На турбовинтовых самолетах есть понятие «винты на упор». На этот самый «упор» винты ставятся перед взлетом, а после приземления они «снимаются с упора».
Что это значит? Турбовинтовые самолеты имеют постоянные обороны двигателя выше режима малого газа, то есть винт вращается с одинаковой скоростью. Однако угол наклона лопастей винта — изменяемый, от чего и зависит скорость самолета. Говоря просто — чем больше воздуха «загребает» винт, тем выше скорость, и наоборот.
Всем этим управляет специальный командно-топливный агрегат (КТА). И если в полете, например, вдруг откажет двигатель, этот КТА тут же «облегчит» винт — то есть уменьшит угол наклона лопастей. Но не до конца — а как раз до того самого «упора», то есть минимального угла поворота лопастей. Этот «упор» невелик, примерно 12-14 % от максимального угла поворота лопасти — но крайне важен. Особенно если отказал двигатель. Для того, чтобы хотя бы уменьшить величину отрицательной тяги, которая возникнет, если лопасти винта отказавшего двигателя не зафлюгируются.
Иначе говоря — весь полет винт стоит «на упоре», но после приземления, на пробеге, экипаж отдельным движением (запрещенным в полете на высоте) снимает двигатель с «упора». И не все разом, а только попарно и строго симметрично.
Что произошло с Ан-24?
Сели на одном при отказе второго — молодцы! Но сразу после касания (видимо, рефлекторно, как будто посадка осуществляется штатно) — сняли с упора единственный работающий двигатель, на нем возникла отрицательная тяга — но лопасти второго, отказавшего двигателя просто вращались в потоке воздуха, не создавая никакой тяги! Иначе говоря, винт отказавшего двигателя был зафлюгирован — как и положено в такой ситуации.
Именно поэтому мощнейший разворачивающий момент выбросил самолет с полосы. Парадокс в том, что правый двигатель спас самолет в воздухе — работая при отказе левого. Но погубил — во время посадки, из-за неграмотной эксплуатации на пробеге.
Экипаж убил себя сам.
Мы, конечно, не комиссия по расследованию и на финальную истину не претендуем. Но опыт подсказывает нам именно такую картину трагедии — по крайней мере, судя по тому, что видно по видеозаписи.
x