-Wolf-
Тоже задаюсь таким вопросом какие-то уроды...
-Wolf-: |
Причем видел участки где три -четыре люка расположены на 1 кв.м. Это что за хрень то такая? |
-Wolf-: |
Ну почему бы эти 100 люков не сделать на тротуаре например? |
Muxomor: |
-Wolf- у нас есть улица протяжённостью километра два от силы ,на ней больше 100 ! люков |
цитата: |
Они лежат под ногами, украшенные узорами и тускло мерцающие. Их топчут пешеходы, давят машины, они усеяны отбросами и окурками, на них гадят собаки… Они рассыпаны по миру от Нью-Йорка до Мельбурна, от Аргентины до Норвегии. Они располагаются на широких бульварах и в заброшенных переулках, на центральных площадях и в пыльных убогих дворах, один или пара из них, наконец, возможно лежат на улице, где вы живете. Их тысячи в огромных мегаполисах, есть они и в крошечных городках - они повсюду следуют за цивилизацией... но все же очень немногие из людей замечают их, обращают на них внимание, потому что они - люки смотровых «канализационных» колодцев! Ежедневно мы проходим по этим артефактам, только смутно отдавая себе отчет об огромном многообразии цивилизационных функций, которые они представляют. Вода, Электроэнергия, Канализация, Газ, Телефон, Тепло: каждый люк может поведать свою историю. Разнообразные металлические крышки, которые закрывают смотровые колодцы подземных коммуникаций - обширная коллекция индустриального искусства, ждущая открытия прохожим. Как обычные, заурядные явления жизни, которые встречаются повсеместно, эти крышки игнорируются, а напрасно - дизайн многих из них заслуживает внимания. Стилистические течения в искусстве, сменявшие друг друга на протяжении 150-летней истории городских подземных коммуникаций, не оставили в стороне утилитарных объектов. Крышки люков отразили в своем оформлении эклектизм и неостили в 19 веке, конструктивизм, модерн, арт деко и функционализм – в 20-ом. Однако, не только художественные течения определяли внешний вид чугунных медалей, усеявших мостовые: ведь все «декоративные излишества» играли прежде всего функциональную роль. Ранние люки украшены характерным геометрическим орнаментом, дабы предотвратить проскальзывание по их поверхности копыт лошадей и каблуков пешеходов. Кто первый и когда создал эти произведения - нелегкий вопрос. Вероятно, ранние орнаментации были плодом творчества и фантазии неизвестных инженеров и литейщиков, но достоверных сведений об этом нет. Атрибуции поддаются лишь те изделия, которые уже несут информацию о производителе или городских службах. Приблизительная датировка люков возможна по времени создания самих коммуникаций и колодцев, по местоположению, логотипам и каталогам производителей, по стилю орнаментики. Местоположение может ответить на некоторые вопросы (если отталкиваться от времени постройки близлежащих зданий), но отнюдь не всегда. Оно даже может внести путаницу, поскольку люки легко перемещаемы. В некоторых случаях на ребре крышки выгравирован патентный номер, однако и датировка по номеру патента весьма приблизительна, поскольку люк может оказаться значительно моложе - матрицы нередко сохранялись на заводах долгие годы. Впрочем, и диаметрально противоположный вариант не исключен, поскольку дизайн крышки мог быть создан ранее, че м была запатентована конструкция люка. История «люков» насчитывает уже более полутора сот лет. Появление их связанно с зарождением городских коммунальных служб в наиболее урбанизированных городах нашей планеты в 1830-40-е годы. В сознании людей колодцы неразрывно связаны с канализацией, несмотря на то, что есть масса прочих функций подземных коммуникаций. В литературе и киноискусстве такая взаимосвязь постоянно культивируется. Преступники бегут из непреступных тюрем именно через канализацию, вылезая где-нибудь на пустыре, насилу открыв тяжеленную чугунную крышку, которая смачно и гулко звенит о булыжную мостовую... Разумеется, здесь играет роль и хронологический фактор: водоснабжение и канализация пришли в города раньше света и телефона. Очевидность такого логичного на первый взгляд утверждения далеко не всегда на поверку оказывается обоснованной. За примерами далеко ходить не надо: столица России - Петербург - была телефонизирована в конце 19 века, но более-менее нормальная канализация появилась (да и то только в центре города) лишь в 30-е годы 20-го - перед самой войной. В каждом городе специфика цивилизационного процесса, очередность возникновения новых коммунальных служб была своя, однако, в отношении люков, один общий фактор непреложен: когда улицы получили твердое покрытие, начали асфальтироваться, люки уже стали необходимостью. В 1880-х в важнейших городах планеты появляется электричество, постоянный ток. Вдоль улиц выстраиваются цепи фонарей с лампами накаливания, электрифицируются железные дороги. Молодые электрические компании вступают в прямую конкурентную борьбу со старыми газовыми фирмами, со временем зачастую сливаясь в крупные концерны для снижения цен и удешевления развития сетей. Перед первой Мировой войной в Европе и США доминирующие электрические компании уже имеют сети по разветвленности не уступающие канализационным. Настоящий расцвет эры люков связан с появлением и развитием телефонных сетей. В России решающую роль в создании подземных телефонных коммуникаций сыграло «Шведско - Датско - Русское телефонное акционерное общество». В 1901 г. закончился контракт компании Белла на владение московской телефонной сетью и по результатам закрытого конкурса все права перешли к Шведско-датско-русскому АО, которое начало свою деятельность с расширения и коренной реконструкции станционных и линейных сооружений сети. К тому времени телефон в Москве и Петербурге существовал уже два десятилетия, однако телефонные линии, изготовленные из стального провода диаметром 2,2 мм, прокладывались по воздуху. В 1901-1903 гг. компания «Л.М. Эрикссон и Ко» возвела в Москве ультрасовременную по тем временам Центральную телефонную станцию в Милютинском переулке, кардинально реконструировав существующие линии. На магистральных направлениях были построены бетонные коллекторы для прокладки телефонных кабелей в свинцовой оболочке с воздушно-бумажной изоляцией, которые в отдельных местах и поныне находятся в рабочем состоянии. Смотровые колодцы этой системы закрывались специальными чугунными крышками, по дизайну сходными с люками телефонных колодцев в старой части Стокгольма и Копенгагена. Эти крышки и сегодня можно увидеть на улицах Москвы. В каталогах литейных заводов наряду с трубами, радиаторами отопления, кранами, фонарями, оградами и прочим изделиями люки занимают важное место. В то время заводов было значительно больше, чем теперь: почти в каждом крупном городе было свое литейное производство, и эти заводы выпускали индивидуальные люки для своего района. Единого стандарта еще не было и существовало многообразие, а по люкам можно было проследить географию локальных сетей. Теперь крупные предприятия поставляют люки в целые регионы, и индивидуальность сохраняется только в спецзаказах, обычно для исторических центров крупных городов и отдельных компаний, желающих увековечить себя в монументальных произведениях из чугуна, чаще всего в рекламных целях. Развитие автомобилестроения, появление автотранспорта на улицах предъявило новые требования к люкам, поскольку тяжелые грузовики могли оказывать на крышки колодцев давление до 8 тонн. Люки, оказавшиеся на оживленных трассах оказались более подвержены износу, чем лежащие в тихих закоулках. Люки перепроектировались согласно новым инженерным требованиям, и были разделены на классы в соответствии с назначением. В разных странах принимались свои национальные стандарты, однако общемировая тенденция заключается в выделении классов тяжелых (с предельной номинальной нагрузкой 15-20 тонн) и легких люков (с допустимой нагрузкой до 3-5 тонн), а также в изменении формы и размеров люков в соответствии с назначением сети и видом использующегося в колодце оборудования. Тяжелые люки, предназначенные для установки на проезжей части улиц, получили мощную выступающую внутрь колодца «хвостовую» часть, своеобразный стабилизатор, препятствующий сдвигу люка с колодца. Не смотря на технические изменения, декоративное оформление поверхности люков зачастую оставалось прежним. Таким образом, как уже отмечалось выше, оно может быть значительно старше самого люка. Традиционные «международные» орнаменты, такие как «вафли», «плетенка», радиальные линии, сетка, концентрические круги и другие, появившиеся еще в 19 веке существуют и поныне с незначительными изменениями. В начале 20 века по орнаменту, украшающему люк, часто можно было определить принадлежность люка определенной сети коммуникаций по функциональному признаку. Электрические компании предпочитали плетенку, санитарные - «вафли» (шашки), телефонные компании в США отдавали предпочтение шестиугольному «сотовому» дизайну («пельменница»), а в Европе - «стрелам молнии». Эти тенденции носили международный характер. Помимо геометрического орнамента на люках часто можно видеть надписи, несущие информацию о собственнике сети и, соответственно, люка: принадлежит ли он государству, городу или частной компании; о назначении сети - о том, что находится под люком; и о фирме-производителе люков, которая его изготовила. Имена многих знаменитых и скромных, давно исчезнувших и ныне процветающих компаний можно найти на крышках люков: Pacific Telephone & Telegraph Co, Burden Iron Works, Great Western Power Co, Hans & Jorgen Larsen, Бедризов и сыновья, Завод Лесникова, Мюр и Мерилиз, Шведско-датско-русское телефонное акционерное общество, Акционерное общество Н. Зигель, Машиностроительный завод Сойфера… После революции 1917 г. в Советской России люки запестрели названиями артелей: артель «Серп и молот», артель «Металлист», «Механик», позже их сменили гордые названия металлургических заводов, трестов и городов, где находились литейные производства, иногда встречаются и годы изготовления; в брежневскую эпоху предпочтение отдавалось ГОСТам и ТУ, а в настоящее время важнейшей информацией считается тип люка и функциональное обозначение колодца (В-водопровод, Г- пожарный гидрант, К- бытовая и производственная канализация, Д- дождевая канализация, ТС- тепловая сеть, ГС- газовая сеть и т. п.). В Европе и США (а с некоторых пор и у нас) существует особая каста люков: колодезные крышки, изготавливающиеся по спецзаказам для исторических центров крупных городов. Подобные крышки – подлинные произведения искусства, обычно включающие изображения городских гербов, символики, названия городов, юбилейные даты. Иногда сердцевина таких люков, лежащих где-нибудь на вокзале или в гипермаркете, выполнена из меди или латуни и надраена до блеска. Такие шедевры моментально бросаются в глаза туристам и… расчет рекламодателей оправдывается, ибо на люках нередко размещена реклама(!): здесь и китайский ресторан, и фешенебельный отель, и Интернет-провайдер… Забудешь телефон – не беда: люк всегда лежит на своем месте – можно пойти и посмотреть, в отличие от затерявшейся газеты, которую, возможно, давно выкинула жена. Бывают еще «дизайнерские» люки, отлитые по индивидуальному проекту для какой-нибудь галереи или культурного центра – здесь на крышке может быть любое, самое дикое и неожиданное изображение. Размер и форма крышек люков соответствуют колодцам - как раньше, так и теперь существуют большие и маленькие, круглые и квадратные, в соответствии с функциями. Однако в любом случае стандартный круглый люк должен быть не менее 550 мм (22 дюймов в США) в диаметре, чтобы человек мог пролезть в колодец. Размер в СССР время варьировался от назначения. В России приняты стандарты в 645 и 680 мм, в США применяются 24 и 27- дюймовые крышки, 36- дюймовые ставятся, когда в колодце нужно разместить громоздкое оборудование. Лучший материал для изготовления люков, обладающий большим запасом прочности и высокими антикоррозионными свойствами для трудной уличной службы - серый чугун (рашпер). Изготавливается этот сплав обычно из переплавленного металлолома (блоков цилиндров автомобильных моторов). Такой сплав предпочтительнее стали, которая корродирует и слишком дорогого и легкого алюминия (что недопустимо с точки зрения безопасности: в сильный ливень алюминиевые люки могут легко быть выброшены из оправы напором стекающей в колодец воды, к тому же их гораздо легче похитить). Для особо жестких условий эксплуатации (в аэропортах) используются стальные кованые люки. Стоимость типового круглого 24 дюймового (~ 610 мм) люка в США - от 150 долларов, 30-дюймовый стоит $ 230-250. Дешевый импорт из Китая, Мексики, Индии вынудил правительство США принять протекционистские меры, и теперь государственные компании обязаны покупать только отечественные люки. В России используются в основном люки собственного производства (стоимостью 950-1300 рублей, то есть $ 30-40), а также сделанные на Украине (100-110 Грн, $ 20) Маленькие 4-12 дюймовые люки называются «ручными» (handhole) люками. Они используются за рубежом для неглубоких колодцев, в которых установлены приборы, измеряющие подачу газа и воды, манометры, пожарные гидранты, брандспойты, запорные клапаны. В Европе бывают круглые, овальные, треугольные, прямоугольные, многоугольные «ручные» люки. В России подобной «узкой специализации» практически не существует, все оборудование находится в «больших» (manhole) колодцах (за редким исключением, каковым являются в основном газовые коммуникации, на которых иногда используются «ручные» неснимаемые откидывающиеся лючки, соединенные с оправой люка петлями). Самые большие люки, часто составные, установлены над большими насосами и трансформаторами. Бывают комбинированные люки (малый круглый в большом квадратном, например, - может открываться частично для инспекции и целиком для монтажа-демонтажа оборудования). Круглая форма не случайно получила наибольшее распространение: ведь квадратный люк может провалиться в колодец, а треугольный не соответствует форме человеческого тела. Круглый люк никогда не провалится в колодец, но вместе с тем он имеет особое качество - его можно катить. С одной стороны это плюс – когда его катят работники коммунальных служб, но есть и существенный минус, принявший в последние годы в России масштаб стихийного бедствия: кража крышек люков. Поскольку открыть люк даже без специального инструмента - дело не особо хитрое, защита люков от воров представляет большую проблему. Конечно, вес люка (а обычный люк весит 50-65 кг, в США - 250-300 фунтов) представляет некоторую сложность...но только не в России! Охотники за халявным металлом вывозят на пункты приема металлолома люки с улиц десятками. В результате чего у прохожих увеличился риск оказаться в городском канализационном коллекторе, а у автомобилистов – наглухо угробить свою подвеску. В США эта проблема решается применением многообразных запорных устройств, разумеется, удорожающих сам люк, наши коммунальщики пошли другим путем (поскольку у нас-то замки использовать бессмысленно) - люки намертво привариваются(!) к амбразуре колодца электросваркой… и «развариваются» по мере необходимости. Кардинальным решением проблемы признаны новые люки из... железобетона(!), использование которых находит все более широкое применение в нашей стране. Кроме сборщиков вторсырья, коммуникации могут представлять интерес и для более серьезных преступников, главным образом террористов и грабителей банков (о чем все мы прекрасно знаем по фильмам) В связи с этим международной практикой стало во время крупных общественных мероприятий, визитов правительственных делегаций, саммитов разного рода, Олимпиад и проч. уделять подземным коммуникациям особое внимание. Люки в районе аэропортов, отелей и мест проведения ответственных мероприятий проверяются спецслужбами, и нередко даже временно завариваются в целях безопасности. На рубеже тысячелетий культура люков испытывает определенный кризис: в результате целого комплекса причин, некоторые из которых были упомянуты выше, «классические» чугунные люки начинают сходить со сцены, заменяясь неметаллическими, герметичными, высокотехнологичными, предельно стандартизированным и упрощенным в орнаментике или вовсе лишенными ее крышками-невидимками. А уникальные памятники материальной культуры начинают исчезать. Невооруженным глазом видно, что все меньше в Москве люков довоенного периода, не говоря уже о раритетных крышках «Шведско-Датско-Русского общества» и компании «Мюр и Мерилиз»… Однако на таком печальном фоне в последние годы явно вырисовывается и несомненно положительная тенденция - резко возросшее внимание общества (и прежде всего «художественной» и околохудожественной молодежи) к люкам и даже некая мода на них. По всему миру энтузиасты собирают коллекции фото интересных люков, устраивают тематические выставки, в Интернете возникли сайты, посвященные искусству литых крышек смотровых колодцев коммунальных сетей… Появилась надежда, что всемирная публичная галерея промышленного дизайна под открытым небом, в которой в чугунных геммах представлена 150-летняя истории урбанизации, будет сохранена. |