливийский лидер обладал 143 тоннами золота, которые могли стать основой для создания конкурирующей с долларом панафриканской валюты.
24
В США продолжается публикация переписки бывшего госсекретаря, жены экс-президента и кандидата в новые президенты Хиллари Клинтон. Напомним, в Госдепе приняли решение опубликовать переписку экс-шефа после того, как Клинтон обвинили в том, что она использовала частную почту для сверхсекретной государственной переписки.
«Каддафи намного лучше видел угрозы для Европы, чем европейские политики»
В начале декабря было опубликовано около 5 тыс. страниц, притом что Клинтон передала Госдепартаменту более 55 тыс. При этом она удалила примерно 31 тыс. страниц, заявив, что эта часть почтового архива не связана с работой и содержит частную информацию. Критики Клинтон отметили, что теперь невозможно проверить, была ли это действительно частная информация или секретная переписка, и потребовали возбудить уголовное дело против экс-госсекретаря, но этого до сих пор не сделано.
Итак, в свежей порции переписки говорится о причинах, по которым США активно поддержали свержение ливийского лидера Муаммара Каддафи. Это крупные золотые и нефтяные запасы Ливии, а также расширение французского влияния в североафриканском регионе. Более того, в переписке высказываются опасения, что золотые запасы Каддафи так велики, что могли стать основой для создания панафриканской валюты, которая, в свою очередь, могла конкурировать с долларом в регионе.
В одном из писем говорится, что Ливия располагает 143 тоннами золота и сравнимым количеством серебра, что составляет в ценах 2011 года 7 млрд долларов. Адресат письма неизвестен – он скрыт под псевдонимом Сид.
Хиллари Клинтон начали всерьез критиковать за вторжение в Ливию после того, как американской публике впервые стало понятно, что «что-то пошло не так». Это произошло после жестокого убийства американского посла Кристофера Стивенса в октябре 2012 года.
Напомним, что сенатор Рэнд Пол, один из кандидатов в президенты от Республиканской партии, заявлял в 2013 году, что Стивенс и американское посольство в целом были причастны к поставкам оружия ливийским повстанцам. Подтверждал это и известный французский журналист Бернар-Анри Леви, участвовавший в переговорах с ливийскими повстанцами. В некрологе, написанном на смерть Стивенса, он называл посла «одним из тайных творцов ее освобождения», отмечают «ИноСМИ».
Леви, напомним, является одним из главных сторонников «гуманитарных бомбардировок» – именно он рука об руку с недавно скончавшимся Андре Глюксманном активно призывал бомбить Сербию, Ирак, Сирию и Ливию. В некрологе Стивенсу приводится еще ряд интересных фактов: «Он (Стивенс) взялся за дело, засучив рукава. Он был одним из тех, кто выступал за активизацию действий его страны с воздуха и на земле с помощью отправки туда первых спецподразделений... Мне вспоминаются наши бурные, но откровенные и дружеские споры о перспективах ливийского варианта Дейтонских соглашений, в котором ставка делалась на раздел Ливии и создание конфедерации. Год спустя мы встретились с ним в Вашингтоне. История подходила к концу. Я приехал, чтобы поговорить с Хиллари Клинтон об этой войне за освобождение, в которой обе наших страны сражались плечом к плечу».
Откровенность журналиста Леви шокирует, пожалуй, даже больше, чем тайная переписка госсекретаря. Дипломат, который выступает за бомбардировки и лоббирует отправку спецподразделений – а что такого? Раздел независимого государства – отлично!
Но истинные причины участия США в ливийской войне являются той вишенкой на торте, без которой картина не будет завершенной. «Изящный и белозубый» Стивенс и десятки тысяч не столь изящных и белозубых ливийцев погибли вовсе не во имя свободы или борьбы с диктатурой. Они погибли ради 143 тонн золота. Ну и плюс нефть и прочие богатства Ливии, которые после свержения Каддафи почему-то не достались «освобожденному» народу. Ливия на самом деле разделена, и Запад не знает, что бы еще придумать для легитимации ее нынешнего бессильного правительства. Странно, что ливийским властям не дали Нобелевскую премию мира, как это произошло с тунисским «Квартетом национального диалога», который также весьма условно контролирует эту североафриканскую страну.
Теракт в Элитене 7 января, в результате которого погибли 74 и были ранены более 200 человек, в очередной раз напомнил миру об уничтоженном государстве. Генсек ООН Пан Ги Мун заявил, что «эти преступные акты напоминают о срочной необходимости выполнения ливийского политического соглашения и формирования правительства национального согласия. Единство – лучший способ для ливийцев оказать сопротивление терроризму», отмечает ТАСС.
Глава европейской демократии Федерика Могерини традиционно пообещала денег – 100 млн евро. Как эти деньги могут помочь «склеить» разрушенную совместными усилиями США и Франции страну – не уточняется, передает РИА «Новости». И опять-таки, это выглядит, мягко скажем, странно – предлагать 100 миллионов стране, у которой еще четыре года назад было в семьдесят раз больше.
Председатель Комитета по международным делам Государственной думы Алексей Пушков в Twitter также прокомментировал новую информацию по ливийским событиям: «В Лондоне признали: Каддафи намного лучше видел угрозы для Европы, чем европейские политики. Верно: война НАТО в Ливии была преступной глупостью». Также он напомнил о том, как Хиллари Клинтон «злорадствовала» по поводу смерти Каддафи: «Мы пришли, мы увидели, он умер!» Хвалиться здесь нечем. Слепые ведут слепых».
И снова истинная подоплека участия США в операции против Ливии придает совсем другой оттенок той американской радости по поводу свержения лидера Джамахирии.
Перечитывать сейчас американские заявления по Ливии 2011 года интересно не только на фоне публикации переписки Клинтон, но и на фоне новостей из Саудовской Аравии, где власти казнили 47 человек. Точнее, ничего удивительного в новостях нет – Саудовская Аравия никогда не заявляла о своей приверженности гуманизму и правам человека. Удивительно полное отсутствие реакции как американских, так и европейских политиков. И если у вторых есть формальное оправдание – события в Кельне, то молчание американцев выглядит еще более неестественным, чем молчание немецкой полиции. Ведь никто не призывает вводить войска – достаточно просто высказать осуждение подобного средневекового варварства. Но нет – на официальном уровне в Вашингтоне царит полная тишина. Видимо, потому, что с Эр-Риядом обо всем договорено, в отличие от строптивого полковника Каддафи.
Публикация переписки Хиллари Клинтон продолжается – возможно, нас ждут еще новые откровения по поводу истинной подоплеки действий американской дипломатии в годы первого срока Барака Обамы. Но не оставляет одна мысль – если эти данные Госдеп считает «малозначительными» и охотно публикует – какие же откровения скрываются в документах, признанных секретными?
x