Мои исследования по части отверстия в заслонке, сводились к пониманию - зачем, как и сколько.
Сразу оговорюсь что данное исследование не претендует на какую-то серьёзность.
В своё время, когда-то давно, я занимался тюнингованием карбюраторов Солекс - просто для собственного удовольствия. Принципы функционирования тут конечно разные, но есть и нечто общее - диффузоры и заслонки очень похожи как по работе, так и по технологии изготовления.
И так начну. Наша заслонка имеет три устойчивых положения: почти закрыта (нейтральное положение), полностью открыта и почти закрыта.
Каждое положение определяет три режима работы двигателя:
- нейтраль - свободный холостой ход
- открыта - полный газ
- почти закрыта - принудительный холостой ход в режиме торможения двигателем
Всё это аналогично карбюратору с той лишь разницей, что там принудительный холостой ход обеспечивается специальным каналом и электромагнитным клапаном.
Режим полного газа нам неинтересен - там диффузор полностью открыт и никакие загрязнения не могут повлиять на его работу. Могу только отметить что одним из методов тюнинга является полирование заслонки, удаление (насколько возможно) выступающих винтов заслонки (они вносят существенное сопротивление на полностью открытой заслонке). Вкупе с фильтром нулевого сопротивления (а точнее только после установки) это даёт некторое приращение мощности двигателя.
В нейтральном положении, в дифузоре остаётся зазор, который я рискну назвать зазором холостого хода (в защиту этого - большие усилия возвратных пружин механизма - держать заслонку ШД (шаговым двигателем) в этом положении возможно не удастся). Величина этого зазора определяет обороты ХХ.
В закрытом положении, зазор уменьшается настолько, чтобы почти полностью прекратить доступ воздуха. Именно почти, чтобы двигатель окончательно не заглох.
Достаём заслонку и смотрим.
Со стороны воздушного фильтра ни малейшего намёка на загрязнения:
http://vadix.ru:3128/drossel/090808_1.jpg
(прошу извинения за очень некачественные фото - фотика под рукой не было, а в телефоне камера плохая, да и темновато в гараже было)
А вот со стороны двигателя налёт серьёзный:
http://vadix.ru:3128/drossel/090808_2.jpg
Сразу хочу обратить ваше внимание, что этот налёт не равномерен. Наибольшие отложения в той части где открывается заслонка. И почти полностью он отсутствует на самой заслонке. Его чуть больше в той части заслонки, которая открывается наружу (к фильтру). Отсюда, кстати можно ответить где лучше сверлить отверстие - около оси на наклоннёной вниз части заслонки, если смотреть со стороны воздушного фильтра.
А теперь посмотрим на зазоры грязной заслонки:
- в нейтральном положении
http://vadix.ru:3128/drossel/090808_3.jpg
Здесь обращаю внимание не только на толщину зазора, но и на то что около Оси он практически отсутствует.
- в закрытом положении
Я не рискнул закрыть заслонку в этом положении, дабы случайно не повредить зеркало диффузора. И связано это с тем что на зеркале диффузора как раз в том месте где останавливается заслонка в закрытом положении - ступенька из грязи. Её даже не удалось счистить струёй балона и кистью, пришлось использовать ткань.
Чистим заслонку и опять смотрим на зазоры:
- в нейтральном положении
http://vadix.ru:3128/drossel/090808_4.jpg
Зазор появился по всем диаметру заслонки
- в закрытом положении
http://vadix.ru:3128/drossel/090808_5.jpg
Немного неудачный ракурс, но в принципе видно что зазор есть. И если примерно прикинуть сколько это (ориентируясь на мой палец, например, ширина которого около 20 мм) то можно сказать что его величина около 1 мм с каждого края, а в сумме (переведя на диаметр отверстия) получится около 3 мм
Таким образом получаем - отверстие в заслонке диаметром в 3 мм фактически обеспечивает нам зазор принудительного холостого хода и при этом возможно будет мало подвержено загрязнению, особенно если будет близко к оси (там будет небольшая зона разрежения).
А есть ли другой способ? Возможно есть. Я вот на что хочу обратить внимание - стенки прямого канала диффузора отполированы до зеркала (см. картинку ниже) а вот сама заслонка - нет. её край достаточно неровен, а самое главное имеет небольшую канавку по всему диаметру что создаёт дополнительные завихрения, приводящие в свою очередь к повышению давления на зеркальные стенки диффузора и прилипание частиц грязи.
http://vadix.ru:3128/drossel/090808_6.jpg
Возможно если отполировать саму заслонку, заодно убрать винты и дополнительно отполировать стенки диффузора, проблема ХХ перестанет быть настолько назойливой.
Если кому интересно - у меня пробег после последней чистки заслонки - около 10000 км