Во время сильных августовских дождей «уплыл» Советский проспект в Усть-Славянке.
Водители сообщали, что вода покрывала дорогу на 10 сантиметров.
Выяснилось, что во время строительства на проспекте засыпали дренажные канавы,
заменяющие здесь нормальную городскую ливневку. Чтобы слить воду с проезжей части, дорожники наскоро выкопали две ямы.
На том пока и остановились.
Аналогичный потоп в прошлом году наблюдался в районе Парнаса (автомобилисты хорошо помнят эти моря дождевой воды).
Ситуацию проанализировали. Выяснили, что затопленный участок дороги имеет специфический рельеф - здесь находится низина,
куда всегда будет стекать вода с улицы Федора Абрамова. Однако при этом «Водоканал» объявил, что городская ливневая канализация совершенно нормально справляется с объемом дождевой воды. А если и не справляется, то только потому, что объем этот нештатный,
т. е. больше положенного.
Штатным «Водоканал» считает 20-минутный дождь интенсивностью 26 мм/час. Такое количество осадков быстро уходит в трубу, не мешая движению. А если больше и дольше, то - лужи, лужи-лужи и, наконец, моря.
Отдельная ливневая канализация работает лишь на трети городской территории. Дождевые стоки с оставшихся двух третей - а это почти тысяча квадратных километров - либо поступают в общесплавную канализацию вместе с бытовыми стоками, либо (в предместьях) - в дренажные канавы. Так что подтопление улицы после дождя может означать все что угодно: что дождь вышел за рамки «водоканальского» норматива, что в дренажную канаву что-то сбросили или что объем бытовых стоков, протекающих в данную минуту по коллектору, чуть больше обычного. Это уж как повезет!
Как и когда будет развиваться система ливневой канализации - пока непонятно. В городе существует перспективная программа аж до 2030 года, что в условиях России чаще всего означает «без гарантий». При этом специалисты и руководители «Водоканала» неизменно подчеркивают, что первоочередной задачей является очистка стоков: как бытовых, так и ливневых. Безусловно, это важно. Но предварительно хотелось бы избавиться от огромных луж, создающих опасность для водителей и для целостности городской инфраструктуры.
Первоочередные меры начались... с введения с 1 января нынешнего года своего тарифа для юридических лиц, которые пользуются отдельной ливневой канализацией: 19,65 рубля за кубометр стоков. Этот тариф будет действовать до 1 июля 2017 года. Собранные средства и должны пойти на развитие. Но этого, говорят, до чрезвычайности мало не только для развития, но и для нормальной эксплуатации ливневки.
Пиковая ситуация на Советском проспекте заставила комитет по благоустройству внимательнее присмотреться к тем городским магистралям, где периодически наблюдается подтопление во время дождей.
Сезонные лужи неизменно появляются вдоль нечетной стороны Ириновского проспекта (от 9-го до 17-го домов), у дома 14 по Салтыковской улице, на шоссе Революции, 41/39. На совместном совещании комитета по благоустройству и «Водоканала» причиной подтоплений в этих местах было названо загрязнение канализационных колодцев. «Водоканал» обещал выяснить, в чем причина частых засоров.
На участке у дома 3 на Привокзальной улице в Курортном районе проблема, как оказалось, состояла в том, что здешние водоприемные колодцы не были подключены к ливневой канализации. Сейчас подключают. Обещают, что после этой операции болото в этих краях исчезнет навсегда.
Сообщения граждан позволили засечь еще два десятка «мокрых» мест. К таковым, например, относятся отрезки Броневой, Корабельной и Кемеровской улиц в Кировском районе, Родниковая улица и привокзальная площадь в Красном Селе, улица Беринга от Малого до Среднего проспекта в Василеостровском районе, отрезок проспекта Славы у пересечения с Витебской железнодорожной веткой.
Часть проблемных зон, как пояснили в комитете по благоустройству, это бывшие «бесхозяйные дороги». Либо ливневки на них никогда не было, либо она была неисправна, либо «Водоканал» принял объект в разрушенном состоянии, либо... не принял вовсе.
Дорожным службам и «Водоканалу» поручено обследовать и те, и другие, и третьи (и даже четвертые) объекты. Если подтопления происходят по причине неисправности ливневки - исправить. Если из-за состояния или ошибок в проектировании дорожного полотна - привлечь городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры и включить проблемную магистраль в планы капитального ремонта.
Это, как говорится, на далекую перспективу. А в качестве неотложных мер руководство комитета по благоустройству потребовало прокопать, где можно, дренажные канавы; по-быстрому проложить, если потребуется, дополнительные трубы, отводящие воду с проезжей части; обустроить дополнительные патрубки, если имеющиеся не успевают быстро принять дождевую воду с дороги.
Эти хлопоты не только подготовка к осенним дождям, но и в большой степени - к зиме. Ведь после использования соли или реагентов талой воде тоже нужно куда-то деваться, а не застаиваться соленым болотом.
x