Статья с сайта
http://stolica.onego.ru/rubric_folder.php?article=140324Водитель всегда виноват
Алексей Свинцов, житель Петрозаводска:
Этой статьей я хочу предупредить всех водителей, которые могут столкнуться с аналогичной проблемой. У меня горький опыт уже есть…
Такой вот случай произошел со мной 27 ноября 2009 года. В районе 15.00 я и два моих работника двигались на моем автомобиле (грузопассажирский фургон) по Первомайскому проспекту от улицы Мурманской в направлении центра. На перекрестке Первомайский – Железнодорожная, дождавшись разрешающего сигнала светофора, я решил повернуть направо, на улицу Железнодорожную. Пропустив пешеходов, я продолжил движение и был остановлен сотрудником ДПС. Надо отметить, что к подобным остановкам, я отношусь спокойно и понимающе – машина большая, мало ли, что внутри. Я не был пристегнут и мотив остановки в принципе понимал. Проехав чуть дальше, я вышел из машины (чтобы было сложно доказать, то, что я не был пристегнут), и направился навстречу инспектору. Он попросил документы. Документы у меня находились в другой куртке, что лежала ни заднем сидении автобуса. Мы обошли фургон сзади, я открыл боковую дверь, достал права и захлопнул ее. Инспектор осматривать мой автобус не стал, а сразу предложил пройти в патрульный автомобиль, и я последовал за ним. В машине оказался еще один человек, как в последствии выяснилось, стажер. Я спросил причину моего задержания и ответ меня шокировал. Оказалось, я ехал с другой стороны и не пропустил кучу пешеходов, что заставило их бежать и пятиться от несущейся на них машины. Я попытался призвать инспектора к совести, на что мне намекнули, что машина, которой я управлял, вообще не может эксплуатироваться из-за отсутствия бамперов. Ко всему этому инспектор заявил, что он самый грамотный из всех инспекторов ГИБДД и спорить с ним бесполезно. Тут меня задело за живое. Я сказал ему, что он творит беззаконие и мне придется жаловаться вышестоящему руководству, обращаться в суд и СМИ. Мне ответили, что это мое право и выдали протокол и квитанцию об уплате штрафа. Сумма была 800 рублей. Я спросил инспектора о том, что подобные нарушения караются штрафом от 1000 рублей, и если он считает меня виноватым, то почему предоставляет скидку? Ответ мне тоже понравился: оказывается у меня мало штрафов, и инспектор, добрейшей души человек, меня поощрил. А еще, из-за таких, как я, гибнет очень много пешеходов на дорогах, и он тут для того, чтобы эту проблему решать. Я еще раз попытался напомнить, что пешеходов я пропустил, но все было бесполезно.
Я написал в протоколе, что не согласен, расписался в получении (надо было все сделать немного не так, как потом объяснил юрист), забрал бумаги и уехал к себе в контору. Придя в себя, я позвонил юристу и объяснил ситуацию. Оказалось, что можно и нужно было тащить пассажиров моей машины в автомобиль ГИБДД, включать мобильник на запись и еще кучу нюансов, которые я теперь знаю. Но остальные, наверное, нет.
Через несколько дней я обратился с жалобой в управление ГИБДД на Ленинградской. Жалобу приняли, пожелали допросить свидетелей. И тут нюанс: несмотря ни на что, надо писать показания своей рукой, а не доверять работникам ГИБДД, хотя, как показывают свидетели, проводивший допрос неоднократно пытался запутать их. в пользу инспекторов. Про остальные милицейские методы умолчим, это особенности службы, ничего противозаконного не было. Просто работники ГИБДД своими "способами" проверяли, не вру ли я. Наконец, меня попросили нарисовать, где и что лежало в машине, и назначили служебную проверку. Тогда я не собирался обращаться в суд и в СМИ, наивно полагая, что правда на моей стороне. И вот спустя неделю меня пригласили в ГИБДД Петрозаводска, где собрались начальники, и пригласили инспекторов. Заслушав инспектора и стажера, которые с точностью до предмета рассказали (по моей схеме), где и что лежало в машине. А так же заявили, что людей в машине, кроме меня, не было. Руководство ГИБДД с Ленинградской поинтересовалось, на каком основании я мог перевозить пассажиров в кузове грузового фургона. Я был удивлен. Они же проводили проверку! Машина и все документы находятся в базе данных! Пришлось демонстрировать свидетельство о регистрации, где указано, что микроавтобус, он же «фургон с правом перевозки 8 пассажиров, о чем есть заключение о переоборудовании в СПб». После этого, мне торжественно вручили отказ в моей жалобе и сказали фразу, которая у меня стала крылатой: «Мы своих инспекторов знаем, мы им верим, а Вас видим в первый раз».
Я предупредил, что вынужден буду обратиться в суд, мне сказали, что это моё право. Добравшись до юриста, я передал ему все документы, и он от моего лица обратился в суд.
Городской суд оставил решение ГИБДД без изменения. Моя задача была доказать хотя бы, что я поворачивал направо, а соответственно, что дальнейшие обвинения инспектора несостоятельны. Как признался на суде экс-стажер, а ныне инспектор, машина ДПС была оборудована видеорегистратором, он предложил посмотреть, как они фиксировали нарушения ПДД за этот день. Юрист, представлявший мои интересы, предложил продемонстрировать момент моего «нарушения», на что инспектор сказал, что именно в этот момент он не успел нажать кнопку. Это какая же скорость была у дизельного автобуса 1994 года при рывке с поворота с места, и сколько времени понадобилось нажимать на кнопку?! Юрист призвал привлечь к ответственности за дачу ложных (а бумагу подписывали все участники процесса) показаний либо инспекторов, либо свидетелей. Судья просьбу проигнорировала.
Нами была подана жалоба в Верховный Суд РК. 9 марта 2010 Верховный Суд РК отменил решение городского суда и постановление ГИБДД о взыскании штрафа. Итоги Верховного суда я не считаю своей победой. Это мое поражение! Мне не удалось доказать свою невиновность. Со слов судьи, на его решение повлиял только неправильно заполненный протокол, где инспектор не указал, где именно в Петрозаводске произошел этот случай.
Остается делать выводы. Выходит, виновен каждый, кто сел за руль?! Доказать свою правоту водителю практически невозможно, даже при наличии свидетелей. Оказалось, чтобы показания были приняты судом, свидетелей должно быть в два раза больше, чем инспекторов (и это помимо водителя). Вы спросите, а зачем мне это было нужно? Может, стоило заплатить 800 рублей, ну, пообижаться втихаря, и все. Зачем тратить деньги на юриста, который, кстати, отнесся понимающе, так как сам водитель, и согласился оказать услугу за небольшие деньги, однако превышающие штраф в несколько раз?! Если честно, то существующая несправедливость вокруг нас уже начинает доставать не на шутку. А этот случай подвернулся, как говорят к месту, попал под горячую руку. С одной стороны, я бы мог положительно решить свой вопрос прямо в машине ГИБДД, позвонив либо знакомым инспекторам или кое-кому из милицейского начальства, раньше пробовал, каюсь, отказов не было. Однако, я не считал в тот момент это правильным, потому, что инспектор был не прав, да и вмешательство в работу инспектора наносит ему внутреннюю обиду и разочарование, что в дальнейшем толкает на какие то отрицательные действия, в том числе «оторваться» на следующем задержанном (это со слов знакомых инспекторов, особенно им обидно, когда факт нарушения налицо, а дело просят замять). Но простите, на суде бывший стажер на вопрос судьи, что он делал в патрульном автомобиле ответил, что инспектор учил его работать. И чему же он его научил?! Врать? Заниматься приписками? Любой ценой, даже противозаконной, делать план? Штрафовать невиновных?
С другой стороны я решил посмотреть, а что из этого получится, если воспользоваться юридическим способом, которым должен бы пойти обычный водитель. Как показывает практика, многие водители предпочитают не связываться и платят штрафы и даже взятки. Доказать свою невиновность – это куча потраченного времени, денег и нервов, и далеко не факт, что суд встанет на вашу сторону.
На основе всего этого я сделал выводы: чтобы чувствовать себя за рулем более или менее безопасно, помимо аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, советую водителям выполнить следующее. Во-первых, купить брошюру, что сейчас продаются везде, где описано, как нужно вести себя в разговоре с инспектором, как подписывать протокол, и чтобы в ней были ссылки на КоАПП. Во-вторых, оснастить машину элементарным видеорегистратором, который стоит от 2200 руб. И при случае записывать разговор с инспектором на мобильный телефон, или на тот же видеорегистратор.
Но не стоит провоцировать людей при исполнении, как это делают отморозки в Интернете, выкладывая записи с мобильных. Работа у них нервная, а среди рядовых инспекторов хороших людей больше. За 15 лет управления автомобилем, со мной такой случай произошел впервые. Вообще мне приходится ездить много, в том числе, по Северо-западу и Центральной России, и, встречаясь с работниками ГИБДД других регионов, я отмечал, что наши сотрудники ДПС и честнее, и порядочнее. Это отмечают водители и других регионов. Бывало, что наказывали по полной за какую-то мелочь, но все равно за дело. Просто так меня на дорогах в Карелии не наказывали никогда, а в Москве и Питере, бывало. А это случай вызывает серьезную тревогу. Сейчас я подумываю о создании некой структуры, организации, которая могла бы оказывать юридическую помощь на дорогах (юрист и видеооператор), чтобы беззакония стало меньше. Для себя же я сделал неутешительный вывод – в волчьей стае надо жить по-волчьи. И в другой раз, как сказал в свое время Ленин, мы пойдем другим путем.