Ей-богу, не вру, один шофер так и сказал: «Какой, — говорит, — ... построил этот «Дон»?!» Второй назвал это обыкновенным фашизмом. А третий сказал, что рано или поздно все закончится. То есть когда закончатся бесплатные дороги, у народа наконец закончится терпение. И бастовать против платности российских автомагистралей выйдут все с монтировками.
«Ладно, пусть дороги будут платными, но скоростными, новыми, которые сооружались специально для этой цели, — убеждены наши граждане. — Но ведь пункты оплаты ставятся на тех трассах, что строились еще при советской власти!».
С 48-го по 73-й километр «Дона» (скоро будет еще дальше), стоя в окружении тысяч машин, маленьких, средних, гигантских, невольно думаешь о тех, кто все это придумал.
«М-4» эксплуатирует государственная компания «Автодор». Председатель ее правления Сергей Кельбах, выслушав мои, а в моем лице и народные претензии, он спокойно принимается объяснять, насколько я (и народ) не правы.
Что М-4 «Дон» начала строиться при Ельцине и изначально шла как будущая платная трасса. Просто раньше не было средств ее оснастить. Что сегодняшний действующий тариф — 1 рубль за километр. На эти деньги магистраль содержится и ремонтируется. И еще и не хватает! Что на очереди М-4, М-3, М-1, новая скоростная трасса до Санкт-Петербурга — на них, там, где есть объездные пути, пусть и не самые широкие, с тормозящими движение светофорами, со временем появятся платные участки. Альтернативы просто не может быть. Это общемировая практика.
— Вы когда-нибудь выезжали в субботу рано утром из Парижа в сторону Нормандии? — интересуется Кельбах. Честно признаюсь, что из Парижу поутру как-то не приходилось.
— Мы проводили встречу пару недель назад во Франции. Так чиновники из делегации Минтранса, мои коллеги, были в ужасе, когда увидели, какая пробка стоит перед тамошним автобаном, — продолжает Сергей Валентинович. — Так что это легенда, что на Западе по платным дорогам можно летать ласточкой. 3000 метров очередь. И из Парижа, и из Барселоны...
Это твоя родина, сынок!
Движемся еле-еле. Дальнобойщики нагло располагаются на ночевку прямо после пропускного пункта в два ряда. Саботируют — протягивают пять тысяч рублей в окошечко, чтобы, пока им отстегнут сдачу, еще больше задержать народ. Это, как выясняется, их способ протеста против платности трассы. «У меня нет других купюр, — говорит один. — И попробуйте докажите, что это не так. А остановился я и загородил платную полосу, потому что сломался, ехать дальше не могу, имею право!».
Шлагбаум закрыт — красный свет — деньги — чек — шлагбаум открыт — свет зеленый. На каждую единицу техники приходится от 10 до 30 секунд времени. «Банковские карточки не принимаем» — висит на одном из окошечек надпись. Врут, по правилам должны их брать. И берут, как только начинаешь с кассирами спорить. Но на это уходят драгоценные секунды. Съезжать на бесплатную альтернативную старую Каширку нет смысла — новички, еще не знающие этой самой большой подлянки трассы, ныряют на вроде бы свободный дублер Каширки, радостно разгоняются — и врезаются в гигантскую пробку, из которой уже не выбраться никак: объездная дорога тоже забита фурами.
Обстановка накаляется. Я понимаю, что все это — нахальство дальнобойщиков, усталость и раздраженность прочих субъектов движения — специально, нарочито, назло. Но разве это метод?
Сравнение г-ном Кельбахом «Дона» с Европой — как минимум лукавое: французы, может, и стоят в пробке, чтобы попасть на автобан, но они выезжают и наслаждаются скоростью и комфортом и как минимум в таких условиях доезжают до пункта назначения.
— А мы полчаса — час, а то и больше, стоим в пробке, чтобы проскочить затем платный участок дороги за 10 минут! Это же бред сумасшедшего! Налицо реальное ухудшение качества оказываемых населению услуг. Любой шофер, я полагаю, может подать в суд как обманутый потребитель и выиграть это дело, — возмущен наш заместитель главного редактора Айдер Муждабаев, который тоже часто ездит по этой трассе. — Пробки есть не только в пятницу, но и в субботу, вот, пожалуйста, — и он показывает фотографии с айфона, на которых виден длинный ряд задних бамперов авто и расплываются где-то вдалеке пункты оплаты.
«Что касается проблем пробок, о которых вы говорите, то мы сейчас проверим, насколько это так», — и Сергей Кельбах тоже достает айпед-планшетник, настраивает специальную программу, где в режиме реального времени мониторится тот самый участок.
По показаниям его прибора пробок нет. Я не верю глазам своим. На всякий случай предполагаю, что запись закольцована или что еще просто не время. На дворе день — не вечер. Люди еще не возвращаются из офисов домой.
В тот день, когда я пересекала М-4, через пункты оплаты проезжало 1408 машин в час. Это много.
Для объективности берем следующую пятницу, семь часов вечера. На въезде на платный участок очередь, согласно показаниям айпеда, не более 30 метров. Это примерно 300–400 машин в час. Вроде бы мало.
То есть пятница на пятницу не приходится.
— То есть, по-вашему, все хорошо? — переспрашиваю я, когда мой собеседник выключает компьютер.
Здесь будет город-сад
— Вы говорите про дальнобойщиков, которые нарочно спят на платной трассе. А почему бы им не спать, когда там спокойно и безопасно? В перспективе мы построим там плацдармы для отдыха, соорудим кафе, заправки, платные теплые туалеты, — отвечает Сергей Кельбах.
Однако сами дальнобойщики вовсе не считают, что их облагодетельствовали.
— Как только основные трассы в России станут платными, сразу поднимутся цены на товары, потому что иначе просто невыгодно будет их возить, — говорит Александр Котов, глава профсоюза дальнобойщиков. — С каждым годом власти нам все ухудшают и ухудшают дорожную ситуацию. Когда-то, после введения акцизов на топливо, обещали убрать транспортный налог. В результате оставили и то и другое. Теперь еще и трассы стали платные... Если бы хоть качество покрытия с введением платы улучшилось, стала бы «подушка» (то, на чем лежит дорога) хорошая. Чтобы пропускала воздух. А то все осталось еще от старых времен. Не успели М-4 отремонтировать, как та опять пошла волнами. Вы бы послушали, какими матюками наши ребята кроют качество полотна. Они дождутся: мы пока вдоль дороги едем, а скоро встанем поперек! Такое, кстати, уже было однажды.
В ноябре 2009 года водители-дальнобойщики перекрыли МКАД. Они протестовали против удвоенной ставки транспортного налога и нового «Технического регламента безопасности транспортных средств».
Так что нам ждать, когда — по плану — подобные платные участки откроются вдоль всей автомагистрали, где есть объездные пути?
То ли одну гигантскую пробку? То ли дальнобойщиков с монтировками!
Впрочем, справедливости ради скажем, что есть и те, кто довольны сложившимся порядком. Например, депутат Государственной думы, руководитель общественного движения «Убитые дороги» Васильев. Он даже прислал благодарственное письмо в «Автодор», где восторженно отзывался о качестве трассы «Дон» в целом.
— Да, мы регулярно ведем модернизацию трассы и боремся с проблемами (я не говорю, что их совсем нет), — продолжает глава «Автодора». — Скоро поставим 14 кабин на участке (в каждую сторону), а не 10. Трассу расширят до 17 полос. После Нового года заработает реверсивное движение, то есть в пик трафика будут дополнительно открываться полосы в одну или другую сторону.
— А не увеличится ли количество аварий? Наш народ все равно будет соваться куда не просят, лишь бы побыстрее...
— Никто никуда лезть не будет. Так как там будут стоять специальные леерные ограждения.
Новшество как говорят, спасающее «пробочную» ситуацию на М-4 «Дон», — транспондеры, устройства, которые прикрепляются на стекло автомобиля. Каждый транспондер — именной, на счет кладутся деньги. Когда машина едет с определенной маленькой скоростью через выделенный пункт оплаты, считывающее устройство снимает положенную сумму на расстоянии и без промедления пропускает авто через шлагбаум. Правда, опять же, если трафик большой — тем, кто с «пропуском», тоже придется постоять. «Но как только такими устройствами станут пользоваться как минимум 10% водителей, вы сразу почувствуете, как быстро исчезает пробка, и в их использовании появится смысл», — говорят в компании.
Еще, как обещают, благодаря в том числе и введению платы за дороги, в 60 километрах от МКАД построят так называемую ЦКАД — Центральную кольцевую автодорогу, чтобы не позволять большегрузным фурам захламлять Москву и прилегающие окрестности, году эдак в 2020-м...
Выходит, стоя в пробке на одной платной трассе, мы вкладываем деньги в строительство другой? Иначе, видать, проблему нехватки дорог в нашей стране не решить. Но такими темпами можно построить ад, а не ЦКАД.
Как здесь не злиться? И какой есть выход? И есть ли он вообще — пока народ и власть ездят разными дорогами?
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Общество защиты прав потребителей, юрист Сергей Емельянов:
— Любой автомобилист, пользователь дорог, в нашей стране платит обязательный дорожный налог. Взимание денег второй раз, дополнительно, — это вторичная оплата оказанной услуги. Конечно, это несправедливо! Это нарушает права потребителей. Ограничивает их права. Государство опять же пытается решить вопрос качества федеральных трасс за счет кошелька своих сограждан. При этом даже в Административном кодексе, насколько я помню, есть наказание за незаконное ограничение проезда по дорогам, я не хочу сказать, что эта ситуация полностью попадает под ту статью, но какие-то моменты пересекаются. Почему же никто не ограничивает проезд по Рублевскому шоссе? Давайте там тоже плату брать или установим часы бесплатного проезда. Люди должны бороться за свои права, хотя, в условиях нашего государства, это очень сложно.
http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/1...de.htmlx