Датчик кислорода (Лямбда-зонд). (Р)

3 года

6



Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы.

Датчик концентрации кислорода

В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.

В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:

• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера

Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра

Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
posted image
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
posted image
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем

Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа

Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.

На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
posted image
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).

В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
posted image
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем

Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода

Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.

В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.

Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).

Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода

Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.

Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zond
Инструкция
датчик, лямбда, кислородный зонд, лямбда-зонд, датчик кислорода, выхлопная система, выпускная система

Aleksandr2006
8 октября 2015

Датчик кислорода (Лямбда-зонд). (Р)
453K
просмотров
297
участников
1,6K
сообщений

staras
9 октября 2015

3

Скажите пожалуйста, у меня оборвался один из 4 проводков на датчике (лямбда зонд) прямо у основания, наверное ветка, можно ли его припаять, не пострадает ли датчик??
avatar
Y-ilya
17 апреля 2007


припаять можно датчик не постродает вот только место пайки надо будет хорошо загерметизировать так как вода+постоянный ток =электролиз и соединение очень быстро развалится
basya24
18 апреля 2007


QUOTE (staras @ Apr 17 2007, 16:58)
Скажите пожалуйста, у меня оборвался один из 4 проводков на датчике (лямбда зонд) прямо у основания, наверное ветка, можно ли его припаять, непостраждает ли датчик??

только под замену.
IgorGhia
8 октября 2007


Какой лямбда зонд 100% можно поставить так чтобы не хуже родного было и по резьбе подошло. Есть в магазине NTK универсальный и есть девяточно-десяточный BOSCH. Проблем с перепайкой не боюсь главное чтобы вариант был провереный и по парметрам всё совпадало. Десяточный всего 700руб. потому к нему больше склоняюсь. Какое ваше мнение?
MATOLA
9 октября 2007


IgorGhia
Я на Эскорт не родную с ТАЗа ставил, там 4-х контактная была и по резьбе подошла, только разъем переделать пришлось (это уже должен грамотный специалист делать)
На счет Фокуса: 3 раза тьфу не сталкивался...
MATOLA
11 октября 2007


Лёха Юрич
нет не силиконом... контакты неправилно подключили pinch.gif , а еще бегал там, что-то тестером замерял...
IgorGhia
11 октября 2007


А может кто знает код разъема, чтобы родные провода от датчика не резать.
MATOLA
11 октября 2007


IgorGhia
Ты для начала узнай можно ли на Фокус не родную лямбду ставить??? Ведь выше было написано про Хогду и Эскорт...
Камил
26 ноября 2007


На американец перепаял и поставил второй датчик кислорода(который после катализатора) от ВАЗ2110. Работает нормально. Четыре провода, по цветам совпадают. И "чек" погас. yes.gif
avatar
Pierre
19 июля 2008


получается и первый и второй от ваза 16 клапанного подходят?
DEXRINATST
3 октября 2008


Вобщем имеем форд фокус 1 рос сборки двиг 1.8 зетек! Накрылся кислородный датчик хочу поменять на форд центре за него запросили 8 тыс что дороговато для меня предлагают поставить универсальный датчик? что можете сказать о нем можно ли его ставить или нет? и еще нужно узнать сопротивление родного датсика кто нибудь знает какое оно?
avatar
CD
3 октября 2008

1

DEXRINATST
Если речь о первой лямбде, то подойдет от любой инжекторной 10-ки (четырёх проводной). smile.gif
DEXRINATST
3 октября 2008


да первый лямда! хотя я просмотрел весь выхлопную систему второй так и не нашел. может не там искал?
Значит говорите подойдет от десятки? а по резьбе он идеентичен и сопротивлению он идеентичен?
avatar
Вольт-220
3 октября 2008


DEXRINATST
кто то здесь писал что они все одинаковые и по одному приципу работают. Типа один стандарт)))
Себе тоже собрался менять, буду брать от десятки за 700ре.
gogsik
3 октября 2008


U menja stoit Dva Lajmbda zonda!Odin na 4 provoda!Vtoroj na 2 provoda!

Menjal sebe na 4!

Stavil universlnij!
avatar
pabliksol
3 октября 2008


DEXRINATST
А вторая лямбда помнится только на американских фокусах и стоит, искать ее на руфукусе бесполезно - её просто нет в конструкции biggrin2.gif
DEXRINATST
4 октября 2008


Значит стоит одна лямда я так понял она идет четырех проводная? если брать от десятки инжекторной нужно крепление надо будет переделывать? если да то как узнать то можно переделать его?
Кто нибудь может ставил такой датчик напишите!
DARKFLAME
9 октября 2008


Всем привет! У меня стоит одна лямда хочу поставить вместо нее от десятки 4-проводной. Подскажите пожалуйста как правильно соединить провода какой к кому?!
И еще смотрел в магазине лямды от 10-ки там сказали есть нового образца и старого какой именно брать?
Kvan-7
10 октября 2008


huh.gif Привет Всем. Хочу посоветоваться. Не так довно купил ФФ из америки, двигатель SPLIT PORT 2L АКПП. Горит сигналка Чек Инжи. Старий хозяин сказал что навернут кислородный датчик. Диагностика подтвердила. Обрыв накала на датчике, но на каком из двух неизвестно. Если верить монуалам, то про этой неисправности, включается обходная программа. Движок работает нормально. Но раздражает горящая лампочка на панели приборов. Датчика стоит два, один перед катализатором, другой после на выхлопной трубе под двигетелем, если стоит защита движка то её не видно. Перед катализатором стоит 4-х проводная лямбда, а на трубе не помню, по моему тоже. Желательно поменять обе. В салоне даже не срашивал сколько стоит, уверен что на порядок дороже чем Десятошный. Если верить высказываниям на форуме то можно втулить Десятошные. Но тут подымается другой вопрос: во первых, десятошные лямбды расчитаны на пробег 30 тыс.км по паспорту, а во вторых не известно в коком состоянии сам катализатор (говорят на нашем бензине они долго не живут) а пробег Феди 180 тыс.км. Вот я и думаю а стоитли заморачиватся и тратить денги если и так всё работает нормально. Если кто с таким сталкивался поделитесь опытом, буду очень благодарен.

P.s Советы типа: заклей лампочку скотчем или отключи её не приемлемы, поменять пошивку конролера проблема, в салоне не берутся говорят нет оборудования, а в наших краях найти такого спеца проблема.
avatar
CD
11 октября 2008


DARKFLAME
Берите старого образца.
4-х проводной.
Как замена, подойдет только для первой лямбды.
MATOLA
13 октября 2008


Kvan-7
А для второй лямбды можно сделать обманку (это не сложно) wink.gif и лампочка гореть не будет.
avatar
CD
13 октября 2008


MATOLA
Дык, расскажите всем секрет, раз это так просто. smile.gif
avatar
M_A_X
13 октября 2008


А сколько живет этот датчик при условии что с машину использовали аккуратно и ремонтировали во время? Никто не знает? Ну хотя бы может какое-то усредненное число...
avatar
Pierre
14 октября 2008


DARKFLAME
провода соединяются по цветам wink.gif
менял себе первую лямбду...
там есть трабл ее выкрутить nono.gif
MATOLA
15 октября 2008


CD
Мне уже кто-то из форума сбрасывал инфо в личку, как сделать обманку на 2-ю лямбду, но я не помню кто. Зато инфо у меня осталось, там все доступно расписано. Если кому нужно пишите в личку, я сброшу smile.gif
avatar
Pierre
15 октября 2008


но есть риск что от такой обманки может накрыться катализатор thumbdown.gif
MATOLA
15 октября 2008


Pierre
nono.gif
Скорее наоборот: 2-я лябда выходит из строя от неисправного ката. Да и вообще она стоит не перед ним а за...
dezruptor
15 октября 2008


QUOTE (MATOLA @ Сегодня в 10:00)
CD
Мне уже кто-то из форума сбрасывал инфо в личку, как сделать обманку на 2-ю лямбду, но я не помню кто. Зато инфо у меня осталось, там все доступно расписано. Если кому нужно пишите в личку, я сброшу smile.gif

Непонимаю... почему здесь не выложить?
MATOLA
16 октября 2008


dezruptor
Я могу и здесь выложить, только не знаю как Информация в вордовском файле с картинками...
Если размер меньше 100KB, то можно просто присоединить к посту.
Если больше - то можно разместить на внешнем ресурсе и дать сюда ссылку, либо разместить на нашем сайте в разделе "Файлы".
dron8915
16 октября 2008


разница между верхним и нижнем лямда зондом на катализаторе???? FF1 американец автомат 2000.



Войдите, чтобы написать сообщение, или пройдите регистрацию.