Активность недобросовестных посредников – месть страховщикамПроблема страхового мошенничества сегодня очень актуальна. В последнее время существенно обострилась ситуация со страховыми посредниками, деятельность которых не регламентирована и не подлежит контролю со стороны государства.
Можно выделить два основных направления, которые активно осваиваются страховыми посредниками. Одно из них – реализация договоров страхования, в том числе недействительных (украденных, поддельных) бланков либо бланков принадлежащих «ушедшим» компаниям; второе направление – деятельность посредников по активному воздействию на страховщика, в том числе путем его дискредитации (жалобы) при осуществлении страховых выплат.
Одна из проблем в области взаимодействия рынка автостраховщиков с недобросовестными посредниками, которую сейчас изучает Комитет РСА по противодействию страховому мошенничеству, – это направление так называемых «шаблонных жалоб».
На сегодняшний день существует определенный круг недобросовестных посредников, с которыми страховщики расторгли отношения (из-за требований завышенного комиссионного вознаграждения, систематических нарушений с их стороны и т.п.). В отместку эти недобросовестные посредники организуют системное направление «шаблонных» жалоб на данного страховщика в надзирающие государственные органы и Российский союз автостраховщиков. Основной признак данной схемы – резкий рост числа жалоб по сравнению со среднестатистическим показателем для конкретной страховой компании.
Часто жалобы направляются по убыткам, которые вообще не заявлялись в страховую компанию. Их единственная цель – дискредитировать страховщика. Однако своими действиями недобросовестные посредники не только создают препятствия конкретному страховщику, но и дискредитируют работу рынка ОСАГО в целом.
Подобные случаи «мести» страховщикам уже выявлены в целом ряде регионов: Тверская область, Москва и Московская область, Новосибирск. Комитет РСА по противодействию страховому мошенничеству ведет активную работу в этом направлении, чтобы предотвратить подобные факты в будущем. Уже выявлены признаки подобных действий в отношении 5-7 страховых компаний, но, поскольку расследование еще продолжается, их названия мы оглашать сейчас не можем.
Критерий, по которому РСА выявляет подобные факты, – это резкий рост жалоб на отдельные компании, у которых до этого проблем не было. Число жалоб увеличивается в геометрической прогрессии в течение 2-3 месяцев. При этом зачастую жалобы подаются по договорам, сведения о которых вообще не поступали в страховую компанию. Есть случаи подачи жалоб по действующим договорам, когда потерпевшие не успели заявить убыток в компанию, потому что посредник их перехватил и, отсчитав 30 дней, подал от имени клиента жалобу в РСА.
Встречаются также ситуации, когда посредник не отчитывается страховщику по проданным бланкам, а убытки заявляют уже по факту сами потерпевшие. После того как компания закономерно отказывает в выплате, посредник перехватывает потерпевших и предлагает им заключить договор уступки прав, написать жалобу и пр. В итоге РСА получает написанные по заданному шаблону жалобы из одних и тех же мест, и при этом все договоры заключены одним и тем же посредником. В региональных судах формируется судебная практика, когда без обращения в страховую компанию подаются судебные иски. Это тоже повод для определенных действий.
Проблема «шаблонных жалоб» является частным проявлением более крупной проблемы – нецелевого использования бланков полисов ОСАГО недобросовестными посредниками. После отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности страховые компании не всегда могут забрать бланки от посредников. Поэтому РСА сейчас применяет превентивные меры. В частности, в адрес крупнейших страховых посредников компании «Росстрах», которая рекомендована к исключению из Союза, были разосланы письма с просьбой вернуть бланки на ответственное хранение в РСА (суммарный остаток бланков у посредников – 153 тысячи). Результаты получились весьма показательными: такие уведомления были направлены в 48 организаций, 39 писем вернулись обратно в связи с отсутствием юридического лица по заявленным адресам. Посредники просто не фиксируют свое реальное место нахождения, потому что не намерены возвращать бланки. Все это свидетельствует о том, что существенное количество бланков может по-прежнему находиться в теневом обороте.
Сейчас РСА ведет расследование этой ситуации, и передает информацию обо всех выявленных случаях страхового мошенничества в правоохранительные органы. Проблема недобросовестных посредников заслуживает самого пристального внимания. На мой взгляд, прежде всего, следует изменить подходы к определению посреднической деятельности на страховом рынке как таковой.
Для справки
Из 10 102 жалоб и обращений, поступивших в РСА за 2010 год, порядка 58% (5 826 жалоб) были связаны с несоблюдением сроков выплат по ОСАГО, в 809 (8%) выражалось несогласие с размером выплат, в 624 (6%) обжаловался факт отказа в выплате, 857 касались системы прямого возмещения убытков, и 1 986 жалоб были поданы по другим причинам.Бунин Павел Борисович
Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА)http://www.insur-info.ru/