05.02, 17:43 ГАЗЕТА.GZT.RU
Госкомпания «Автодор» объявила о проекте создания в Москве двух платных дорог — дублеров Кутузовского проспекта и Ленинградского шоссе. В столичном стройкомплексе заявляют, что пока «никаких платных дорог в Москве быть не может».
Руководство госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») заявило, что может создать совместное предприятие с московскими властями, которое будет привлекать инвестиции для строительства платных автотрасс на территории столицы. Председатель правления «Автодора» Сергей Костин подчеркнул на брифинге 4 февраля, что городские власти проявляют к этой идее большой интерес.
Если договоренность с московской администрацией будет достигнута, то первыми платными трассами в городе могут стать дублеры Кутузовского проспекта и Ленинградского шоссе.
В компании «Автодор» GZT.RU сообщили, что в настоящее время ведутся переговоры на эту тему с московской мэрией. До этого никаких проектов на территории столицы «Автодор» не осуществлял.
«Автодор»
Госкомпания «Автодор» была создана в июне 2009 года. Она должна выполнять функции заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном и восстановительном ремонте и содержании автодорог, развития полос отвода и придорожных полос. В январе текущего 2010 года был утвержден перечень автомобильных дорог федерального значения, подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление ГК «Автодор», а также сроки такой передачи. Компании могут быть переданы автомобильные дороги общего пользования федерального значения, находящиеся в федеральной собственности. В соответствие с планами, эти дороги или их участки станут платными. Трассы, которые были переданы ГК Автодор.
«Мы сейчас являемся заказчиком по трассе М4 “Дон” [Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону, уже в 2010 году она станет платной]. Здесь реконструируются некоторые участки. В Москве пока никаких проектов нет»,— заявили GZT.RU в предприятии ФГУ «Дороги России», которое представляет «Автодор» и курирует проекты создания платных дорог на территории России.
Говоря о перспективах начавшихся переговоров с московскими властями, в компании заявили, что «пока все расплывчато». Однако даже если будут достигнуты какие-то успехи, в планах пока строительство только двух упомянутых трасс. В компании «Автодор» сообщили также, что интерес к сотрудничеству проявили и другие регионы: Татарстан, Санкт-Петербург, Волгоградская и Свердловская области.
Платные дороги
Российское правительство 25 января 2010 года утвердило правила оказания услуг при проезде по платным автодорогам. В соответствии с опубликованным постановлением, для преодоления «спецучастков» придется составлять договор между пользователем и оператором [владельцем трассы]. Оператор обязан предоставить автовладельцу право проезда и организовать дорожное движение в соответствии с требованиями законодательства РФ. Кроме того, оператор не имеет право оказывать предпочтение одному пользователю перед другими, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. Отказаться от заключения договора при возможности проезда по платной дороге он также не может. Размер взимаемой суммы устанавливает оператор, а методику расчета и максимальный размер утверждается правительством. Кроме того, не допускаются другие платежи, кроме как «операторская» плата за проезд.
«Никаких платных дорог в Москве быть не может»
В столичном стройкомплексе о возможном появлении в городе платных трасс пока ничего не знают.
«Пока никаких платных дорог в Москве быть не может,— заявил сотрудник комплекса.— Проекты дублеров [Кутузовского проспекта и Ленинградского шоссе] однозначно есть, но пока ни о какой платности не идет речи».
Собеседник GZT.RU сообщил также, что, поскольку «Автодор» — федеральная структура, решение о сотрудничестве с ней должен принять лично мэр Москвы Юрий Лужков .
Напомним, в конце января министр транпорта Игорь Левитин заявил, что Москва пока не готова и к другой дорожной новинке — строительству дорог второго уровня [дорогами второго уровня называют эстакады над имеющимися трассами]. Он согласился с возражениями главного столичного архитектора Александра Кузьмина о том, что подобное строительство испортит архитектурный облик города.
«Может быть, внутри Садового кольца или в ближнем окружении это действительно помешает архитектуре, но мы считаем, что остальные направления — Волгоградка, Каширка и все другие… Что можно сделать в районах, где идет выход в область?» — заявил Игорь Левитин .
Он предположил, что для улучшения ситуации с пробками в Москве нужно ввести платный въезд в центр города. Министр транспорта признал, что это «непопулярное решение».
Он также рассказал, что министерство договорилось со столичными властями о необходимости строительства так называемых вылетных дорог. «Это, допустим, дублер Кутузовского проспекта, у которого нет съезда в город»,— привел пример г-н Левитин.
Цена проезда
Пока что стоимость проезда по платным дорогам в России предусмотрена в размере от 1 до 4 рублей за километр пути в зависимости от размеров транспорта. По словам председателя правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергея Костина, окончательную методику расчета платы предстоит утвердить и принять в этом году. Он отметил: «планируется, что платный проезд будет стоить 1 рубль за километр для легкового транспорта. Для машины грузоподъемностью до 8 тонн это будет стоить 2 рубля. И 4 рубля для машин свыше 8 тонн». В Чехии водители покупают специальную наклейку, позволяющую ездить по автобанам, которые почти все платные. На 10 дней ее стоимость 7 евро, на месяц — 10 евро, на год — 36 евро. Штраф за ее отсутствие — 190 евро. В Австрии стоимость проезда по платным автобанам на 10 дней — 7,70 евро, на два месяца — 22,20, на год — 73,80 евро. Во Франции приходится платить почти за все автобаны. В среднем 100 км обходятся в 5 евро. Стоит отметить, что в европейских странах платными бывают также некоторые мосты и тоннели.
«Вводить платность в Москве технически крайне затруднительно»
Ранее свое мнение о строительстве платных дорог в Москве подробно высказал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, колумнист GZT.RU Михаил Блинкин GZT.RU. Эксперт назвал эту идею нелепой.
«Платные дороги — это инструмент распараллеливания потоков на сети, или своего рода бизнес-класс автомобильных перевозок. Используются они в основном для межрегионального и международного транзита, а также для дальних деловых и туристических поездок»,— пишет Михаил Блинкин
«Западная модель платной дороги — скоростная многополосная магистраль высшей категории, планировочно отграниченная от прилегающей территории, имеющая не более 2–3 примыканий на 100 км пути и грандиозные уширения в местах расположения впускных турникетов,— считает он.— Принципиально важно, что эти магистрали окружены плотной и многосвязной сетью местных дорог, на которых, разумеется, никакая плата не взимается».
Платные дороги в других странах
Во Франции суммарный километраж платных магистралей составляет около 8 тыс. км при общей протяженности национальной дорожной сети, составляющей 980 тыс. км. Аналогичные подходы и пропорции наблюдаются в Италии (5,7 из 480 тыс. км) и в Испании (2,6 км из 660 тыс. км). В Германии платных дорог нет. Однако Германия ввела электронную систему сбора пошлин LKW-Maut для проезда по всей дорожной сети для всех тяжелых (более 12 т) грузовых автомобилей. В Великобритании имеется единственный платный участок дорожной сети протяженностью 27 миль, введенный в эксплуатацию в 2003 году после десятилетних дискуссий. В то же время Великобритания располагает наибольшим в мире практическим опытом введения платы за въезд в городские центры: система платного въезда в центр Лондона эксплуатируется с 2003 года. В США, где опыт эксплуатации платных дорог насчитывает полтораста лет, пропорция еще резче, чем в Италии и Франции: примерно 8,5 тыс. км платных дорог вписаны в национальную «бесплатную» сеть протяженностью 6,4 млн км. В США, а также в Канаде и Австралии на некоторых платных хайвеях внедрены высокотехнологичные системы сбора проездной платы без каких-либо шлюзов и турникетов: идентификация проезжающего автомобиля производится с помощью телевизионного детектора транспорта (traffic camera), счет выставляется на адрес автовладельца.
Михаил Блинкин объяснил, что западная модель подойдет нам «в крайне ограниченных пределах».
«Протяженность магистральных дорог высших категорий в России составляет до 2 тыс. км. Встречаются они в основном в ближних окрестностях Москвы и Питера, выполняя зачастую — по типу МКАД — все функции сразу, включая обслуживание местного трафика и пригородных торговых комплексов. Вводить здесь платность технически крайне затруднительно: въезды и съезды на таких дорогах “здесь и на каждом километре”»,— заявил он.
Нелепым назвал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства и введение платности на обычных дорогах
«Интернет переполнен снимками, сделанными на трассе М53, в районе поселка Нижний Ингаш Красноярского края, где дорогу попросту размыло дождями. Что, и там шлагбаум [там где взимается плата] соорудим?» — заявил он.
x