| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
koles007У меня трасса 10-11литров, город 13-14 (1.6 duratec)
ОГО! У меня столько сплит 2х литровый не жрет 0_0 (11.5 средний расход по городу за 1500км сейчас)
После замены лямбды еще статистику собираю, как проеду хотябы 3-4 заправки, отпишусь об изменениях расхода..
У меня был в районе 20,поставил лямбду от ваза упал до 10 в городе,по трассе где то 7
SanecheK161
Деньги есть - бери оригинал, все будет ровно, нет - ставь универсальную или от ВАЗа, все равно разъем переделывать.
SanecheK161
14 July 2012
А на dy1040 тоже разъём переделывать надо или там все четко подходит?
А знает кто-нибудь номерок оригинала на 1.6 duratec?
dy1040- это родной Motorcraft-только на америку,разьём там родной и на 1.6 он не идёт. он даже на европейцев не идёт (по параметрам)...
Rodionnw
15 July 2012
LEx_xЕсли мне не изменяет память, то все параметры их сводятся к длине провода
SanecheK161разъем одинаков
Rodionnw
Память изменяет- длина провода как раз одинакова, разница в показаниях, ставил DY 1040 на свою (у меня европеец) с одной лямдой двихок начинает душиться,вялый разгон и адаптация -елиница , ну и на ХХ неустойчивая работа. Поставил родной-1 053 108 (европа 2.0 1.8) и забыл...
LEx_x
Скорее всего тебе попался брак, ибо люди даже от тазиков ставят и горя не знают. При чем не важно, европеец или америкос, мозг у них один - EEC4. Хотя, кто знает, что там у тебя за настройки.
Rodionnw
То что -попался не брак-100% , этот датчик сейчас благополучно ходит на пендосе с таким же 2-х литровом Zetecoм и ни чего не душит и адаптация в норме, а то что мозги одинаковы- это не показатель, т.к залить туда можно что угодно, ведь на европе нет ни системы ЕГР ни второй лямбды... а то что ставят(я и сам ставил) вазовские - у них показания ближе к родному( за исключением сопротивления). В любом случае решать владельцу, это пример из моей практики , а дальше решать самому...
LEx_x
Ну если это правда, то да.
А кто знает, как можно проверить вторую лямбду на обрыв цепи подогревателя?
MATOLA
считать коды ошибок например... думаю такая полюбому появится, если будет обрыв. (например ошибка P0141 - O2 Heater Circuit Bank 1 Sensor 2)
Ну и можно сопротивление померять на контактах подогрева (если не ошибаюсь, будет бесконечность при разрыве).
stpaxТак ошибки я уже считал - есть P0141
Поэтому и хочу узнать как проверить на обрыв цепи.
А какие именно нужно контакты замерить? При этом разъем нужно отсоединять?
stpax
18 July 2012
1
MATOLA
Можно врезаться прямо в провода. По идее там 4 провода 3х цветов. Два провода, которые одинакового цвета (предположительно белого) и есть провода подогрева. Может кстати на разъеме контакты окислились и нет контакта (сори за тавтологию).
У меня был обрыв в первой лямбде. Я ее просто поменял и всё... Старая по ходу родная еще стояла %)
PS Разъем обязательно разъеденить, ток может пойти через мозги (не уверен, но вероятность есть) и тогда ты увидишь то сопротивление, которое меряешь
Заказал оригинал 1053108 (2900руб.), поставлю отпишусь
пришел датчик, замерил сопротивление, на приборе 7.6 Ом
всем привет!гуру,подскажите,плиз-какой лямбда датчик мне искать?читал,читал-очень много информации!мне нужен датчик кислорода 2-ой!фф-1,2001 г в ,2 л,уса!помогите,пожалуйста
Себе поставил Бош 0 258 006 569, на разъеме усики напильником спилил и все. Да, первый датчик.
По расходу пока не скажу, по динамике лучше.
ОлегВикторович
3 September 2012
Привет всем счастливым обладателям феди. Расскажу свою историю. Летом помыл двигатель, после этого авто начало тупить, загорелся чек.так и ездил. на холостых работает ровно, если плавно давить на тапку то вроде усе нормально, но на обгоне начинает упираться, дергаться, как будто, кто то за ж...у держит. Недели две назад купил адптер OBD2 на телефоне установил прогу Торг' сделал диагностику, прикольная штука этот адаптер, выдал ошибки Р0135 вроде , перевел обрыв в цепи обогрева датчика кислорода, сбросил ошибку, через какое то время опять загорелся чек. в программе напряжения на датчиках - 1-0в, 2-1,3в. Полез под капот померил напряжение обогрева, два белых провода, -12в. причем мерил с отключенным датчиком и подключенным с обих сторон разъема, затем проверил сопротивление выдал 4ом. Затем проверял на ходу напряжение на датчиках на первом от 0 до 0,7в на втором постоянно 1,3в. А сегодня утром после прогрева двигателя чек сам потух динамика улучшилась при разгоне, но не намного, при перключении со второй на третью, если тапку придавить все равно есть провал. Теперь сам вопрос- куда копать? Зранее спасибо.
ОлегВикторович
3 September 2012
Расход средний, по той же программе 13 литров
Всем привет !!! у меня у самого расход литров 12-13 летом город ,а зимой и до 15 доходил !! я только вчера диагностику сделал первый датчик вылетел показала и чек не горел !!! щас заказал поменяю посмотрим чё будет !!!
ОлегВикторович
9 September 2012
Привет всем. Поставил датчик от десятки бошевский, ошибка пропала, динамика улучшилась, но все равно есть провалы. До кучи вырезал дыру для доступа к бензонасосу, промыл фильтра, отчет на соответствующем форуме .
Неудержимый
9 September 2012
Заменил первый датчик. Поставил Bosch 537 (1080руб), разъем от старого датчика подключил обычной скруткой и сжал термотрубкой. По цвету провода полностью сошлись (черный, серый и два белых). Во время замены отключал аккумулятор, после подключения ошибка не пропала. Скорее всего второй датчик тоже требует замены. Буду ставить обманку.
Расход однозначно уменьшился, было 13,8 сейчас около 12 и думаю будет еще меньше, т.к. проехал после замены всего километров 30.
По времени на все ушло около часа. Ford C-Max, двигатель Duratec 2.0
Неудержимый
18 September 2012
продолжение, предыдущего поста:
После замены первого датчика, расход сначало уменшался (был минимум 11,8), но потом расход опять постепенно поднялся до 13,4.
Вчера поставил обманку (конденсатор на 1мкФ и резистор 1МоМ) на вторую лямбду. Скинул аккум на 30 минут, но ошибка не пропала. После замены проехал около 20км, средний расход упал до 10,9литров. Пока это мой рекорд. Посмотрю , что будет дальше.
RamilShafeev
2 November 2012
ребят подскажите пожалуйста,перечитал всю тему так и не нашел какую лямбду мне все таки ставить,авто русфокус1 2004 1.8 зетек???
RamilShafeev
1
053 108 у него и аналогов куча.