СМЕРТЕЛЬНОЕ РАНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ: АКАДЕМИКИ В РАСТЕРЯННОСТИ, ФОРТОВ В БОЛЬНИЦЕ
23.03.2017
Источник: МК, 23.03.17
Наталья Веденеева
В РАН назвали имена тех, кто инициировал скандал с выборами главы Академии наук
Российская наука знала много потрясений, но ни одна власть не допускала такого унижения ученых, как нынешняя. Ситуация вокруг руководства РАН стала критической.
Сначала в понедельник, 20 марта, три кандидата-академика, которые уверенно шли на выборы президента РАН со своими программами и за которых голосовали тысячи ученых по всей стране, буквально за день снимают свои кандидатуры с выборов!
А в среду на головы ученых обрушился новый удар: действующий президент РАН Владимир Фортов, которому общее собрание РАН выразило доверие и выбрало исполняющим обязанности президента академии даже после завершения срока его полномочий 27 марта, сам сложил с себя полномочия.
Еще днем он был в своем рабочем кабинете, а затем уехал на обследование в больницу. Академия, которую Фортов своим распоряжением временно передал в управление вице-президенту РАН Валерию Козлову, в растерянности. Некоторые выражают готовность даже выйти из ее рядов.
Все те, с кем корреспонденту «МК» удалось поговорить постфактум, утверждали, что причина конфликта вовсе не в злосчастном уставе РАН, в котором якобы нашли какие-то несоответствия, а в противоречиях между РАН и созданной три года назад правительством хозяйственной структурой ФАНО, под руководство которой перешли все институты.
Фраза «академиков продавили, и теперь нового главу РАН будет назначать президент» стала самой расхожей в тот день.
Вообще, разрушение Академии наук, созданной в 1724 году Петром I, происходит не впервые. Сначала ее уничтожили большевики, создав альтернативную Социалистическую академию наук, да со временем, когда в ее ряды стали проникать партийные деятели, не имеющие научных заслуг, спохватились — в 1936 м вернули прежнюю модель.
После темные тучи сгустились над учеными в середине прошлого столетия, когда на академию обрушился гнев первого секретаря Никиты Хрущева. Он был готов закрыть научную организацию только за то, что академики посмели обидеть его любимчика Лысенко. Бывший тогда президентом РАН академик Александр Несмеянов сказал главе страны: «Ну что же, Петр Великий открыл Академию, а вы ее закроете...» Хрущев не посмел разрушить старейшую российскую организацию, а Несмеянов вскоре в знак протеста против таких выпадов ушел в отставку.
Фортова отличает от Несмеянова то, что он не ушел, хлопнув дверью, в 2013 году, сразу после объявленной унизительной для ученых реформы РАН.
Как сказал мне как-то академик Юрий Рыжов, это было бы самым правильным поступком. Но у Владимира Евгеньевича был больший кредит доверия власти, он верил, что его усилия на посту президента РАН помогут навести мосты между академией и реформаторами с меньшими для ученых потерями, а потому проявил мужество и остался.
«Благодаря Фортову мы еще называемся Российской академией наук, можем собираться вместе и принимать решения», — сказал, выступая на общем собрании 20 марта, светоч российской науки академик Владимир Захаров.
Трехлетняя работа Фортова на посту президента РАН, действительно, была ежедневной отчаянной борьбой отдельно взятого человека с ветряными мельницами в условиях, когда у академии отобрали все институты, когда обрубили финансирование.
Объяснялось ли грубое разрушение академической науки желанием поживиться за счет некогда богатой российской организации (все имущество которой, к слову, и до прихода ФАНО принадлежало Росимуществу) — вопрос. Неужели денег не хватает, к примеру, советнику Президента РФ Андрею Фурсенко? А ведь именно его во время своего выступления на общем собрании РАН назвал главным исполнителем «черной работы по уничтожению науки и образования в стране» лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алферов.
Конкретики добавил академик Геннадий Месяц: «Он (Фурсенко - «МК») пришел на должность министра образования и науки в 2004 году и вскоре выдвинул свою великую идею: «В России должно остаться 100–200 институтов». Он с этой великой идеей долго-долго живет, а как-то на президентском совете вообще прозвучало «до 160 институтов», это значит, что у нас все еще впереди.
Идея Фурсенко, как объяснили академики, заключается в том, чтобы насадить в стране американскую систему управления наукой. Но это невозможно, как невозможно, к примеру, поменять наш климат на американский. Беда, что многие члены правительства эту идею поддерживают.
Есть и еще один персонаж, которого также называют одним из людей, близких к Кремлю. Это Михаил Ковальчук, руководитель Курчатовского центра. По словам академика Владимира Захарова, он идеолог слияния институтов, так называемой конвергенции. В свое время его, доктора наук и члена-корреспондента, не приняли в академики, после этого он, как передают, сказал: «Мне легче разрушить академию, чем в нее выбраться», — а чуть позже добавил: «Как погибла Римская империя, так и Академия должна погибнуть». В ответ ему можно было бы сказать: «Римскую империю разрушили варвары, а вы тогда кто?». Но, видимо, снова варвары побеждают.
Итак, нам приоткрылась краткая, хоть и неофициальная предыстория нынешних драматических событий вокруг Академии наук. В ее свете невольно поверишь в слова академика Месяца о том, что события, предшествовавшие выборам в Академии, «были тщательно продуманной операцией». «В пятницу в 9 утра за Владимиром Евгеньевичем (Фортовым) приехала машина, они уехали. Вернулся он в половине второго и сказал, что происходит...»
Вслед за этими вывозами Фортова (как говорят, его возили в Кремль) последовало и «сенсационное» отречение сразу трех кандидатов от выборов. Многие академики, которые ехали на выборы из самых дальних уголков страны, восприняли это как предательство.
А вчера стало известно, что Фортов отказался исполнять функции исполняющего обязанности президента РАН в течение 6 месяцев.
Предвижу очередной всплеск недовольства академиков, проголосовавших за это 20 марта большинством голосов. Они так верили ему...
Фортова воспринимали в качестве единственной кандидатуры, при которой Академия на ближайшие 6–8 месяцев не окажется без руля и ветрил.
Близкий друг президента РАН Владимир Захаров еще вечером 21 марта был уверен, что Фортов не откажется. «Он не сделает этого, он сам мне об этом говорил, — уверял автора этих строк Захаров. — Для того чтобы Фортов ушел, надо будет изменить закон, его кандидатура поддержана общим собранием как высшим органом Академии».
Да, прав все-таки был Рыжов, который говорил о том, что Фортову лучше было уйти сразу. А теперь Владимир Евгеньевич поставлен в ситуацию, которая на шахматном языке называется цугцванг — как бы ни пошел, все ходы оборачиваются против него: либо на него давит власть (не может же он пойти против Путина и правительства, куда его вызывали на прошлой неделе чуть ли не каждый день), либо осуждают за бесхребетность коллеги по Академии.
То, что происходит сейчас с Академией наук и ее президентом, можно сравнить еще с одним историческим событием, бурно обсуждаемым сейчас в России, — отречением царя Николая II от престола. Его тоже выдавливали с трона с нарушением законов и предательством самых близких людей. И что получила в итоге Россия? Смуту, которая переросла потом в революцию. Смута зреет сейчас и в сердцах академиков.
http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=f8fa...dc7cf5aПОСЛЕДНИЙ ПИНОК АКАДЕМИИ ИЛИ НАЧАЛО ПУТИ?
23.03.2017
Источник: Аргументы Недели, 23.03.17
Андрей Угланов
Одна из любимых тем для публикаций в «Аргументах недели» – война за существование Российской академии наук. Её гонители – мы их назвали адвокатами дьявола – никак не угомонятся и придумывают новые и новые козни против российских учёных. Прежде всего, тех, кто не приемлет руководство наукой малообразованными и вороватыми выскочками, которых развелось в нашей стране сверх всякой меры. Последнее испытание случилось на общем собрании РАН, где должны были выбрать или переизбрать нового президента Академии наук. Не случилось. Открывал собрание вице-премьер Дворкович. Сказал что-то о роли науки в современном мире, чем заслужил жидкие аплодисменты. Главное случилось после Дворковича.
Все три кандидата в президенты РАН взяли самоотвод, и выборы будут перенесены на полгода или даже на 8 месяцев. За это время академики должны переделать Устав. Но всем, кто следит за событиями вокруг РАН, совершенно ясно, что самоотвод кандидатов – лишь вершина айсберга, ставшего совсем рыхлым и потрескавшимся. Он тает и разваливается на глазах в лучах адского пламени и чьего-то желания как можно больнее унизить академиков и довести российскую науку до амёбного уровня. Но давайте вспомним недавнюю историю.
Многие в рядах академиков уверены, что Casusbelli, или объявление войны, случилось в далёком 2008 году. Это было время тотального укрепления в российских верхах выходцев из Санкт-Петербурга (по понятным причинам). И здесь обязательно нужно вспомнить о российском учёном в области рентгеноструктурного анализа, известном физике, члене-корреспонденте РАН с 2000 года, а с 2005 года – директоре знаменитого института РАН имени Игоря Курчатова – Михаиле Валентиновиче Ковальчуке. В 2007 году тогдашним президентом РАН г-ном Осиповым он был назначен и.о. вице-президента РАН, то есть на пост, доступный лишь академику. С полной уверенностью, что в 2008 году он станет академиком. А в 2013 году на очередных выборах президента РАН – её президентом. И это было логично: за ним маячили фигуры не просто крупнейшего питерского банкира, родного брата Юрия Валентиновича Ковальчука вместе с другом семьи министром образования А. Фурсенко, но и Самого…
Счастье было так близко, но стёртые сегодня в порошок академики десять лет назад ничего не поняли. И в первую очередь – своего счастья и выгоды для РАН в случае избрания своим президентом г-на Ковальчука. С его приходом на академию должен был пролиться золотой дождь, как он пролился на единственный академический институт имени Курчатова, когда его возглавил профессор и физик из Петербурга. В 2008 году они проголосовали против присвоения Михаилу Валентиновичу звания академика. А в придачу на собрании Отделения физических наук РАН в мае 2013 года не переизбрали его директором Института кристаллографии, который он заслуженно занимал на протяжении 15 лет.
Понятно, что это всего лишь предположение, но за последующие десять лет РАН лишили самостоятельности, полностью подчинили правительству, посадили над академией сомнительную организацию – ФАНО, которая и определяет всю научную политику РАН через распределение и раздачу денег. Институты РАН закрываются, кадры бегут, сливаются НИИ, не имеющие в своей тематике ничего общего. Одним словом – «сатана там правит бал».
Руководит ФАНО бывший начальник финансового отдела ОАО «Красноярскагропромдорстрой» Михайло Котюков (просьба не путать с Ломоносовым), бухгалтер при строительстве сельских дорог в Красноярском крае. В 2010 году его тогдашний начальник А. Хлопонин перетащил Котюкова в Москву, когда его самого пригласили работать в федеральное правительство. Сегодня он официально подчиняется Медведеву. А неофициально – кому-то ещё, поскольку г-н Медведев едва ли в курсе того, что происходит в РАН.
Но как далеко может завести российскую науку история о том, «как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»? Понятно, что и президент страны, и сами академики – как обиженные, так и обижающие – видят, что нажитое непосильным трудом почти за триста лет существования Академии наук рассыпается словно карточный домик! Кто будет создавать оружие на новых физических принципах? Кто будет просчитывать новые материалы для ракетных двигателей, выводить новые сорта растений и создавать вычислительную технику будущего? Но не Котюков же вместе с Дворковичем?
Некоторые догадки о том, что такая проблема всё же просматривается в окружении Самого, есть. Именно так можно интерпретировать то, что среди кандидатов на должность нового президента РАН был академик, который тесно связан по работе с членом-корреспондентом РАН М.В. Ковальчуком. Но и он снял свою кандидатуру.
Дальше мы и вовсе вступаем в полосу предположений. Оказавшись перед сомнительной перспективой быть названым в недалёком будущем истинным могильщиком РАН, некие фигуранты этой драмы слегка нажали на тормоза. Выборы отложены под благовидным предлогом. Вполне вероятно, что восемь месяцев до новых выборов президента РАН могут пройти в плодотворных переговорах о том, как «раскатать пельмени назад», а уважаемым учёным занять своё достойное место в истории российской науки. И как самой Академии наук успеть раскрыть над собой спасительный парашют, без которого на широте Москвы она падает в бездну с ускорением свободного падения g = 9,8 м/с2.
С другой стороны, если судить по государственному телевидению, эта буря для его редакторов и кураторов – сродни буре в стакане воды. Они её не заметили. Главной новостью федеральных каналов и информагентств стало то, как у некоей «стритрейсерши» Мары Багдасарян отобрали пожизненно шофёрские права, сочтя её больной эпилепсией. Они следят за похождениями Мары уже скоро год. И новости о ней не уступают новостям с Украины и про Трампа с Меркель. Других новостей почти нет. Как нет их вообще про драму с Российской академией наук. Дурдом-ТВ.
А зря. Вот что сказал участник общего собрания РАН академик Юрий Иосифович Бузиашвили, наш постоянный автор и уважаемый во всём мире врач-кардиолог. «Академия наук – она как армия. Если ты не будешь кормить своих солдат и учёных, то придётся кормить чужих». Армию мы от такой перспективы, похоже, спасли. А вот учёных…
http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=58cc...710997ax