Как следует из материалов дела, Черепанов А.В. 11 октября 2013 года в 16:05 на улице Малиновского в г. Архангельске управлял транспортным средством с нарушением обязательного условия его допуска к управлению транспортными средствами (без очков).
Заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по г. Архангельску Яхлаков А.В. квалифицировал содеянное Черепановым А.В. по части 1 статьи 12.7 КоАП Российской Федерации как управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.
Пересмотрев постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу, что поскольку Черепанов А.В. управлял транспортным средством в контактных линзах, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Процессуальными требованиями - статьей 24.1 КоАП Российской Федерации установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП Российской Федерации выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В нарушение процессуальных требований судья не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств данного дела.
Сославшись на представленную Черепановым А.В. медицинскую справку о том, что он годен к управлению транспортным средством в контактных линзах, судья не учел, что в соответствии с пунктами 2,3 статьей 27 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N196-ФЗ право управления транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, которые устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, и в силу п. 1.3 которых, водитель обязан их знать и соблюдать.
Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения РФ установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудника полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Приведенные положения Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" и Правил дорожного движения РФ согласуется с нормами международного права - Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, и являющейся частью правовой системы Российской Федерации.
Так, подпунктом "а" пункта 3, пунктом 4 статьи 41 и пунктом 2 статьи 43 Конвенции установлено, что если действительность водительского удостоверения обусловлена специальной пометкой, требующей ношения данным лицом некоторых приспособлений или предусматривающей некоторое переустройство транспортного средства с учетом инвалидности водителя - это удостоверение считается действительным только при условии соблюдения этих предписаний.
Договаривающиеся Стороны могут ввести в свое национальное законодательство подразделение категорий транспортных средств, указанное в Приложениях 6 и 7 к настоящей Конвенции. Если действие водительского удостоверения ограничено определенными транспортными средствами в пределах какой-либо категории, к букве, обозначающей категорию, должна быть добавлена цифра, кроме того, в водительском удостоверении должен быть указан характер ограничения.
Национальные водительские удостоверения должны соответствовать положениям поправки к Приложению 6.
В Приложении 6 Конвенции "национальное водительское удостоверение" указано, что национальное водительское удостоверение должно представлять собой документ. К водительскому удостоверению должна прилагаться фотография владельца. Национальное законодательство определяет дополнительные сведения, которые вносятся в водительское удостоверение, а также размер и тип переплета удостоверения.
В соответствии с п.п.32,34 раздела VI Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396, кандидату в водители, сдавшему экзамены, при представлении документа об оплате изготовления и (или) выдачи водительского удостоверения оформляется и выдается под расписку соответствующее водительское удостоверение.
В графе водительского удостоверения "Особые отметки" проставляются разрешающие отметки на право управления трамваем, троллейбусом, а также другие необходимые данные (водительский стаж, группа крови и другие).
Такое же положение закреплено в Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденной приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N1396".
В пункте 33 названной Инструкции предписано, что в графе водительского удостоверения "Особые отметки" проставляются разрешающие отметки, подтверждающие право на управление трамваем, троллейбусом, а также заносятся другие необходимые записи (стаж, группа крови, ручное управление и прочее).
Из совокупного анализа приведенных правовых норм следует, что основным документом водителя, подтверждающим право управления транспортным средством, является водительское удостоверение, а не медицинская справка. При этом водительское удостоверение будет считаться действительным, подтверждающим право на управление транспортным средством, только при соблюдении тех предписаний и разрешающих отметок, которые проставлены в графе "Особые отметки".
Такая отметка присутствует у водителей, которые имеют отклонения зрения. Причем отметка может звучать, как "очки обязательны", или как "линзы обязательны". Соответственно в первом случае обязательно наличие очков, а во втором - контактных линз. Отметка "очки или линзы обязательны" дает водителю право управлять транспортным средством как в очках, так и в линзах. Если гражданин постоянно носит очки, то обязательным условием является его фотографирование в очках без тонированных стекол.
Из водительского удостоверения Черепанова А.В., выданного 11.02.2006г., следует, что он постоянно носит очки и сфотографирован в очках без тонированных стекол (л.д.5).
Обязательным условием его допуска к управлению транспортными средствами являлось управление в очках, о чем сделана особая отметка в водительском удостоверении N29 ОА 722740. Отметка "очки или линзы" в водительском удостоверении отсутствует, следовательно, у Черепанова А.В. отсутствует право выбора, управлять автомашиной в очках или линзах (л.д.5).
Пунктом 3 статьи 8 Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, предписано, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Черепанов А.В. управлял автомашиной без соблюдения обязательного условия допуска к управлению транспортными средствами (без очков).
Допущенная при оформлении водительского удостоверения техническая погрешность в месте проставления записи "очки" не является основанием несоблюдения предписания и разрешения на управление транспортным средством без очков.
В силу статьи 1 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью медицинского освидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В нарушение процессуальных требований о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, судья не запросил карточку водителя Черепанова А.В. в подразделении ГИБДД, в котором было выдано данное водительское удостоверение. Не истребовал медицинскую справку на водителя за 2006 год о наличии либо отсутствии каких-либо ограничений по состоянию здоровья на право управления транспортными средствами.
Наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортным средством в контактных линзах от 15 февраля 2011 года не являлось обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку право управления транспортными средствами предоставлено на основании водительского удостоверения, выданного 11 февраля 2006 года и на основании иной медицинской справки.
Порядок замены водительского удостоверения установлен подпунктом 4 пункта 16 и пунктом 38 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396
Если Черепанов А.В. полагал, что по состоянию здоровья он пригоден к управлению транспортным средством без очков, он имел право обратиться в МРЭО ГИБДД УМВД России по Архангельской области с заявлением о замене водительского удостоверения, представив соответствующее медицинское заключение и другие документы, предусмотренные данным порядком.
Установленный подпунктом 4 пункта 16 названных Правил порядок замены водительского удостоверения соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и согласуется с нормами международного права - пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении.
Черепанов А.В. в установленном законом порядке не обращался в органы ГИБДД с заявлением о замене водительского удостоверения.
Существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению.
Событие, повлекшее возбуждение дела об административном правонарушении, имело место 11 октября 2013 года. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, по данному делу составляет два месяца и истек 11 декабря 2013 года.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
x