СОЧИНСКИЙРАЙ
Барбара и Светлана ищут обещанный
В Сочи приехали польские ТВ-журналисты искать обещанный российской властью олимпийский рай. Барбара Влодарчик – известная польская телеведущая на одном из ведущих каналов Варшавы. Она со съемочной группой решила снять программу о райской жизни сочинцев в Сочи. Мы встретились случайно. Барбара рассказала мне о цели своего визита в Сочи. Мне эта идея тоже понравилась. И дальше мы отправились с ней вместе искать райскую жизнь на сочинской земле.
Пока мы ехали по Курортному проспекту, у нас была возможность поговорить о политике, о природе, о погоде, обменяться впечатлениями. Барбару интересовало все: где у нас расположены самые красивые дома и отели? Сколько у них звезд? Сколько они стоят? Кто в них живет? Зачем строятся дороги-дублеры и сколько средств на них потрачено? Как выглядят олимпийские объекты и на какой стадии строительства они находятся? Как работает ГК «Олимпстрой»? Какая заработная плата у сотрудников органов государственной власти и сколько получают рядовые сочинцы? Как живут те и другие? Какие у нас бутики? Какие цены на продукты и товары первой необходимости? Хорошая ли экология и как соблюдаются экологические нормы и правила, а также права людей? Рады ли сочинцы грядущей Олимпиаде? Барбара все хотела увидеть своими глазами, услышать своими ушами и потрогать своими руками. Наши стремления совпали.
Но почти на 90% ее вопросов, к своему стыду, я не могла ответить из-за закрытости информации. На мой вопрос: «Как у нее возникла идея снять передачу о райской жизни в Сочи?» – Барбара ответила: «Я в каком-то польском журнале прочла слова Владимира Путина, что «в 2010 году Сочи превратится в рай на земле!». И я решила: надо непременно снять такую передачу. Я была в Сочи три года назад, когда только объявили Олимпиаду. И вот сегодня я здесь, чтобы посмотреть, как материализуются слова вашего премьера». На вопрос о первом впечатлении на райской земле-2010 Б.Влодарчик ответила, что впечатление от нового аэропорта, куда они приземлились московским рейсом, было очень приятное. «Но потом, – говорит журналистка, – меня расстроили страшные пробки. До гостиницы «Жемчужина» мы добирались почти три часа. Очень устали. Вторым шоком стала сама гостиница «Жемчужина» и цены. Совершенно неприглядный двухместный номер с обшарпанными стенами, разбитой раковиной и неработающими лампочками, давно не знавший даже косметического ремонта, обходится только мне одной в три тысячи семьсот рублей в сутки, – делится нерайскими впечатлениями Барбара. – Сюда, правда, входит завтрак – шведский стол. Но все равно считаю, что это дорого для такого номера на курорте международного уровня. Да и сервис оставляет желать лучшего», – говорит журналистка. По роду своей деятельности Барбара много путешествует по разным странам и много видела. Ей есть с чем сравнивать. Барбара была в Англии, Италии, Скандинавии, Франции и других европейских странах, но уверяла меня, что вполне приличный номер можно снять там в хорошей гостинице с завтраком и сервисом намного дешевле.
Я успокоила Барбару насчет обшарпанных стен «Жемчужины». И объяснила интуристам, что в нашем раю так выглядят практически все среднестатистические «трехзвездочные отели», доставшиеся в наследство новой власти капиталистов со времен социализма. Новая власть ремонтом особенно не занимается, а просто использует имеющиеся остатки роскоши, как говорится, «на износ». Пока отели не разрушатся, самолеты не попадают, имеющиеся дороги не развалятся до основания… На развалинах строится новый рай, прямо на голове у сочинцев. Думаю, что поначалу Барбара мне не поверила. Она мне стала говорить, что Путин обещал рай всем. На что я ей ответила, что «обещать – не значит жениться».
Когда мы проезжали мимо «Рэдиссон САС Лазурная», я предложила доверчивой иностранной гостье переехать в 4-звездочный отель «нового поколения», где более комфортные номера стоят в среднем 10 тысяч в сутки. Девушка-портье рекомендовала нам поторопиться, так как в дни проведения форума, с 15 по 20 сентября, цены на эти же номера подскочат почти в 10 раз и будут стоить от 20 до 70 тысяч в сутки. Но номера на эти дни уже все заказаны и оплачены. Барбара округлила глаза и спросила меня: «Откуда у ваших людей такие деньги?»
«Для меня это тоже большой секрет», – ответила я пораженной наповал тележурналистке и, решив добить ее окончательно богатством российской буржуазной прослойки, пригласила ее зайти в расположенный рядом с «Рэдиссон САС Лазурная» жилищный комплекс «Королевский парк».
Только мы хотели пройти на его территорию, которая раньше была общедоступным парком, как нам навстречу выбежала охрана из нескольких человек. По рации они передали кому-то о состоянии боевой готовности. После долгих переговоров и просьб посмотреть, в каком раю живут россияне, нас пропустили в самое сердце рая, обещанного Путиным. Информация на этой территории абсолютно закрытая. Под пристальным наблюдением видеокамер и охраны мы проследовали в самое нутро райской жизни неизвестных «небожителей» России.
Хотя «экскурсовод» по ЖК «Королевский парк» отвечала на наши вопросы с большой неохотой, все-таки удалось узнать, что это единственный в своем роде жилищный элитный комплекс в Сочи, который построен для VIP-персон. Среди этих персон люди в основном из Москвы и Санкт-Петербурга, есть и из других регионов России. Один собственник из Сочи. Это в основном люди крупного бизнеса и творческая элита. Хозяева комплекса в Москве. При комплексе создана Управляющая компания. Она же строительная. Содержание в месяц без света и воды в среднем обходится хозяевам квартир в десять тысяч рублей. Всего в главном 18-этажном здании расположено 180 квартир – от 55 до 160 кв. метров. Высота потолков более трех метров. Террасы площадью до 15 кв. м, с прозрачным парапетом, выходят на море и на Курортный проспект. Скоростные лифты отделаны зеркалами, и когда поднимаешься на лифтах, открывается панорама на море, отражающаяся на зеркальных стенах. Здесь же можно приобрести коттедж площадью от 750 до 1000 квадратных метров с просторными многоуровневыми террасами, расположенными в парковой зоне. Огромный холл отделан мрамором, на стенах дорогие панно. В холлах на каждом этаже стоит кожаная мебель для отдыха, висят люстры, как в Кремлевском дворце, есть консьерж, на красивом столе в холле всегда свежие цветы. Есть собственный пляж, парк, открытый и закрытый бассейны, рестораны, спортивные и детские площадки. Есть здесь и пентхаус, выполненный по проекту известного дизайнера Юдашкина. Его площадь две тысячи квадратных метров. Здесь же, на крыше, своя вертолетная площадка… Свой кинотеатр. Было видно, что Барбара нашла рай, который искала. Ее поразило, что 180-квартирный дом практически пустой.
«Хозяева работают и проживают в своих городах, – объяснила ей девушка-«экскурсовод». «Сколько же стоит этот рай?» – одновременно выдохнули мы вместе с Барбарой свой главный вопрос. Оказалось, что райская квартирка в 95 квадратов обойдется нам в 26 миллионов рублей! 270 тысяч рублей за квадратный метр!
«Да! Этот рай явно не для всех!» – немедленно сделала вывод Барбара. Называть нам цену пентхауса девушка-«экскурсовод» даже не стала. Наверное, побоялась, что мы с Барбарой без чувств рухнем на мраморный пол ЖК «Королевский парк». Однако сказала, что уже есть какой-то «король» над всеми королями, который рассматривает вариант покупки пентхауса вместе с вертолетной площадкой. Из рая не для всех нас вывел охранник, который в резкой форме потребовал немедленно удалиться с частной территории «Королевского парка», так как кого-то из жильцов, наблюдавшего нашу экскурсию по видео из своей квартиры, стало раздражать наше излишнее любопытство.
Еще долго Барбара не могла прийти в себя от роскоши. А я пыталась ей объяснить, что Сочи – это город контрастов. Здесь вместе с раем уживается ад. И чем больше денег, тем больше возможностей купить райскую жизнь. Каким путем добываются эти деньги – большой вопрос без ответа. Как сообщили работники ЖК «Королевский парк», информация о собственниках здесь является полностью закрытой. Это значит, что даже налоговые органы не знают, кто здесь живет. «Тем мы и отличаемся от цивилизованных стран, что налоги у нас платят самые бедные», – пояснила я Барбаре. И она согласилась со мной, сказав, что в Польше пока тоже с этим не все благополучно.
Удивили Барбару и наши дворцы-ангары на берегу моря, занятые элитой России, для которой закон не писан. «Собственный пляж», «собственный парк», «собственная дорога»… А что же для вас, сочинцев? Пришлось показать искательнице райской жизни, как живут обыкновенные сочинцы… в покосившихся халупах, вагончиках, домах-хрущёвках, на которых наводят только внешний марафет и лоск под названием капремонт. А на самом деле капитальный ремонт – это убогие подъезды, текущие и ревущие трубы, падающая с потолка штукатурка. Особо поразила иностранную гостью двухъярусная дорога на улице Мира, которая впритык упирается в окна и балконы 3–4-го этажей стоящих тут домов. Разгадав в нас журналистов, народ окружил и стал рассказывать, как строители этой дороги повредили коммуникации домов. Просто залили бетоном ливневки, канализационные трубы, повырубили ценные породы деревьев… Право, зрелище на улице Мира открылось впечатляющее. Бедные сгорбленные пальмы под мостом, дома, люди, как дети подземелья, без солнца и воздуха. Райской жизни здесь не найдешь. Олег Иванович, житель этой улицы, так и заявил польскому телевидению, что, дескать, Олимпиада принесла сочинцам ад. И чем ближе к 2014 году, тем хуже жизнь, условия, экология…
И правда, зрелище в Адлере не для слабонервных. Всюду пыль, масса страшной по своим габаритам техники, разрывающей маленькие уютные улочки в клочья и бурящей в них мощные сваи, перекрывающие людям ради машин свежий воздух.
Утомленная пылью и неприятными видами Барбара спросила меня: «Как проехать к морю, к известному порту, который строит господин Дерипаска?» Поехали мы к морю. А там человек, назвавший себя Дмитрием Фёдоровичем, ловит с другими мужиками рыбу. Дмитрий Фёдорович сказал, что старается быть оптимистом, хотя радости от происходящего в Имеретинке мало. Рыбы от вибраций строящегося грузового порта здесь становится все меньше и меньше. Самые лучшие пляжи в Сочи были здесь. А теперь, как видите, они уничтожены. Отдыхающие не едут. Наши дома под снос. Из судов не выходим, отбивая частную собственность. «Эх! – сокрушается Дмитрий Фёдорович. – Не хочу про это и думать. Лучше приходите и приезжайте в гости. Сдам свои апартаменты совсем недорого. Комнату под ключ со всеми удобствами, кондиционером, отдельным туалетом и ванной всего за 600 рублей в сутки. Мою гостиницу, сервис и условия не сравнить с хвалеными сочинскими гостиницами. У меня жена шашлык делает – пальчики оближете! Завтрак, обед и ужин… все как в лучших домах». Барбара записывает телефон имеретинского домовладельца и говорит, что в следующий раз, если его не снесут, обязательно остановится в его частной гостинице у моря.
Вместо отдыхающих на пляже бурилки, трактора и самосвалы. Они гребут гравий и песок. Подъезжаем к строящимся ледовым дворцам и аренам на берегу моря. Барбара спрашивает меня: «Как могут в 40-градусную жару здесь работать ледовые арены? Это, наверное, очень дорого?» С этим вопросом я рекомендую польской журналистке обратиться к самому Путину, как инициатору зимней Олимпиады в субтропиках.
Ну и совсем поразила Барбару река Мзымта и дорога, проходящая в самом русле на сваях, горы вырубленного леса, масса техники. Отдыхающие из Перми, которых мы спросили о том, как им здесь нравится, ответили, что совсем не нравится и что больше в Сочи они никогда не приедут. Почему? Все дорого. Плохой сервис. А главное – опасная экология, повсеместные стройки. Отдыхающие поведали, что, искупавшись в Черном море, заболели. Река Мзымта на всем протяжении совершенно не похожа на гордую, чистую, бурлящую от страсти красавицу. Сегодня это высохшая лужа болотного цвета. Говорят, что гордая река ушла под землю, где ищет другие выходы и способы отомстить за варварское отношение к себе и насилие.
А вот и Потанинские дворцы прямо на берегу высохшей реки. Здесь будет горнолыжный курорт «Роза хутор» – крупнейший объект зимней Олимпиады, включающий в себя горнолыжный центр, сноуборд-парк, фристайл-центр, горную олимпийскую деревню на территории более двух тысяч га. Этот курорт сможет принимать более десяти тысяч туристов. А в случае отсутствия снега здесь собираются производить его искусственным путем.
Лично у меня бетонные потанинские будки в 10–12 этажей на берегу реки в водоохранной зоне вызвали ужас. Обнаружить желающих прокомментировать все это здесь не удалось. Барбара пыталась задать эти вопросы, но их сочли некорректными. Мы долго обсуждали с ней, кто мог разрешить эту стройку и куда сморят правоохранители?
«Раньше на Красной Поляне и в Сочи был рай, а теперь здесь ад», – говорили нам местные жители, которые с непривычки от шумов не могут спать. «Экология настолько испортилась, что люди у нас стали умирать намного чаще», – пожаловались жители Красной Поляны.
Не могли мы проехать мимо и жилых апартаментов «Катерина–Альпик». Практически все квартиры в «Катерина–Альпик» распроданы, и в основном москвичам, которые приезжают сюда в сезон снега. В январе–феврале. Но говорят, что ввиду массовых строек климат поменялся и снега на Красной Поляне больше нет. В несезонное время квартиры сдаются в аренду, но желающих их арендовать не так уж и много. Всего в этом мини-городке, расположившемся в национальном парке, 160 квартир.
«Да! – сказала Барбара, прослушав эту информацию. – Конечно, рай в Сочи есть, но только для избранных. Если заработная плата у жителей меньше вполовину, чем месячное содержание такой квартиры, то мечта Путина о рае для всех несбыточная».
Назад мы возвращались с Барбарой молча, мысленно перебирая все увиденные, услышанные и «прощупанные» сюжеты. Она – для своей телепередачи, а я – для этих заметок.
Сколько таких постыдных сюжетов, повествующих о контрастах города Сочи и страны Россия, показано нашими коллегами-журналистами в разных странах мира? Много, очень много…
И что же? Мы продолжаем выбирать «Единую Россию», дико капиталистический строй, при котором не власть служит народу, а народ – власти, и верить словам Путина о рае для всех в городе Сочи.
Светлана КРАВЧЕНКО.
x