ООО «РОЛЬФ Авто Центры Менеджмент»
Москва, 127410, Алтуфьевское шоссе, 31, стр. 7
Телефон: (495) 785-19-78, 785-12-76
Факс: (495) 785-19-52
___
ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на тему допустимости использования ксеноновых ламп в качестве
источника головного освещения автотранспортного средства
20 февраля 2010 г. на официальном сайте ГИБДД были размещены разъяснения для автовладельцев по поводу использования в головном освещении автомобилей ламп с газоразрядными источниками света (ксенона).
В данных разъяснениях представители ГИБДД сослались на заключение ФГУП «НИИАЭ», указав, что применение в источниках освещения (фарах), предназначенных для использования обычных ламп накаливания, газоразрядных источников света (ксенона) отныне будет квалифицировано как несоответствие режима работы световых приборов требованиям конструкции транспортного средства.
В заключении ГИБДД ответственность дифференцирована в зависимости от типа нарушения (отдельно за установку и за управление тс с некорректно установленным ксеноном):
- за установку ксенона в фары, предназначенные для обычных ламп накаливая – от-ть в виде штрафа на граждан - в размере 2 500 руб. с конфискацией указанных приборов; на должностных лиц – 15 000 – 20 000 рублей с конфискацией приборов; на юридических лиц - 400 000 – 500 000 рублей с конфискацией приборов (п. 1 ст.12.4. КоАП); Примечание: обращаю особое внимание, что от-ть наступает только для граждан, долж.лиц, юр.лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств.
- в случае управления автомобилем с некорректно установленным ксеноном – от-ть в виде лишения права управления транспортным средством на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов, а так же снятие номеров и запрет эксплуатации транспортного средства до момента устранения выявленных нарушений (п.3 ст. 12.5., п.27.13 КоАП).
В то же время выводы, сделанные представителями ГИБДД в соответствующих разъяснениях, представляются не совсем корректными по следующим основаниям:
1) В ст.12.4 КоАП речь идет о нарушениях правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб.
2) В п.1. ст.12.4 и п. 3 ст. 12.5. КоАП указано, что ответственность применяется за установку на транспортном средстве / управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Соответственно для наступления ответственности необходимо нарушение обоих требований, как по цвету огней, так и по режиму работы. К примеру, если цвет огней ксенона белый или желтый (что допускается правилами) привлекать к ответственности по данной статье КоАП нельзя.
3) Заключение ФГУП «НИИАЭ» не является нормативным документом, обязательным для применения на территории РФ. Соответственно их утверждение о том, что все ксеноновые лампы, установленные в фары, предназначенные для использования обычных ламп накаливания, не соответствуют требованиям действующего законодательства, не является аксиомой (в каждом конкретном случае необходимо проводить соответствующее исследование с использованием специальных технических устройств). В то же время желательно принять данную информацию к сведению.
В разделе 3 Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверж. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 №1090) указан исчерпывающие перечень неисправностей внешнего светового освещения, при котором эксплуатация транспортных средств запрещена. К данному перечню, в частности, относятся следующие нарушения:
• Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
• Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001 (Приложение №1).
• Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
• На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
• На транспортном средстве спереди установлены световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
Для определения несоответствия установленных ламп требованиям вышеуказанного ГОСТа, требуется наличие специального оборудования (стенда), которое имеет действующий сертификат соответствия и разрешено к применению на территории Российской Федерации. Проверка светового потока на вышеуказанном стенде является обязательной процедурой прохождения технического осмотра в органах ГИБДД. Определение несоответствия «на глазок» абсолютно не приемлемо, поскольку при визуальном осмотре нарушение не является очевидным, в отличии от незаконной установки специальных средств для подачи звуковых и световых сигналов, проезда на запрещающий сигнал светофора и т.д.
В связи с этим не понятен механизм проверки автотранспортных средств на наличие данного нарушения, в случае, когда сотрудник ГИБДД, остановил автомобиль на дороге, поскольку сотрудник должен убедиться в 2-х вещах:
1. В качестве головного освещения на автомобиле установлены именно ксеноновые лампы, а не лампы накаливания (в соответствии с п. 4.3.1., 5.3.1. ГОСТа Р 51709-2001 данная проверка может быть выполнена визуально);
2. Установленный ксенон не отвечает требованиям действующих ГОСТов по мощности свечения, распределению светового потока и т.д. (без специальных технических устройств, размещенных на твердой ровной поверхности выполнено быть не может).
Следует обратить внимание, что за установку ксенона неустановленного цвета (любой кроме белого, желтого, оранжевого), владельца транспортного средства могут привлечь к ответственности на любом посту ДПС, без использования специальных технических приборов.
В любом случае следует иметь ввиду, что установка нештатного ксенона может послужить основанием отказа в выдаче талона тех. осмотра транспортного средства.
Рекомендации ПД:
1. В отношении клиентов, которые планируют установить ксеноновые фары в «РОЛЬФе»:
1.1. Рекомендовать клиентам устанавливать ксеноновые фары в сборе – т.е. менять не только саму лампу, но и фару целиком, тип которой предназначен для использования ксеноновых ламп (особая конструкция светоотражателя, стелка фары и т.д.), для того, чтобы избежать проблем при прохождении техосмотра в дальнейшем;
1.2. Рекомендовать к установке сертифицированный на территории РФ ксенон, полностью удовлетворяющий требованиям ГОСТ Р 51709-2001 и ГОСТ 41.98.99.
1.3. После установки обязательно проверять на специальном стенде соответствие установленного головного освещения требованиям вышеуказанных ГОСТов в части мощности, распределения светового потока и т.д.
1.4. На территории ДЦ т.н. «нештатный» (не сертифицированный, не отвечающий требованиям производителя и требованиям ГОСТов) ксенон не продавать. В случае если клиент настаивает на установке собственного нештатного ксенона, либо отказывается от замены фары на подходящую – письменно предупреждать его о возможных негативных последствиях и о том, что вся ответственность за такую установку ложиться на него, путем получения от клиента соответствующей расписки в произвольной форме, либо путем включения соответствующей формулировки в Заказ-наряд. Примерный текст:
«Перед выполнением работ по установке фар с газоразрядными источниками света («ксенон») Заказчик ознакомлен с Основными положениями по допуску автотранспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090), Государственным стандартом РФ «ГОСТ Р 51709-2001. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ».
В связи с этим, Заказчик в полном объеме принимает на себя риск возможных неблагоприятных последствий эксплуатации автомобиля, на котором установлены фары с газоразрядными источниками света, включая, но не организиваясь: отказ органов ГИБДД в постановке (снятии) автомобиля с регистрационного учета, лишение органами ГИБДД права управления транспортным средством на определенный срок, конфискация установленного источника освещения, причинение Заказчику/ом убытков по причинам, связанным с выполнением работ по установке фар с газоразрядными источниками света на автотранспортном средстве Заказчика и ответственность за такие последствия.»
Обязательно делать отметку, что оборудование предоставлено клиентом.
2. В отношении клиентов, которым ксенон в «РОЛЬФе» уже установлен в рамках отдельных заказов-нарядов:
2.1. Если клиент ранее установил ксеноновые фары в сборе, то проблем у клиента быть не должно.
2.2. Если клиент ранее установил только ксеноновую лампу, без фары целиком, но клиент в письменном виде нами ознакомлен Основными положениями по допуску автотранспортных средств к эксплуатации и ГОСТом Р 51709-2001 и принял на себя риск неблагоприятных последствий (есть соответствующая фраза в з/н согласно рекомендациям ПД), то риски ДЦ минимальны.
2.3. Если клиент ранее установил только ксеноновую лампу, без фары целиком, то при любом обращении клиента на ДЦ информируем клиента о возможных неблагоприятных последствиях при эксплуатации автомобиля с нештатным ксеноном и предлагаем возмездную замену на ксеноновые фары в сборе или, при отказе клиента от ксенона, возмездную замену на обычную лампу накаливания. Дальнейшие действия клиента:
- отказывается от нашего предложения по возмездной замене нештатного ксенона на ксеноновые фары в сборе, но не выражает недовольства (Действия ДЦ – подписываем с клиентом документ - «На имя директора ДЦ, с указанием даты документа; … Настоящим я, ФИО, подтверждаю, что мне известны и понятны правила по установке на автомобиль и эксплуатации ламп с газоразрядным источником света (в т.ч. предусмотренные ГОСТом Р 51709-2001, а так же Основными положениями по допуску автотранспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090)). Риск наступления всевозможных неблагоприятных последствий, включая, но не ограничиваясь: отказ органов ГИБДД в постановке (снятии) автомобиля с регистрационного учета, лишение органами ГИБДД права управления транспортным средством на определенный срок, конфискация установленного источника освещения, причинение мне убытков по причинам, связанным с выполнением работ по установке фар с газоразрядными источниками света на автотранспортном средстве, беру на себя в полном объеме.»).
- отказывается от нашего предложения по возмездной замене нештатного ксенона на ксеноновые фары в сборе, при этом предъявляет письменную претензию о расторжении заказа-наряда по установке ксенона (Действия ДЦ – при получении письменной претензии клиента, по согласованию с ПД, осуществляет расторжение заказа-наряда и возврат ст-ти работ по заказу-наряду). Примечание: в случае установки нештатного ксенона по отдельному з/н клиент не вправе требовать расторжение ДКП автомобиля, только - расторжение з/н и возврат уплаченных денеж.средств; основание – не предоставление исполнителем необходимой и достоверной информации об услуге/работе.
2.4. Если клиент привлечен госорганами к админ.от-ти за установку/управление автомашиной с некорректно установленным ксеноном и обращается в ДЦ с требование о возмещении данных расходов, то вопрос о возмещении разрешается ДЦ с участием сотрудника ПД (Предварительное мнение ПД: данные расходы клиента не являются его убытками в порядке ст. 15 ГК РФ).
С уважением,
Юрист-консультант ООО «РАЦМ» В.А. Борисенков
Приложение №1
к Правовому заключению
ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ Р 51709-2001
к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке (извлечения)
Таблица 6а - Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах
/---\
|Наименование внешних |Цвет | Число |Наличие приборов на АТС в |
|световых приборов |излучения | приборов |зависимости от категорий |
| | | на АТС | |
|---------------------+----------+----------+---|
|Фара дальнего света |Белый | 2 или 4 |Обязательно для категорий|
|---------------------+----------+----------|М, N. Запрещено для|
|Фара ближнего света |Белый | 2 |категорий О. |
|---------------------+----------+----------+---|
|Передняя |Белый или | 2 |Рекомендуется (для|
|противотуманная фара |желтый | |категорий М, N) |
|---------------------+----------+----------+---|
|Передний габаритный |Белый | 2 |Обязательно |
|огонь | | | |
|---------------------+----------+----------+---|
|Контурный |Передний |Белый | 2 |Обязательно на АТС шириной|
|огонь | | | |более 2,1 м. |
| |---------+----------+----------| |
| |Задний |Красный | 2 |Рекомендуется для АТС|
| | | | |шириной от 1,8 до 2,1 м и|
| | | | |для грузовых автомобилей|
| | | | |без кузова |
|---------------------+----------+----------+---|
|Дневной ходовой огонь|Белый | 2 |Рекомендуется для категорий|
| | | |М, N. |
| | | | |
| | | |Запрещено для категорий О. |
|---------------------+----------+----------+---|
|Переднее |Белый | 2 |Обязательно для АТС|
|светоотражающее | | |категорий О и на АТС с|
|устройство | | |убирающимися фарами. |
|(нетреугольной формы)| | | |
| | | | |
| | | |Рекомендуется для других|
| | | |АТС |
|---------------------+----------+----------+---|
|Боковое |Передний |Желтый | Не менее |Обязательно на АТС длиной |
|светоотра- |---------+----------| двух с |более 6 м. |
|жающее |Боковой |Желтый или| каждой |Рекомендуется для других |
|устройство | |красный, | стороны |АТС |
|нетреуголь-| |если | для АТС | |
|ной формы | |сгруппиро-| длиной | |
| | |ван с|более 6 м.| |
| | |задним |Допускает-| |
| | |габаритным| ся одно | |
| | |фонарем, | (спереди | |
| | |задним |или сзади)| |
| | |контурным | для АТС | |
| | |огнем, | длиной | |
| | |задним |менее 6 м | |
| | |противоту-| | |
| | |манным | | |
| | |фонарем, | | |
| | |сигналом | | |
| | |торможения| | |
| | |или | | |
| | |красным | | |
| | |боковым | | |
| | |габаритным| | |
| | |фонарем | | |
|-----------+---------+----------+----------+---|
|Контурная |Боковая |Белая или| Один или |Запрещено для АТС категории|
|маркировка | |желтая |несколько |М_1. |
| |---------+----------| | |
| |Задняя |Красная |элементов |Рекомендуется для других|
| | |или желтая| |категорий |
\---/
4.3.2.1 Отсутствие рассеивателей внешних световых приборов не допускается.
(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)
4.3.2.2 Автоматические корректоры фар на АТС, оснащенных фарами с источниками света категории D, должны быть работоспособны.
(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)
4.3.2.3 При эксплуатации АТС допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена конструкцией АТС.
(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)
4.3.3 Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны.
4.3.4 Угол наклона плоскости (см. рисунок 1), содержащей левую (от АТС) часть верхней светотеневой границы пучка ближнего света фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR, измеренный в вертикальной плоскости, параллельной продольной центральной плоскости АТС, должен быть в пределах ± 0,5% нормативного значения угла регулировки, указанного в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на АТС. При отсутствии на АТС и в эксплуатационной документации данных о нормативном значении угла регулировки фары типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR должны быть отрегулированы в соответствии с указанными на рисунках 1,а или 1,б и в таблице 7 значениями угла наклона светового пучка альфа к горизонтальной плоскости. Нормативы угла регулировки заданы значениями угла альфа в зависимости от расстояния Н установки оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки для расстояния L от оптического центра фары до экрана, или расстоянием R по экрану от проекции оптического центра фары до световой границы пучка света и расстояниями L и Н.
Рис. 1а. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима "ближний свет" с наклонным правым участком светотеневой границы
Рис. 1б. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима "ближний свет" с ломаным правым участком светотеневой границы
Рис. 1в. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для противотуманных фар
а) для режима "ближний свет" с наклонным правым участком светотеневой границы;
б) для режима "ближний свет" с ломаным правым участком светотеневой границы;
в) для противотуманных фар
Таблица 7 - Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка ближнего света фар на матовом экране в зависимости от высоты установки фар и расстояния до экрана
/---\
| Расстояние от | Номинальный угол | Расстояние R от |
|оптического центра фары|наклона светового пучка| проекции оптического |
| до плоскости рабочей | фары в вертикальной |центра до светотеневой |
| площадки Н, мм | плоскости альфа |границы фары на экране,|
| | | удаленном на 10 м. мм |
| |---| |
| | угл. мин | % | |
|---+-----------+-----------+---|
|До 600 | 34 | 1,00 | 100 |
| | | | |
|От 600 до 700 | 45 | 1,30 | 130 |
| | | | |
|" 700 " 800 | 52 | 1,50 | 150 |
| | | | |
|" 800 " 900 | 60 | 1,76 | 176 |
| | | | |
|" 900 " 1000 | 69 | 2,00 | 200 |
| | | | |
|" 1000 " 1200 | 75 | 2,20 | 220 |
| | | | |
|" 1200 " 1500 | 100 | 2,90 | 290 |
\---/
Угловое отклонение в горизонтальном направлении точки пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы светового пучка фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR от вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должно быть не более ± 0,5%.
На АТС, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке АТС должно устанавливаться в положение, соответствующее загрузке.
Точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.
4.3.5 Сила света каждой из фар в режиме "ближний свет", измеренная в направлении оптической оси фары и в направлении 52' вниз от левой части светотеневой границы, должна соответствовать значениям, указанным в таблице 7а.
Таблица 7а
/---\
| Тип фары | Сила света в |Сила света в направлении 52'|
| | направлении |вниз от левой части световой|
| |оптической оси фары, | границы, кд, не менее |
| | кд, не более | |
|--------------------+---------------------+---|
| C; CR | 800 | 1600* |
|--------------------+---------------------+---|
| НС; HCR; DC; DCR | 950 | 2200* |
|---|
|* В случае несоответствия параметров, полученных при неработающем|
|двигателе, проводят измерение при работающем двигателе. |
\---/
Проверку параметров, указанных в таблице 7а, проводят после регулировки положения светового пучка ближнего света по 4.3.4. При несоответствии параметров фары указанным в таблице 8 нормативам проводят повторную регулировку в пределах ± 0,5% в вертикальном направлении от номинального значения угла по 4.3.4 и повторное измерение силы света.
4.3.6 Фары типов R, HR, DR должны быть отрегулированы так, чтобы центр светового пучка совпадал с точкой пересечения оптической оси фары с экраном (точка 7 на рисунках 1,а и 1,б).
4.3.7 Сила света всех фар типов R, HR, CR, HCR, DR, DCR, расположенных на одной стороне АТС, в режиме "дальний свет" должна быть не менее 10000 кд, а суммарная величина силы света всех головных фар указанных типов не должна быть более 225000 кд.
4.3.8 Силу света фар типов CR, HCR, DCR в режиме "дальний свет" измеряют в направлении оптической оси фары.
4.3.9 Силу света фар типов R, HR, DR измеряют в направлении оптической оси фары после проведения регулировки по 4.3.6.
4.3.10 Противотуманные фары (тип В) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, была расположена, как указано на рисунке 1,в и в таблице 8.
Таблица 8
/---\
| Расстояние от | Номинальный угол |Расстояние К от проекции |
|оптического центра фары| наклона светового | оптического центра фары |
| до плоскости рабочей | пучка фары в | до светотеневой границы |
| площадки Н, мм | вертикальной | на экране, удаленном на |
| | плоскости альфа | 10 м, мм |
| |---------------------| |
| | угл. мин. | % | |
|---+-----------+---------+---|
| 250 ... 750 | 69 | 2,0 | 200 |
|---+-----------+---------+---|
| 750 ... 1000 | 140 | 4,0 | 400 |
\---/
(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)
При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено АТС.
4.3.11 Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 625 кд в направлении 3° вверх от положения светотеневой границы.
При несоответствии силы света указанной выше величине проводят повторную регулировку не ниже минус 0,5% в вертикальном направлении от номинального значения угла по 4.3.10 и измерение силы света.
x