После развала Советского Союза, много наших соотечественников сменило место жительства, переехав в Израиль. Ну и, понятное дело, у кого возраст призывной – шли служить в израильскую армию.
Этот забавный случай, произошёл в те времена, когда русскоговорящие призывники уже были, а сотрудников военкомата, говорящих на русском – нет.
Разумеется, наши бывшие соотечественники ещё плохо знали местный язык (иврит) и девочкам – интервьюерам (которые проводят собеседование), приходилось частенько направлять их на проверку к "офицерам душевного здоровья" ( психолог - по-нашему). Чтобы убедиться, что у молчаливого призывника всё нормально с психикой.
Этот офицер, проводил вполне стандартные тесты - нарисуй человека, нарисуй собаку, нарисуй что угодно… По этим тестам, психологи много чего узнавали о внутреннем мире призывника.
Универсальность этих тестов в том, что результат не зависит от владения языком. Дерево или человека – все могут нарисовать (ну хоть схематически).
И вот к такому офицеру – психологу, прислали очередного русского призывника, очень плохо разговаривающего на иврите. Офицер поздоровался с ним, дал лист бумаги и попросил изобразить дерево.
Русский пацан, плохо умел рисовать, но он был очень начитанным. Поэтому, решил компенсировать плохие художественные навыки, количеством действующих персонажей. Посему, нарисовал дуб, на нём цепь, а на цепи - кота. Поняли откуда идея?
Дерево. Кот. Цепь
Офицер придвинул к себе лист. На бумаге, была нарисована козявка, неудачно повесившаяся на ветке. А в роли веревки, козявка применила цепь.
- Это что такое? - ласково поинтересовался психолог.
Русский пацан, поднапрягся и попытался перевести на иврит то, что все мы прекрасно знаем.
Хатуль на иврите – кот.
Мадан на иврите – ученый.
Но пацан не подумал, что у нашего слова "ученый" – два значения: 1. Сотрудник какого-то научного заведения. 2. Человек, который много знает.
Вот пацан и ответил:
- Хатуль мадан.
Офицер был чистокровным израильтянином. Поэтому эта фраза, он понял, не иначе, как:
"Кот, занимающийся научной деятельностью".
Почему эта козявка, занимающаяся научной деятельностью, повесилась на дереве, офицер не мог понять.
- А что этот кот делает? - напряженно поинтересовался офицер.
(Рисунок с элементами самоубийства, в таком тесте - очень плохой признак).
Пацан понял, что теперь он может блеснуть своим интеллектом:
- А это смотря когда. Если идёт сюда (рисует стрелку вправо), то песни поёт. А когда разворачивается и идёт сюда (стрелка влево), то сказки рассказывает.
- Кому рассказывает? – изумился офицер.
Пацан и этот момент прояснил:
- Сам себе.
После этой фразы, офицер решил окончить разговор. С миром отпустил парня домой, назначив собеседование на другой день. После ухода пацана, офицер вызвал к себе секретаршу – он хотел услышать её мнение по этому поводу.
Секретарша, как оказалось, тоже приехала из Союза. Шеф продемонстрировал ей рисунок. Девушка видит дерево с чем-то похожим на цепь, по которой гуляет что-то похожее на кота.
- Как ты считаешь, что здесь нарисовано? - спросил он.
- Хатуль мадан, - не задумываясь, ответила секретарша.
Взяв этот рисунок в руки, офицер поспешил к коллеге, этажом выше. Попросился проконсультироваться по сложному случаю.
- Вот! Мы с тобой давно знакомы. Я знаю, что ты нормальный человек. Скажи, что здесь нарисовано!?
Но коллега, как оказалось, тоже был из Союза... Его ответ, был точно такой же. Но коренной израильтянин, решил не отступать.
- Почему? Почему это - хатуль мадан?
Всё просто! - коллега указал пальцем на рисунок, - Видишь эти стрелки? Они значат, что, когда хатуль движется вправо, он поет. А когда влево...
x