По регламенту замена обоих ремней ГРМ значится на 150000км
Но мой внутренний голос рекомендовал мне провести данную процедуру чуть-чуть пораньше
Опишу процесс замены ремней ГРМ
Перво-наперво с двигателя необходимо снять некоторое навесное оборудование:
1) Снять и отвести в сторону бачок с охлаждающей жидкостью
2) Отсоединить от крепежных клипс трубопроводы
3) Выпускной воздушный патрубок, идущий на интеркуллер. Демонтировал его вместе с резиновыми патрубками
4) Топливный фильтр и его крепление
5) Стартер
6) Вал привода генератора
7) Снять и отвести в сторону компрессор кондиционера
Вроде бы мишура, а занимает приличное время
Собственно, это подготовительный этап.
После этого необходимо подготовить дополнительный домкрат под двигатель и специнструмент для стопора коленвала, распредвала и маховика. Стопора были изготовлены заранее по чертежам из данной темы. В ходе работ выяснилось, что в качестве стопора РВ на 1,8TDci достаточно использовать обычную пластину толщиной 5мм.
На чертежах отсутствовали параметры зуба фиксатора маховика. Эта часть была изготовлена из храповика старого стартера, и подогнана по месту.
Слева направо: стопор РВ, стопор КВ, стопор маховика
Снимаем клапанную крышку и видим, что на распредвалу имеется направляющая, отображающая ВМТ.
При вращении коленвала можно увидеть, что направляющая на РВ расположена не по центру, т.ч. промазать не получится, ибо стопор РВ можно вставить только после выставления ВМТ.
Для того, чтобы не ошибиться подгонял направляющую за пару градусов до ВМТ
После этого вворачивал стопор для установки КВ в ВМТ, и уже практически тактильно находил необходимый паз на коленвалу.
Установленный стопор КВ
Установленный стопор РВ
Уже после того как стопора КВ и РВ были на своих местах устанавливал стопор фиксации маховика.
Теперь двигатель застопорен, и можно спокойно снимать переднюю подушку двигателя.
Для того, чтобы снять крышку ремня ГРМ потребуется выкрутить правую шпильку опоры двигателя.
Крышка снята
После этого снимается натяжитель ремня ГРМ, ну и сам ремень непосредственно.
Для корректного выставления натяжения ремня ГРМ при установке необходимо снять шестерню РВ.
Как всякий механизм газораспределения, ГРМ 1.8 TDci имеет метки. Поэтому в процессе работ начинаем их искать.
Метка на шкиве топливного насоса
Обращаем внимание, что и на шкиве РВ так же есть метка, но в виду особенностей его установки она похоже носит чисто декоративный характер.
Далее демонтируем:
- шкив КВ
- шкив топливного насоса
- уплотнение топливного насоса
- заднюю крышку ремня ГРМ
Т.к. пробег уже без малого 150к, то было решено заменить и помпу. А потому помпу также демонтируем
На этом этапе у нас сливается порядка 4-5л охлаждающей жидкости. Поэтому под низ двигателя лучше заблаговременно подставить емкость.
Новая помпа была выбрана SKF VKPC84416. Идет в комплекте с прокладкой.
Памятуя о метках ГРМ, снимаем крышку корпуса кассеты ГРМ, и видим метку всех меток )))
По сути это единственная привязка меток на шестернях к корпусу двигателя.
Как мы помним РВ, КВ и маховик у нас на данном этапе не имеют возможности вращаться, а вот ТНВД эту возможность получит при демонтаже кассеты ГРМ.
Поэтому эта метка является самой важной.
Метка на шестерне КВ ремня-кассеты ГРМ так же присутствует.
Лучшего фото не нашел к сожалению - смотрит на ''12 часов''
После этого демонтируем гидравлический натяжитель ремня ГРМ и, непосредственно, нижний ремень ГРМ.
Гидравлический натяжитель ремня тщательно промыл. Убедился, что он исправен.
Под шляпкой болта натяжителя в качестве уплотнения используется плоская медная шайба с параметрами:
- толщина - 1,5 мм
- внутренний - 22 мм
- внешний - 27 мм
В качестве данного уплотнения использовал ELRING 128503
Крышка корпуса кассеты ГРМ является одновременно и масляным насосом.
Перед установкой ее также необходимо отдефектовать.
Далее устанавливаем нижний ремень ГРМ (кассету) с учетом известных меток.
И можно устанавливать крышку с новой прокладкой масляного насоса.
Болты крышки корпуса затягиваются в указанном порядке
Далее монтируем заднюю крышку ремня ГРМ.
Через оправку монтируем уплотнение топливного насоса. Заходит плотненько, но легко.
Затягиваем болты уплотнения с учетом порядка их затяжки
Монтируем шкив топливного насоса, и обращаем внимание на совпадение меток На старом комплекте метки на уплотнении было не видно из-за грязи.
Далее накидываем обратно шестерню РВ, но только не затягиваем ее до конца чтоб она вращалась. Там посадочное место конусное, т.ч. все будет норм.
Я выбрал комплект ремня ГРМ Ina 530 0142 10, включающий в себя ремень и ролик натяжителя.
Ролик натяжителя имеет указатель со стрелкой.
Перед установкой необходимо убедиться, что указатель натяжителя ремня свободно поворачивается по часовой стрелке (стрелка показывает поворот натяжителя против часовой стрелки).
Устанавливаем ролик на место, расположив регулировочный рычаг натяжителя ремня в положение "3 часа" или "на восток" - кому как нравится.
Накидываем непосредственно ремень ГРМ.
После этого берем шестигранник, и отводим рычаг натяжителя практически в положение "9 часов". Удерживая натяжение рычага, поворачиваем регулировочный рычаг-указатель натяжителя ремня против часовой стрелки, чтобы слегка натянуть ремень газораспределительного механизма.
Указатель должен располагаться между кромками окна с обратной стороны рычага натяжителя. После этого затягиваем крепежный болт ролика.
Далее затягиваем болт шкива РВ, и снимаем все 3 стопора.
Теперь необходимо провернуть коленвал на 6 оборотов.
После данной процедуры указатель натяжителя ремня должен сохранить свое расположение между кромками окна рычага натяжителя.
В противном случае процедуру натяжения ремня необходимо повторить.
После того как натяжение ремня выставлено можно начинать процедуру сборки.
Логично, что она проходит в обратном порядке снятию
На момент замены пробег у машины был 146400км
Ремень верхний был в достаточно хорошем состоянии - на 5 с минусом. И то наверное только из-за лежащей на нем пыли.
Ролик натяжителя уже имел недоброкачественные симптомы. Да и если вернуться к фото выше, то указатель ролика не располагался между кромками окна, а должен был.
Нижний ремень имел значительные дефекты на зубцах - вплоть до крошащегося и отваливающегося покрытия
Помпа не имела люфтов, но уже закусывала в определенной позиции.
Т.ч. работы проведены своевременно
Сальник РВ трогать не стал.
Прокладку клапанной крышки выбрал Payen JM5016. Прокладка чуть толще оригинальной, но оригинальная эластичнее
Т.к. топливный фильтр снимался, и перед пуском так и так было необходимо прокачивать систему, то заодно заменил топливный фильтр.
Приведу перечень необходимых запчастей, а то они разрозненно в теме валяются:
- Ford 1562244 - Кассета ГРМ
- Ina 530 0142 10 - Ремень ГРМ (верхний)
- Ford 1207619 - Сальник распредвала
- Ford 1198045 - Сальник коленвала передний
- Ford 1810619 - Сальник коленвала задний (уплотнение топливного насоса)
- Ford 1078522 - Прокладка крышки передней
- Ford 1113202 - Прокладка маслянного насоса
- Ford 1139286 - Болт шкива коленвала
- Febi 24383 - Гайка крепления опоры двигателя
- SKF VKPC84416 - Насос водяной с уплотнением
- Payen JM5016 - Прокладка клапанной крышки
- Elring 128503 - Уплотнение гидронатяжителя
Позиции 3, 6, 8 и 9 из списка я лично не менял