| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
Померил в разьеме на зелено-желтом проводе есть напряжение когда достаю 18 предохранитель то напряжение пропадает, получается это родной разьем с лямбды? Если так то какие с какими провода соеденять?
Killercat
13 November 2015
цитата: |
Если так то какие с какими провода соеденять? |
Вы уже купили лямбду? В идеале она должна быть с ответной частью разъема.
Нет лямбду ещё не покупал пока полез только посмотреть что к чему, лямбду планировал универсальную брать, вот и не понимаю что к чему народ пишет что у них все по цветам соеденяется а тут беда какаето?
И откуда тогда взялись ещё 3 провода на которых сейчас весит лямбда?
Killercat
13 November 2015
Если судить по фото, то эти три провода подключены вразрез перед родным разъёмом. Там у вас похоже все на скрутках. Что критично для лямбды.
А не подскажете откуда должны выходить провода от лямбды? а то эта скрутка уходит мимо каробки и часть проводов уходит на какой-то датчик на блоке а вторая часть в общую косу! А у всех родные провода к лямбде 2 белых серый и чёрный? Или какие цвета мне искать?
Aleksej1988
17 November 2015
ребят... кто в итоге скажет??? бъет ошибку на подогрев 2-й лямбды
Killercat
18 November 2015
цитата: |
бъет ошибку на подогрев 2-й лямбды |
Выбить катлизатор. Поставить обманку и забыть. Вторая лямбда не участвует в образовании топливной смеси (на расход не влияет).
Aleksej1988
18 November 2015
Killercat
С чего Вы взяли что кату капут?
Killercat
18 November 2015
цитата: |
С чего Вы взяли что кату капут? |
Ну не выбивать. Делов то.
цитата: |
кто в итоге скажет??? бъет ошибку на подогрев 2-й лямбды |
Смотреть проводку, менять лямбду, нет?
Aleksej1988
18 November 2015
Killercat
проводку смотрел вроде все гуд... лямбду я так и не понял какую ставить... можешь посоветуешь какую? FF1 USA 2.0 ZETEC спасибо
Gild
19 November 2015
Aleksej1988Привет.
Судя по графику вторая померла. а первая чутка подустала
Рекомендую оба поменять на DOX0119 , только коннекторы нужно будет самому отрезать от старых и на denso повесить.
в Питере стоят 2000 рублей, на вид как оригинал. сопротивление обогрева вроде как идентичны, сам езжу с такой уже месяца 3 проблем нет.
Aleksej1988
19 November 2015
спасибо за отклик!
На моего амера она стает без проблем? FF1 USA 2.0 ZETEC 2000год
Aleksej1988
19 November 2015
Gild
спасибо за отклик! На моего амера она стает без проблем? FF1 USA 2.0 ZETEC 2000год
Aleksej1988
да. все подойдет.
Killercat
20 November 2015
цитата: |
можешь посоветуешь какую |
Вместо первой я ставил 0258005718 BOSCH. Разъем там подходит без переделки. У меня Zetec 2.0 E USA АКПП.
Aleksej1988
21 November 2015
Gild
можешь рассказать какие провода конектить к друг-другу?
Aleksej1988
2 белых к 2 черным без разницы какой к какому, а вот синий и белый от Denso не помню, там в комплекте инструкция есть.
Wrundel
24 November 2015
Aleksej1988
Можно вычислить соответствие проводов родной проводки и неоригинального датчика по первой ссылке в шапке темы
Здравствуйте. У меня 1.4 Zetec-SE Euro 4. Большой расход топлива, решил проверить датчики кислорода. Какой из двух нужно проверять или нужно проверять оба? У обоих напряжение должно меняться от 0,1 до 0,9 вольта?
Aleksandr2006
Получается что если у первого напряжение меняется и он показывает нормальные показания, то значит второй работает исправно да?
Aleksandr2006
5 December 2015
Vodnitto:
|
Aleksandr2006 Получается что если у первого напряжение меняется и он показывает нормальные показания, то значит второй работает исправно да? |
Второй не влияет на смесеобразование,он только следит за катализатором.У второго должна быть практиески прямая линия при ровных оборотах.
Minimalist
5 December 2015
Подскажите, а есть разница между DOX-2004 и DOX-1371.? По применимости оба подходят на 1.6 европа
Добрый день! Очень прошу помочь.
Руссфокус, двигатель Дюратек 1.6 8v
Тестером проверял лямбда-зонд. Т.к. у нас на лямбде 4 вывода и открытых точек нет, к которым можно щупы кинуть, я разъем ЛЗ (папа) вынимал из разъема колодки от ЭБУ (мама) и мерил. На разъеме ЛЗ (папа) сопротивление подогрева 8 ОМ, а на колодке-"маме" напряжение на подогрев 12 В показало.
А вот когда опорное напряжение начал мерить, т.е. плюс с тестера кинул на сигнальный провод (кидал отдельно и на черный провод от лямбды, и на соответсвующий провод в колодке "мамы" и когда они состыкованы были(иглой тестера сигнальный провод прокалывал)), а минус тестера на блок двигателя (когда ничего не вышло, кинул минус на серый провод ЛЗ), он мне показал 0 Вольт вместо 0,45 В...(мерил и на холодный, и на прогретый 4-5 минут двигатель; и с просто включенным зажиганием, и на работающем двигателе)
Т.е. иными словами напишите:
1) Последовательность, как правильно ОПОРНОЕ напряжение измерить. И какое всё-таки по значению оно должно быть? 0,45 или как в некоторых источниках пишут 0 Вольт?
2) Могло ли привести к ошибке в мозгах и в дальнейшем невозможности правильного измерения опорного напряжения то, что для измерения напряги и сопротивления подогрева, я расстыковывал разъемы ЛЗ? В инете встречал версию того, что так делать нельзя и мерить нужно, прокалывая провода ЛЗ.
3) И если всё правильно мерил и опорное напряжение не подается, начиная с разъема-"мамы", куда дальше смотреть?
Добрый день фокусоводы!Прошу совета.фокус 2003г 1.6 зетек ракам.На 50км уходит 10л бензина.Каталик не вырезан,лямбда работает только одна,которая перед вып. коллектором.И то не очень хорошо работает.Не может же так бензин уходить из за кислородного датчика.Люди добрые,посоветуйте куда капать.
Aleksandr2006
14 December 2015
Welkman:
|
Добрый день фокусоводы!Прошу совета.фокус 2003г 1.6 зетек ракам.На 50км уходит 10л бензина.Каталик не вырезан,лямбда работает только одна,которая перед вып. коллектором.И то не очень хорошо работает.Не может же так бензин уходить из за кислородного датчика.Люди добрые,посоветуйте куда капать. |
При таком расходе топлива ваш датчик давно загнулся и скоро забьётся катализатор.Небось из выхлопной трубы не просто чёрный дым идёт,но и пепел вылетает.
нет ничего подобного...в том то и дело.может ли форсунка переливать?