выпуск 802, 16 марта.
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты, собратья-пешеходы, а также чуткие к людским бедам, честные и профессиональные инспекторы ГИБДД!
Добрый день тем, для кого бензин пахнет, а не воняет, для кого сто километров не крюк и у кого проходят любые болячки, когда садится он за руль.
С вами, как и всегда в это время, на волне «Авторадио» программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.
Давно надо было высказаться на эту тему – каюсь. Несколько месяцев назад повалили в мою почту жалобы на инспекторов ГИБДД: вот, мол, лишают прав за мой ксенон, который, хоть и самопальный, но установлен на специализированном сервисе, отрегулирован и никому не мешает. Письма повалили сначала с Татарстана, потом с Башкортостана, Чувашии, а потом почти со всей страны. И было их многие сотни. Текст один и тот же: «Почему ксенон под запретом?»
Я и сам, честно говоря, недоумевал, почему. И почему за ксеноновые лампочки такое суровое наказание: лишение прав от шести месяцев до года? Что-то тут опять наша ГИБДД мудрит – а намедни проехался я от Питера и обратно, раз восемь тормозил до нуля от ослепления встречными фарами и понял, что проблема есть и в ней надо разбираться.
Позвонил своему другу в Ульяновск, Анатолию Малявину, автору двух программ 720-й и 721-й под названием: «Эволюция фары», специалисту в этом деле, и с его помощью в эту проблему вник. Потом походил по авторынкам и магазинам, сервисам, поговорил со специалистами и вот что имею вам, друзья, доложить.
В настоящее время идет всероссийская битва «ксенонщиков» с ГИБДД. В стане ксенонщиков не столько автомобилисты - те, кто его установил, кто пострадал за это от инспекторов, но главным образом, - многие сотни фирм, для которых установка ксеноновых лампочек на обычные, так называемые рефлекторные фары это уже многолетний устойчивый бизнес, причем, бизнес непыльный и весьма прибыльный.
Но давайте вернемся на несколько лет назад. Помню, где-то в начале этого века, может быть, в самом конце прошлого, меня удивляли столбы и заборы, обклеенные краткими объявлениями: «Ксенон – 300, 400 долларов» и телефон.
А ксенон в те годы это было очень, очень круто – только самые современные и дорогие импортные автомобили его имели, да на правительственных, кортежных ослепительно мигал ксенон. И те пацаны, на «девятках» и «десятках» которых, да на потрепанных иномарках сиял ксенон, были, конечно, очень крутыми пацанами.
И эти баксы вбухивались в автомобиль вовсе не для лучшей освещенности дороги, а для того же, для чего прорезался люк в крыше, для этого не предназаначенной, ставился на багажник бесполезный спойлер или глушитель-прямоток – больше для понтов.
Ну, а раз есть спрос, предложение не заставило себя ждать, тем более, что и ксеноновые лампочки, и блоки розжига-контроля к ним - вещи миниатюрные, но денежноёмкие – то, что и надо для высокорентабельного бизнеса.
Прошло несколько лет, и ездить по дорогам страны стало совершенно невозможно. Не просто яркий встречный, а ослепляющий встречный свет стал бичом, напастью российских дорог. А почему?
Здесь причин множество, но начинать надо с устройства. В лампе накаливания светится раскаленная вольфрамовая нить, а ксеноновая лампа – это свечение раскаленной газовой дуги, от электрода до электрода, только температурный режим ксенона гораздо более низкий, а яркость в разы выше. Но для того, чтобы такую лампочку включить, ее надо поджечь, а для этого нужно много тысяч вольт, поэтому-то в паре к ксенону созданы так называемые блоки розжига.
В среднем, если ксеноновая лампочка подобрана по уму, и ее так называемая цветовая температура находится в пределах 4000-5000 Кельвинов, то яркость её светового пучка примерно в два с половиной - три раза выше, чем галогеновой при том же рефлекторе-отражателе.
Для автомобилей с ксеноновым светом заводского изготовления никаких проблем с ослеплением встречных водителей нет – там предусмотрен и корректор, и ограничения пучка света, и его точная фокусировка.
Для самодельных ксенонщиков существует два варианта дооснащения ксеноном своего автомобиля. Первый - установка новой оптики в сборе. Второй вариант - установка ксеноновой колбы и сопутствующего блока в существующую фару. Еще совсем недавно это влекло переделку штатного посадочного места, что было чревато невозможностью настройки, разгерметизацией и даже поломкой блок-фары.
Но производители прореагировали на спрос и стали выпускать ксеноновые лампы с адаптированными цоколями. Наш рынок забит ксеноновыми лампами под любые цоколи нексеноновой оптики – и европейскими, и японскими, и, главным образом – самыми дешевыми и потому популярными - китайскими.
Продаются не только лампочки, прилавки забиты контрафактными якобы ксеноновыми фарами в сборе, не имеющими никаких отметок на корпусах, ни сертификатов соответствия требованиям безопасности ЕЭК ООН.
И все это густым потоком устанавливают на свои автомобили наши автовладельцы. Установить-то можно, а отрегулировать?..
Специалисты фирм, зарабатывающих на установке ксенона, громят на своих интернет-ресурсах ГИБДД, доказывают, что она не имеет никаких прав запрещать установку ксеноновых ламп в нексеноновые фары, потому что правильно подобранные, правильно установленные и правильно отрегулированные ксеноновые лампы по всем параметрам безопасности укладываются в технические требования.
Ученые и специалисты и наши, и зарубежные утверждают: нет, это невозможно. Не случайно в Правилах ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99 написано: «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR (ксенон)»
Но даже, если продавцы ксенона правы - много ли таких, трижды правильных ездит по дорогам страны?
Многие самопальные ксеноны не имеют вообще двухрежимной функции работы фары: ближний, дальний свет. У них он единственный и слава богу, если такой автомобилист ставит колбу ксенона не выше 5000 Кельвинов, а если он очень крутой и хочет 7, а то и 12 тысяч? Да, у него получается такой голубой-голубой аж синий, прожекторный свет и ему при таком свете ехать очень комфортно, а встречным – невозможно.
Но и эту проблему ксеноновый самопальный рынок преодолел - двухрежимную работу фары – ближний и дальний свет обеспечивает Bi-xenon. Конструктивно это все та же колба с парой электродов, но в ней есть подвижный элемент (им может быть как отражатель, так и сама колба), который занимает либо «ближнее», либо «дальнее» положение, чем и регулируется световой пучок.
Подводим итог: зная наших людей, стремящихся «за рупь до крови» - к крутизне, зная наших бизнесменов для которых рамок нет и выдать китайское копеечное за японское тысячное не проблема, а норма, - мы можем поверить и понять: сегодня на дорогах страны море ксенонового беспредела.
И сколько народа уже погибло от ослепления, и сколько еще погибнет? И как навести здесь порядок?
При прохождении ТО? Если бы его действительно проходили – да, согласен. Но тот факт, что порядок никак не наводится, красноречиво говорит о том, что наш ТО в большей части – фикция.
Вот и приходится ГИБДД НА ДОРОГЕ применять статью КоАП 12.5, часть 3-я, где говорится о световых приборах, «режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации».
И это наказывается строго - лишением прав от 6 месяцев до года, ксенон конфискуется, номера снимаются.
Придется смириться, друзья-автомобилисты, и снять самопальный ксенон.
Или возить с собой компьютерную распечатку прохождения ТО, с пунктом о соответствии света вашего автомобиля всем требованиям. И если на инспектора этот документ не подействует, то его протокол вы сможете оспорить в суде.
* * *
Москвичи! А ведь сегодня праздник: ровно 83 года первому московскому светофору, вот какую выписку из газеты «Молодой ленинец», ныне «МК», прислал мне наш форумчанин, гаишник, кстати:
«16 марта 1927г. какой-то МКХ установил на углу Кузнецкого моста и Петровки семафор по урегулированию уличного движения. Семафор регулируется поворотом ручки... В случае благоприятных результатов такие семафоры будут установлены и на других центральных московских улицах».
То есть именно сегодня день рождения московского светофора. С чем земляков и поздравляю.
И с глубоким удовлетворением сообщаю, что Клуб АВТОЛИКБЕЗ живет и процветает, чего и вам желает.
В него вступают не только те, кто попал в ситуацию, а для того, чтобы не попасть в ситуацию, чтобы быть защищенным. Это наша автомобильная партия.
Многоканальный телефон Клуба все тот же: 8-800-200-27-05.
Удачи на дорогах и запаса тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.
x