17 апреля 2006, 10:24
Проблемный долг
Самый крупный российский игрок в области перевозок «Гема-Транс» и его основной партнер Ford могут в ближайшее время расторгнуть контракт о сотрудничестве
Издание «АВТОСФЕРА»
Участники рынка считают, что причиной этому стало нарастающее напряжение в сегменте перевозок готовых автомобилей. По их словам, конфликт между Ford и «Гема-Транс» может оказаться не уникальным — в дальнейшем не исключены новые проблемы между заказчиками и перевозчиками, в результате чего возможен передел рынка автоперевозок. Быстро растущие продажи новых автомобилей уже привели к появлению сложностей с доставкой машин.
Продолжающийся рост продаж автомобилей выявил новые проблемы в области доставки машин. В конце февраля многие импортеры столкнусь с тем, что практически все порты в Финляндии были загружены иномарками для вывоза в Россию. У Ford, по данным руководителя направления автомотивной логистики «Гема-Транс» Игоря Свенцицкого, «встало» около 5,5 тыс. машин, заказанных сверх плана. Сложности с вывозом из Финляндии испытали и другие крупные продавцы, в том числе Nissan, Toyota и Volkswagen. «Изначально Ford делал упор на стимулирование продаж, которые значительно выросли по сравнению с предыдущим годом за счет отлично поставленного маркетинга и сильных менеджеров по продажам, — говорит Игорь Свенцицкий. — Однако логистика оказалась самым слабым их звеном».
Как сообщили RBC daily в «Гема-Транс», в настоящее время «Форд Мотор Компани» задолжала перевозчику 3,5 млн долл. Собственная задолженность «Гема-Транс» перед «Форд Мотор Компани» за поврежденные автомобили во время транспортировки составляет около 1 млн 140 тыс. руб., сказал RBC daily Игорь Свенцицкий. Кроме того, у «Гема-Транс» есть долг в размере 1 млн 700 тыс. руб. перед дилерами Ford. В «Форд Мотор Компани» RBC daily подтвердили факт взаимной задолженности без указания конкретных сумм, пояснив, что на следующей неделе запланирована встреча между компаниями, на которой будут обсуждаться их взаимные претензии, в том числе и финансовые, сообщает RBCdaily.
По мнению специалистов «Гема-Транс», логистики Ford допустили ряд ошибок. Во-первых, в начале марта дилерами Ford был организован самовывоз автомобилей со складов в России, что повлекло за собой заключение отдельных контрактов с каждым дилером на перевозку. Это, по мнению Игоря Свенцицкого, привело к увеличению цен на рынке примерно на 15-20%. Во-вторых, Ford создал дополнительные склады автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге. Если раньше автовоз забирал все машины из одного места, то сейчас он вынужден объезжать до четырех складов. Это сразу же сказалось на времени доставки и уменьшило количество автомобилей, которые один автовоз способен перевести за месяц. В результате дефицит на рынке перевозок только усилился. Наконец, Ford организовал поставки автомобилей из Европы автовозами напрямую в Москву. Это не только отвлекло огромное количество автовозов от «плеча» Финляндия — Россия, но и подогрело весь европейский рынок, а также увеличило время доставки автомобилей в Россию и значительно уменьшило количество перевозимых машин.
По словам Игоря Свенцицкого, для «Гема-Транс» Ford — это крупный клиент, но «при их слабой службе логистики и плохой платежеспособности работать c ними становится затруднительно». Также в «Гема-Транс» отмечают, что из-за возникшего дефицита средств они сами вынуждены задерживать платежи третьим компаниям. Несколько участников рынка сообщили RBC daily, что вероятность расторжения контракта между Ford и «Гема-Транс» достаточно велика. «По нашей информации, перевозки Ford на данный момент находятся в подвешенном состоянии, — сказал RBC daily генеральный директор компании «Спецтяжлогистика» Сергей Савин. — Сейчас Ford ищет новых перевозчиков, но предъявляет к кандидатам очень жесткие требования, в частности, требует прописать в договоре положение о крупных штрафах в случае задержки поставок».
Впрочем, обе стороны конфликта пока не исключают и мирного его окончания. «Если принцип «оказали услуги — получили деньги» не подходит Ford, то и нас это не устроит. Мы готовы сотрудничать с Ford на более жестких финансовых условиях, — говорит Игорь Свенцицкий. — Но в любом случае мы хотели бы мирного урегулирования». «Мы не видим причин для разрыва контрактных отношений», — в свою очередь заявляет PR-менеджер «Форд Мотор Компани» Екатерина Кулиненко. Как считают эксперты, «Гема-Транс» занимает на рынке перевозчиков сильные позиции и сможет добиться приемлемого для себя решения конфликта. «Перевозки автомобилей сейчас очень востребованы, — сказал RBC daily директор проекта Auto-dealer.ru Олег Дацкив. — Спрос в отрасли превышает предложение, поэтому перевозчик уверен, что не потеряет свои объемы».
ЗАО «Гема-Транс» входит в группу компаний «Гема». Подразделение было основано в 1995 г. Основные направления деятельности — автомотивная логистика (в том числе автовозные перевозки), предоставление эвакуаторов, таможенные услуги, сдача в аренду площадей и оказание складских услуг. В 2005 г. компания перевезла около 200 тыс. автомобилей. Крупнейшими ее заказчиками являются российские представительства Ford, Volkswagen, BMW и Porsche. «Гема-Транс» является самым значительным игроком на рынке перевозок новых автомобилей. Крупными парками автовозов владеют также Taisu, ТК «Эксис» и Rolf (последний перевозит в основном автомобили для своих автосалонов). Кроме того, в последнее время активизировались перевозчики из сопредельных государств, в частности
http://www.autosphere.ru/2006-04-17/5/