Мои познания в электричестве ограничиваются верой, что пальцы в розетку не нужно совать, поэтому заранее прошу прощения у специалистов, которые могут заметить неправильное использование терминов.
Никакого опыта использования электрокара у меня до этого не было, только читал Скайшипа, как это удобно, дешево и экологично, хехе.
И вот что выяснилось уже в процессе эксплуатации:
1. У электрокаров есть разные коннекторы, через которые происходит зарядка. Зоопарк почище будет, чем для телефонов - 37 (тридцать семь) разных коннекторов, посчитал как количество значений в фильтре приложения для поиска зарядных станций. Возможно, они местами взаимозаменяемые, но экспериментировать особенного желания не было.
2. Заряжаются электрокары через приложения, которое нужно установить себе на смартфон, заполнить анкету, включая авторизацию банковской карты - ну то есть не 2 минуты. У каждой сети заправок - свое приложение. Оказалось, что в Польше свой набор заправок (пользовался двумя, но разных названий видел штук 5-7), в Германии - свой (пользовался 5-ю, самих сетей - больше 20-ти). По итогу поездки у меня на смартфоне появилось 7 новых приложений сетей заправок и одно - агрегатор данных по заправкам в Европе с относительно удобным поиском, типа специализированный 2гис.
3. Время зарядки автомобиля обратно пропорционально мощности зарядной станции. Если грубо, то станции с мощностью 3 кВт будут заряжать машину порядка 20 часов, станции 200 кВт - минут 40. Вероятно, тут нужно делить емкость батареи на заявленную мощность, но по факту мощность зарядной станции нестабильна - станции с мощностью 140 кВт, например, заряжают в диапазоне от 100 до 140 кВт, то есть мощность прыгает. Отсюда важный вывод для новичка - время на зарядку авто критически увеличивает время путешествия из А в Б.
4. Некоторые зарядные сети заявляют такой тариф - первые Х минут вы оплачиваете только зарядку, а потом - и зарядку, и ВРЕМЯ, которое вы проводите с включенным коннектором. Видимо, таким образом борются с теми, кто "забывает" авто и занимает чье-то место. Там, где заряжался я, был другой прикол - до 80% батарея заряжается очень шустро, потом скорость зарядки падает почти в разы и дожидаться 100% заряда батареи становится неоправданно долго.
5. Постоянным пользователям сети продают что-то типа абонементов - покупаешь на месяц и цена кВт дешевле, чем для разовых клиентов. По такому же принципу Whoosh и Яндекс продвигают свои самокаты.
6. Стоимость. Первое субъективное впечатление сложилось такое, что эксплуатация электромобилей - это запредельно дорого. Однако когда подбил затраты, вот что увидел:
- в среднем кВтч в сетях Польши стоит 0,73 евро
- в среднем кВтч в сетях Германии - 0,69 евро, причем диапазон от 0,6 (Берлин) до 0,79 (район Грайфсвальда, там где Северный Поток-2 выходит на сушу).
Расход электричества составлял примерно 18-30 кВт на 100 км в зависимости от скорости и всяких опций. Прикольно, конечно, когда видишь, что запаса батареи хватит на 150 км, выключаешь кондер - и запас сразу увеличивается до 160 км.
Итого получилось, что стоимость перемещения на 100 км колеблется в интервале 13-22 евро в зависимости от. Сравнивая со средним расходом обычного автомобиля (10 л/100 км, цена бензина пусть 1,8 евро), получаются сопоставимые затраты, тем более что там тоже стиль вождения влияет.
Но опять же субъективно первое ощущение было, что переплачиваю раза в два. Возможно, повлияла статистика на экране машины - когда видишь, как тает заряд батареи и остаток километров, охватывает нервозность
7. Плотность заправочных станций намного ниже ожидаемого. Если едешь по трассе на обычном авто, то гарантированно каждые 20-30 км будет заправка, с электрокаром же не так - учитывая тип коннектора, желаемую мощность заправочной станции (140 кВ+, чтобы не тратить много времени на заправку) и желание не отклоняться от маршрута, приходилось по сути планировать перемещение от заправки до заправки.
--
В общем, эксперимент получился противоречивый: с одной стороны, безусловно интересно протестировать новые технологии (даже невзирая на то, что данная модель автомобиля местами просто ужасна), с другой - так много вокруг хайпа по поводу ВИЭ-тесл-экологичности-ESG, что можно было ожидать разительной выгоды использования электромобилей по сравнению с обычными авто. Нет, нету такой выгоды. А с учетом временных затрат и инфрастуктурных ограничений - так и вообще сравнение явно не в пользу электромобилей.
Как-то рановато перестали дотировать этот сегмент. Разуверились, наверное
https://aftershock.news/?q=node/1350496x