Ford выкинул двойной Focus
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=728621// Иностранные автоконцерны начали гонку объемов производства в России
Если планы будут реализованы, выпуск Ford в Ленинградской области станет крупнейшим проектом промсборки иномарок в России
Фото: Михаил Разуваев / Коммерсантъ
автопром
Вчера стало известно, что пионер в этой области Ford хочет удвоить мощности автозавода под Петербургом. В этом случае проект Ford станет крупнейшим по сборке иномарок в РФ и опередит нынешнего лидера Volkswagen, строящего завод в Калуге. Однако отраслевые эксперты отмечают, что удвоение Ford споткнется о сложности с доставкой машинокомплектов.
Вчера глава Ленинградской области Валерий Сердюков встретился с вице-президентом Ford Europe Джимом Титро. По итогам встречи губернатор заявил, что ему сообщили о планах Ford удвоить мощности завода "Форд-Всеволожск" – до 150 тыс. машин в год (нынешняя проектная мощность завода – 72 тыс. машин, по итогам этого года должно быть собрано 60 тыс. Ford Focus II). Деталей плана господин Сердюков не сообщил, а в ЗАО "Форд Мотор Компани" его заявление комментировать отказались. В то же время в компании уточнили, что решение об увеличении производства может быть принято в течение трех-шести месяцев.
Впрочем, похоже, что в штаб-квартире Ford уже приняли это решение. В августе президент Ford в России Хенрик Нензен пообещал, что "к концу года компания скажет что-то определенное" об объемах производства "Форд-Всеволожск" (см. Ъ от 17 августа). Если планы будут реализованы, выпуск Ford в Ленинградской области станет крупнейшим проектом промсборки иномарок в России. Сейчас самым амбициозным считается проект строительства завода Volkswagen (VW) в Калуге. Его мощность составит 115 тыс. машин, стоимость – ?370 млн.
"Форд-Всеволожск" работает в режиме промсборки с конца июля. Чиновники Минэкономразвития и Минпромэнерго перевели завод на промсборку, поскольку посчитали, что предыдущий режим свободного таможенного склада нечетко прописывает обязательства по локализации производства. Сразу после этого в Минэкономразвития сообщили, что в рамках промсборки завод расширит производство до 150 тыс. машин. Однако в российском офисе Ford его не комментировали. Дело в том, что режим промсборки не может обязать инвестора расширить производство. Под промсборкой понимается выпуск колесных транспортных средств в объеме 25 тыс. штук в год со сваркой и окраской кузова, а такие мощности у "Форд-Всеволожска" уже созданы.
Теперь информация Минэкономразвития подтвердилась. По данным министерства, "Форд-Всеволожск" должен расширить действующий выпуск Focus с 60 тыс. до 100 тыс., а также запустить две новые модели Ford Mondeo (20 тыс.) и внедорожник Ford Maverick (30 тыс.). С моделью будущего внедорожника Ford еще не определился, так как ранее сообщалось, что "Форд-Всеволожск" может начать выпуск Land Rover (см. Ъ от 17 августа). В любом случае для расширения производства заводу будет необходимо создавать новые мощности по сварке и окраске кузовов, и, по оценкам Минэкономразвития, это обойдется ему в $250 млн. К настоящему моменту Ford вложил в завод $230 млн. Дополнительная земля Ford вряд ли потребуется, потому что он изначально зарезервировал за собой участок в Ленинградской области, на котором можно создать автосборку 120-150 тыс. машин (см. Ъ от 1 марта).
Независимый эксперт Валерий Тараканов не сомневается, что растущий авторынок России будет способен потребить растущие объемы выпуска Ford, тем более если "Форд-Всеволожск" будет собирать несколько моделей. По итогам января–сентября Ford Focus действительно является самым продаваемым автомобилем в России, а марка Ford – второй по популярности после Hyundai.
Однако, по словам Валерия Сердюкова, проект Ford может натолкнуться на проблемы с доставкой машинокомплектов в Россию. Как пояснил губернатор, порт Петербурга не может обеспечить увеличение контейнерного грузооборота. В связи с этим, уточнил господин Сердюков, Ford рассматривает возможность импорта машинокомплектов через порт Усть-Луга. Впрочем, гендиректор агентства SeaNews Марина Белоглазова считает, что будущие проблемы с доставкой машинокомплектов Ford не будут иметь отношения к порту Петербурга. По ее оценкам, мощность порта составляет 1,5 млн контейнеров в год, из которых на "Форд-Всеволожск" приходится не более 40 тыс. контейнеров. "Увеличить этот объем двукратно не составит труда",– считает эксперт.
По мнению госпожи Белоглазовой, проблемы могут возникнуть с вывозом машинокомплектов из порта, поскольку в Петербурге для этого не хватает дорог. Впрочем, отмечает эксперт, к 2008 году в Петербурге должна быть построена новая магистраль (Западный скоростной диаметр), а раньше "Форд-Всеволожск" вряд ли серьезно увеличит производство. В любом случае порт Усть-Луга, по словам госпожи Белоглазовой, "точно не решит проблем Ford", поскольку располагает только одним терминалом, причем угольным.