По его словам, с 1 июля вступают в силу поправки в ПДД, предусматривающие административную ответственность за «затруднение проезда», если в ДТП пострадали только машины.
Как пояснил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, штраф за это нарушение составит 1 тысячу рублей.
С 1 июля 2015 года, согласно поправкам в ПДД, «если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие». Для этого надо предварительно сфотографировать или снять ДТП на видео. Зафиксировать надо положение машин друг к другу и к объектам транспортной инфраструктуры, повреждения, а также все возможные следы и предметы, относящиеся к аварии. Если у водителей возникли споры, то, прежде чем покинуть место аварии, они должны позвонить в полицию и получить указания: нужно ли ждать гаишника на обочине или подъехать к нему на пост. Кроме того, нужно записать фамилии и контакты очевидцев ДТП. Если же споров нет, то полицию вызывать не надо, водители должны просто оформить европротокол и разъехаться.
«Сейчас закон сконструирован таким образом, что, только если машины полностью блокируют дорожное движение, их можно привлечь к ответственности. С 1 июля, даже если они частично “затрудняют” проезд», это будет считаться правонарушением, — отметил он. По словам Корнеева, сотрудники ГИБДД смогут составить на таких водителей протокол и оштрафовать их. По мнению чиновника, это будет мотивировать автовладельцев составлять европротокол и оперативно освобождать проезжую часть.
Андрей Корнеев пояснил, что европротоколом в Москве пользуются не очень активно. Так, в январе этого года из 11 508 ДТП лишь 500 оформлено с помощью европротокола. По его словам, при департаменте транспорта создан экспертный совет, занимающийся популяризацией европротокола. «Мы видим в нем возможность существенно изменить дорожную ситуацию, в том числе с пробками», — пояснил чиновник.
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков пояснил, что новая обязанность водителя освободить проезжую часть попадает под статью 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). Штраф за нарушение по этой статье составляет 1 тысячу рублей. «Формально ответственность уже в действующем законодательстве предусмотрена», — пояснил Лысаков. С другой стороны, заставить водителей оформить европротокол нельзя. «Они смогут сказать, что не договорились друг с другом, и хотят дождаться сотрудника ГИБДД», — отметил депутат.
Руководитель межфракционной депутатской группы Госдумы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаил Старшинов считает, что штрафы нужны для того, чтобы выработать привычку оформлять европротокол и не задерживать движение в городе. «Большинство водителей при незначительных ДТП занимают проезжую часть, вызывают сотрудников ГИБДД, хотя им, например, только подфарник разбили. За границей принято штрафовать, если, к примеру, в течение 15−30 минут водитель не сфотографировал повреждения и не встал на обочину», — пояснил Старшинов. Парламентарий добавил, что Госдума планирует собрать экспертный совет, чтобы определить временной промежуток, который будет действовать в нашей стране, и внести поправки в законодательство.
Председатель Федерация автовладельцев (ФАР) России Сергей Канаев отметил, что в изменениях в ПДД, которые вступают в силу с 1 июля, впервые прописано, что автовладельцы могут съехать на обочину в ожидании ГИБДД или вообще уехать, оформив европротокол. «И это не будет считаться “покиданием места ДТП”, за что водителю грозит лишение прав или административный арест», — сказал он. Канаев отметил, что штрафа в 1 тысячу рублей достаточно, чтобы водители решали вопрос с ДТП оперативно и не создавали длительных препятствий на дороге.
Марина Курганская.
x