Как правило, штатные внешние осветительные приборы (фары ближнего и дальнего света) не всегда достаточны и в хорошую погоду. В дождь, снег и особенно в туман они могут способствовать возникновению даже отрицательного эффекта – широкий луч «засвечивает» пространство впереди автомобиля, создавая световую завесу как для водителя, так и для встречного транспорта. Чтобы решить эту проблему, необходимы фары дополнительного освещения, имеющие определенную характеристику светового потока и установленные специальным образом. Такие фары обычно называются противотуманными и устанавливаются как можно ближе к поверхности дороги, чтобы при тумане световой луч попадал в зону, свободную от парящего над землей конденсата, которая расположена непосредственно над землей не выше 0,3-0,7 м (см. рис.).
Чем выше расположены противотуманные фары, тем хуже они выполняют свою роль; установка мощных осветителей на «кенгурятнике» джипа или на его крыше превращает их в прожекторы, абсолютно бесполезные при дожде, снеге, пылевой буре и в тумане. Поэтому, если конструкция бампера, переднего спойлера и облицовки радиатора позволяет надежно закрепить и защитить фары, их нужно ставить под бампером.
Конструкция противотуманных фар должна отвечать не только ПДД, но и международным нормативным актам, именуемым «Правилами ЕЭК ООН». В соответствии с требованиями последних луч противотуманной фары должен обладать особым широкоугольным светораспределением – горизонтальный угол рассеивания – до 70, с четко очерченной верхней границей. Проще говоря, быть плоским и широким (см. рис.). Еще одно условие – увеличенный угол наклона вниз. Сочетание этих параметров и дает желаемый противотуманный эффект.
Наибольшее распространение получили противотуманные фары с галогенными лампами Н3 АКТ12-55-1 мощностью 55 Вт. Светового потока такой лампы – 1100 люмен – вполне достаточно для освещения дорожного полотна на расстоянии 25-30 м. Гнаться за большей мощностью смысла нет: кроме перегрузки бортовой электросети автомобиля и теплового разрушения рассеивателей фары, дополнительные ватты ничем себя не проявят.
Какой свет лучше?
Из курса физики известно, что свет с большой длиной волны (от синего до красного) имеет и большую проникающую способность (явление дифракции световых волн). Именно поэтому запрещающий сигнал светофоров выбран красным – этот цвет виден дальше всех. Для глаза человека наибольшая разрешающая способность (различение мелких деталей) достигается при синем свете. Однако красный и синий цвета оказывают сильно раздражающее действие на наше зрение и глаза быстро устают. К тому же получить мощные источники красного и синего света сложно, да и не нужно – сама природа подсказывает компромисс: оптимальный цвет для глаз – желтый, он ближе всего к спектру солнечного света.
Поэтому большинство противотуманных фар имеют желтый или так называемый «янтарный» свет – он на 10-15% меньше рассеивается на частицах тумана, снега, дождя, чем белый, и дает достаточную освещенность дороги. Желтый свет лучше переносится водителями встречного транспорта, не вызывая у них эффекта «ослепления», а тому, кто за рулем, собственные желтые фары помогают избежать зрительной усталости при длительных поездках ночью. Но в принципе выбор цвета противотуманного света – дело вкуса водителя.
Выбор за вами
Если ваш автомобиль не оборудован штатными «противотуманками» или они вас по каким-то соображениям не устраивают, можно подобрать подходящие в ближайшем автомагазине. Обилие предлагаемых вариантов фар может поставить вас в тупик. Чтобы не растеряться, нужно сначала четко определить, какие цели преследуются – эстетические или практические; в любом случае подход должен быть серьезным. Иначе затраты не принесут ни пользы, ни удовлетворения. В самом деле, есть ли необходимость тратиться на дополнительный свет, если машина не выезжает за пределы города?
При выборе типа противотуманных фар следует учитывать: мощность электрооборудования вашего авто, тип противотуманной фары (простая или комбинированная), тип рассеивателя, желаемый цвет светового потока, предполагаемое место установки (это определит размеры и форму выбираемой фары), а также наличие или отсутствие в комплекте кронштейнов крепления, необходимого крепежа, проводов с наконечниками, выключателей и реле.
Стоит учесть и коэффициент полезного действия (КПД) фары. Он прямо связан с полезной площадью ее рефлектора – чем больше отражающая поверхность, тем больше света дает фара. При одинаковой мощности лампы фара с малым рефлектором, размеры которого не превышают 4 х 10 см, фактически ничего не освещает – светового потока хватает на 5 – 8 м. Если такие фары имеют еще и накидной желтый рассеиватель (обычно – пластиковый), то их реально можно использовать только как дополнительные сигнальные (габаритные) огни для лучшего обозначения транспортного средства в светлое время и в условиях недостаточной видимости, когда ближний свет включать еще рано, а габариты слабые и их почти не видно. Фары с рефлектором больших размеров (7 х 14 см и более) дают световой поток в 2-3 раза больший; их освещение сравнимо с действием фар ближнего, а иногда и дальнего света.
Климат вашей местности и предполагаемые условия эксплуатации (дождь, слякоть, соль, гравий) определяет требуемую прочность конструкции противотуманной фары, ее геометрию, жесткость контактов, необходимость наличия защитной решетки на рассеивателе и т.д. Кстати, конструкция рассеивателя света составляет одну их главных технических особенностей продукции каждой фирмы-изготовителя. Главная задача – сконструировать стекло рассеивателя так, чтобы оно давало свет, скорректированный по ширине и высоте строго в зависимости от поставленной задачи.
При установке «противотуманок» на бампере помните, что фары, имеющие один вертикальный штырь крепления, можно ставить только на металлических бамперах родных «Жигулей», «Москвичей» и джипов; тонкие пластиковые бамперы иномарок для этого не приспособлены. Фары не должны также перекрывать доступ воздуха к радиатору и касаться бордюров во время парковки.
Самое оптимальное расположение противотуманных фар определено ГОСТом 8769-75 и ПДД: минимальная высота установки – 250 мм от поверхности дороги, но не выше фар ближнего света. По ширине расстояние от внешнего габарита автомобиля до фары не должно превышать 400 мм.
Приобретая противотуманные фары, внимательно осмотрите стекло – убедитесь в его целостности и совпадении указателя «верх» с выбранной вами системой крепления. Одни и те же фары выпускаются в корпусах для нижнего и верхнего крепления. На рассеивателе должен стоять знак «Е» – соответствие требованиям ЕЭК ООН. Желательно наличие на корпусе фары даты изготовления, клейма приемки маркировки ГОСТа и ТУ, которым данная фара соответствует. Еще раз отметим, что диаграмма светового потока формируется отражателем и конструкцией рассеивателя и имеет решающее значение. По Евростандарту, даже фары ближнего света должны иметь резко очерченную горизонтальную составляющую – для повышения безопасности движения.
В последнее время в широком ассортименте появились так называемые «щелевые» фары. Их световая диаграмма имеет малый вертикальный (30-50) и большой горизонтальный (700-800) углы рассеивания и как нельзя лучше подходят для использования в качестве противотуманных. Такие фары очень хороши для дополнительного освещения и в обычную погоду – низкий край светового потока меньше ослепляет встречных водителей, а ширина луча позволяет осветить обочину или тротуар, откуда чаще всего можно ожидать внезапного появления пешеходов.
Что предлагает рынок
При выборе противотуманных фар сразу поинтересуйтесь их происхождением – всю продукцию можно условно разделить на три основные группы: произведенные в Юго-Восточной Азии, европейские и отечественные. Происхождение первых почти всегда неизвестно, данных о мощности и спектральном составе они не содержат, как и сведений о сертификации органами, контролирующими их качество. В результате покупатель получает подобие елочной гирлянды, не только бесполезное, но и опасное при езде в туман. Попытки «выехать» за счет сверхмощных ламп не помогают владельцу машины, зато сильно усложняют жизнь встречным водителям.
С европейскими и японскими фарами проще – здесь и мощность разумная, и характеристики луча гарантируются. Вот только цены «кусаются» – классные фары японской РIAA обойдутся вам в 92 у.е. за штуку, а комплект фар немецкой фирмы Hella, включающий монтажный набор, проводку, крепеж, реле, две лампы, защитные чехлы, наконечники, – 88 у.е.
«Противотуманки» отечественного и российского производства – самые доступные по цене (от 20 до 80 грн. за одну) и качеству – родной ГОСТ дает хоть какую-то гарантию, а набор примерно из 17 базовых моделей – от традиционных «тарелок» до миниатюрной «двадцатой» серии с принципиально новой оптической системой удовлетворит любого покупателя.
Фары, имеющие крепежные скобы, лучше подходят для размещения на и под пластиковыми бамперами. Но будьте осторожны: саморезы из комплекта при ввинчивании в бампер нельзя сильно закручивать во избежание срыва резьбы. Лучше заменить их на обычные винты с гайками (если позволяет конструкция бампера).
При подключении противотуманных фар надо учесть и потребляемый ими ток – 4-5 А каждая. Для подключения непосредственно к АКБ необходимо использовать провод сечением 1,5 мм2, идущий через предохранитель 15А. Выключатель ставится в удобном для водителя месте.
Если тупо выполнять требования ПДД (пункт 31.4.3) и обеспечить одновременное включение противотуманных фар с габаритными огнями, придется ставить дополнительное токовое реле (12V, 20A), иначе штатный выключатель габаритов на рулевой колонке из-за подгорания контактов быстро выйдет их строя.
Требования закона и здравого смысла
Как ни странно, но в наших ПДД нигде не оговорено, какие фары считать противотуманными, какие – для дополнительного освещения, а какие относятся к прожекторам. Зато есть такое требование, как одновременное включение (именно включение, а не «использование») противотуманных фар совместно с габаритными огнями. Добрую половину машин, находящихся в эксплуатации в Украине, составляют иномарки – их создатели наших ПДД не читали и конструктивно их противотуманные фары и фонари, а также фары дополнительного освещения чаще всего имеют отдельные выключатели.
Более того, зачастую эти фары и фонари (имеются в виду задние противотуманные фонари красного цвета) включаются только одновременно с фарами ближнего света, а не габаритов.
Получается, если выполнять требования ПДД, то с включением противотуманных фар должны включаться габариты и фары ближнего света – т. е. надо ездить с полной иллюминацией! Лишний свет при этом отвлекает внимание встречных водителей и увеличивает нагрузку на электрооборудование автомобиля.
С другой стороны, иногда возникают ситуации, когда в светлое время суток транспортное средство лучше выделить именно включением противотуманных фар, особенно если они желтого цвета – его хорошо видно даже днем. При этом обязательное включение габаритов ничего не дает.
В разделе 19 ПДД есть еще один парадокс – нигде не указано, что на транспортном средстве при движении в условиях недостаточной видимости и в темное время суток должны гореть габаритные огни – только при вынужденной остановке! Но если габариты можно не включать, то как же тогда задействовать противотуманные фары?!
Почему-то в ПДД не оговорена установка противотуманной фары сзади транспортного средства – при парковке в темное время суток или вынужденном движении задним ходом (особенно на неосвещенных участках дорог) такая фара просто необходима! Долго ли еще при установке каждой дополнительной лампочки нам придется бегать за разрешением в соответствующие инстанции?
взято отсюда