Обманка электронным способом Для тех (радиолюбителей), кто хочет избавиться “по-научному” от частого мигания ламп поворотников при замене ламп на светодиоды, можно сделать (перепаять) следующее.
Прежде, чем паять, рассмотрим, как работает коммутация ламп поворотников.
В ГЕМ блоке установлена микросхема (МС) коммутации ламп поворотников VND5025AK . Фото разобранного ГЕМ блока:
На фото на компьютерной плате блока в правом нижнем углу видна 24-х контактная микросхема. К ней для исследования припаян проводок. (Кстати, отвлекаясь от темы по ГЕМ блоку, интересно добавить: на этой компьютерной плате снизу и справа по краю платы видны две шины. Сначала я их принял за шину земли, она и прозванивается с землей, однако, оказалось, что это антенна для приемника с брелка-ключа, а в левом нижнем углу этой платы микросхема этого приемника.) Так вот 24-х контактная микросхема - это двух канальный токовый ключ – контроллер (или драйвер), который коммутирует лампы поворотников. Максимальный ток коммутации 24 А. В авто во время работы каждая сторона поворотников потребляет ток чуть меньше 5 ампер. При перегорании передней или задней лампы, потребляемый ток снижается приблизительно до 2,5 ампер, это вызывает увеличение частоты миганий поворотников.
Как это работает.
Схема токового ключа (VND5025AK) :
На контакты 1 и 12 приходит напряжение питания МС и коммутации на нагрузку. Выходное скоммутированное напряжение первого канала приходит на ножки с 13 по 18, а второго канала - на ножки с 19 по 24. (По-моему, не очень логично сделано разработчиками. Если коммутируется большой ток, то вход приходит только на 2 ножки, а выход на 12 ножек - не логично, может сгореть или перегреться, поэтому не рекомендуется замыкать контакты ламп поворотников при включенных поворотниках, кстати, и предохранителя в этих цепях нет, кроме основного под капотом, но это так, отступление.)
Итак, схема управляется по ножкам 4 и 6. На них с контроллера приходят импульсы включения ключей. При этом частота включений нормальная в случаях, если лампы исправны (полная нагрузка) и в случае включения аварийки. (При включенной аварийки нормальная частота импульсов будет, даже если лампы перегорели).
При протекании рабочего тока через ключ, на выходных контактах МС 8 и 10 появляется (измерительный) выходной ток, пропорциональный току в нагрузке. Эти контакты (8 и 10) соединены через нагрузочные (измерительные) резисторы 1,5 ком, (габаритной размерностью: 0603) на землю.
На фото видны (в верхней части слева) один голубой (родной) резистор с обозначением: “152” – это 1,5 кОм. И чуть ниже - правый уже перепаянный черный резистор номиналом 2,7 кОм. (фото перепаянных 2-х резисторов нет). На этих резисторах- напряжение пропорционально току в лампах поворотников. Далее это напряжение (т.е, ток в нагрузке) измеряется контроллером. Теперь, если изменять величину этого измерительного резистора (т.е. выходного напряжения с него), то можно обманывать контроллер. Если сопротивление этого резистора увеличить в два раза (я поставил 2,7 ком), то при включении только одной передней (мощной) лампы поворотника, на контроллер поступит сигнал о потреблении тока, как от двух ламп, и частота миганий будет нормальной.
Чтобы сделать такую доработку на плате, надо сначала освободиться в этой области монтажа от защитного лака. Для этого надо обильно намочить ватку ацетоном, положить ее на это место и сверху прижать через кусочек полиэтиленовой пленки (пакета). Периодически подкапывать ацетон. Приблизительно через 2 - 3 часа лак размягчится и аккуратно часовой отверткой (или иголкой) можно освободить места пайки от лака. Аккуратно выпаять резисторы и припаять новые. Естественно для этого нужен хороший с маленьким (тонким) жалом паяльник. У меня маленький паяльник для выпаивания относительно плохо нагревался (хотя для пайки удовлетворительно). Пришлось его подключать к регулируемому блоку питания, что бы его хорошо прогреть. Потом место монтажа можно закрасить, например, цапон лаком или др.
Работу мигалки (ГЕМ блока) можно проверить и не подключая его к авто. С ГЕМ блока можно снять все предохранители и проверять без предохранителей. Надо подключить ГЕМ к БП (с током не менее 4 -5 ампер) через разъемы ГЕМ: +12 (13) вольт- к 22 контакту разъема С96, а минус- к 39 контакту С96, также +12 (13) вольт к замку зажигания: 27 контакт С96. Лампы поворотников 21 ватт подключают к 37 (или 32- они соединены) контакту разъема С96 и к контакту 36 (или 34) разъема С96, вторые выводы ламп- на минус. Включается поворотник соединением на минус вывода 31 разъема С 103 –это поворот в одну сторону, и контакта 32 С 103- это поворот в другую сторону. При кратковременном соединении вывода 17 С103 с землей включается аварийка, при повторном соединении – выключается.
Так же можно соединения провести и без использования разъемов, а не посредственно подключать к компьютерной плате. На самом первом фото припаяны провода: желтый и рядом с ним контакт свободный - это выводы для ламп, красный это + 12 вольт, сиреневый – земля (минус), синий –ключ зажигания + 12 вольт.
P.S.: Дальнейшее исследование работы ключа показало, почему в цепях поворотников нет предохранителей. Т.к. контроллер контролирует минимальный ток в нагрузке, то он также контролирует и максимальный ток в нагрузке. При превышение тока в 10 А, ключи закрываются и пока не выключишь ГЕМ мигалки не включатся.