Да-да. Машины становятся все совершеннее и совершеннее, а конструкция человека мало изменилась с той поры, как он догадался выйти из пещер. Соответственно, процент причин катастроф плавно перетек с "технического фактора" на человеческий, который по разным исследованиям достигает порядка 80%.
Хотя стоит отметить, что некоторые отечественные специалисты считают, что у каждой проблемы есть имя, отчество и фамилия. И так как только в случае поражения самолета метеоритом можно считать, что никто не виноват, поэтому доля вины ЧФ близка к 100%.
Прибыли терять нехорошо, поэтому буржуи кинулись исследовать проблему Человеческого Фактора и Ограничений Человека, не поскупившись даже создать одноименную науку и пригласить именитых ученых биться за
капитал результат.
Который в итоге появился.
Было принято чудовищное по рамкам отечественной духовности решение - считать ошибки человека НЕИЗБЕЖНЫМИ! Воспаленные мозги капиталистов настолько рехнулись, что это утверждение написали своей кровью в т.н. ЦРМ (от богопротивного CRM - crew resource management), практического инструментария, родившегося в лабораториях университетов, занимавшихся исследованиями в области Human Factors and Human Limits.
Сочтя ошибки неизбежными, преступники в белых ученых халатах определили их природу, способы распознания и исправления, способы минимизации.
Все эти определения, а также много чего другого, не менее чуждого нашему менталитету, они также внесли в ЦРМ, и начали втюхивать налево и направо. Капиталисты заплатили правительствам всех стран, которые заставили авиационные власти ввести в программы подготовки пилотов новые дисциплины. И более того, постоянно поддерживать ЦРМ на практике, заставляя пилотов протирать штаны на ежегодных занятиях по ЦРМ в учебных центрах, которые тоже в доле и платят черным налом в общую капиталистическую кассу.
Совсем очумев от тяги к деньгам, капиталисты втюхивают ЦРМ налево и направо, открывая бесплатные сайты, на которых каждый желающий может почитать о проблеме Человеческого Фактора, в том числе о природе ошибок.
Не открывайте следующую ссылку, не подвергайте себя этой сиэрэмовской заразе
http://www.skybrary.aero/index.php/Human_Error_Typeshttp://www.skybrary.aero/index.php/Portal:Human_PerformanceВ России тоже все проплачено, но мы успешно боремся с этой заразой. Бумажки о прохождении курсов CRM есть у всех, значит, формально все отлично.
* * *
Если же отбросить сарказм в сторону, и говорить серьезно, то проблема очень глубокая. Сколько я себя помню в отечественной авиации, столько лет я слышу со всех сторон:
1. CRM - вражеская наука.
2. CRM - неправильная наука. Ибо психология сама по себе лженаука.
3. CRM создана буржуями для зарабатывания новых денег.
4. В России иной менталитет, и CRM нам не подходит. Надо изобретать свой CRM.
5. Что еще более грустно - первые четыре пункта я слышал не только от пилотов, но и от... преподавателей CRM.
Со времен СССР в России действует правило "пилот не имеет права на ошибку". Соответственно, исходя из этого правила все расследователи и прокуроры работают на наказание пилотов за допущенные ошибки. Уверен, диванная общественность тоже так считает.
Это нисколько не помогает решать проблемы.
Катастрофы не случаются каждый день. Это очень здорово, но оно же и создает ложное убеждение как у пилотов, так и у их руководителей, что "с нами это никогда не произойдет". Соответственно, пока это не происходит, позитивных изменений в организации летной работы, в обеспечении безопасности полетов и т.п. - тоже не происходит.
То есть, что-то должно случиться, чтобы кто-то задумался.
Кстати, неправильный CRM черным по белому просит избавиться от подобного самоуспокоения.
В США, стране, которая придумала продавать CRM, все было совсем не так гладко, как представляют себе наши преподаватели. Там были абсолютно те же проблемы неприятия, непонимания, диспуты, возгласы "да это все давно придумано" и т.п.
По счастью, капитал действительно работает неплохо, если речь идет о прибылях. Против результатов исследований не попрешь, поэтому постепенно все более и более влиятельные люди вставали на сторону нововведения - как на уровне авиакомпаний, так и на уровне авиационных властей. Тем не менее на внедрение работающей системы ушли многие годы. Десятилетия.
"...CRM training, like any new approach to a well-established, tradition-bound
enterprise, was not universally acclaimed in its early years. Many airline managers
dragged their feet; they claimed that they were doing it anyway, just not under the name
of CRM. And besides, who had any proof that the new training was effective? The FAA
viewed the field with a degree of skepticism in the beginning, in spite of a string of
recommendations from the National Transportation Safety Board (NTSB) that CRM
training be required of the nation’s airlines".
Библия Crew Resource Management, 2-е издание.
Сейчас, распространив заразу, они действительно пожинают прибыль. До того уровня Безопасности полетов, который существует в США, нашему уровню очень и очень далеко. богомерзких САШ принципы CRM внедряют не на уровне экипажа, а на уровне авиакомпаний, летных школ и авиационной администрации.
x