Исаакиевская площадь — одно из самых опасных мест для автомобилистов: капканы ждут их здесь с двух сторон.
Андрей Юрьев, предприниматель, водитель фургона, лишился прав на четыре месяца летом прошлого года — за выезд на встречную. Андрей поворачивал с Большой Морской на Исаакиевскую площадь. Ехал в левом ряду, а в правом двигался автобус. «При повороте направо автобус вылез на мою полосу. Я видел прерывистую разметку и подумал, что, перестроившись, попаду на соседнюю полосу, но после маневра очутился на встречке».
На этом повороте водитель должен вписаться в проезжую часть, которая на метр уже (поворот разрешен с двух полос). Знаков, предупреждающих, что дорога сужается, нет, встречная не обозначена. Машины загребают на нее левым колесом, а через несколько метров встречаются с ДПС.
Отстоять права в судах в таких случаях невозможно: формально нарушение налицо. Суды, как на конвейере, выносят решения о лишении, а инспекторы собирают деньги.
«У меня без машины работы нет. Пытался судье объяснить, что выехал не специально, жену беременную три раза в суд таскал… — рассказывает Андрей Юрьев. — Но лишь отсрочил дату начала лишения. Окажись я на том месте сейчас, отдал бы деньги. Да, поощрение коррупции, но по-другому пока никак».
Дела по лишению прав за выезд на встречку на Исаакиевской рассматриваются в участке № 40 мирового суда. Данных о том, сколько человек наказаны за нарушение правил на площади, нет. Судья Ксения Орельская сообщила лишь, что всего в 2011 году она рассмотрела 609 дел за выезд на встречную, а за девять месяцев 2012 года — 187. Однако, по данным сайта mirsud.spb.ru, с 10 января по 21 декабря 2012 года ею рассмотрено 460 дел за выезд на встречную полосу.
Илья Игоревич, инженер-проектировщик автодорог, лишился прав на повороте с Большой Морской, когда здесь не было даже разметки, указывающей радиус движения (она появилась в мае 2011-го). Кроме того, в суде он пытался доказать, что знаки на площади установлены не по ГОСТу: встречная полоса не обозначена. Но мировой суд лишил его прав на четыре месяца. Отстоять правоту в районном суде ему помогли ложные показания инспектора, утверждавшего, что разметка на дороге есть, «но не видна» — официальный ответ из ДОДД подтверждал, что разметку не наносили. «Сейчас разметка есть, но проблема со знаками остается. Кроме того, радиус поворота там 4,6 м, необходимый же минимум на площадях должен составлять 8 м, а по-хорошему все 12», — говорит Илья. Измерения для суда он делал сам. В соцсети активист создал группу помощи пострадавшим на Исаакиевской (vk.com/club23628101).
Один из участников группы, Даниил, безуспешно отстаивал правоту в суде совсем недавно — в декабре 2012 года. В ответе на его запрос ДОДД признала: нарушения ГОСТов и СНиПов при установке дорожных знаков «Движение по полосам» являются следствием и причиной правонарушений. На судебном заседании судья Ксения Орельская приобщила переписку к материалам дела. Но решение вынесла обычное: «четыре месяца фитнеса», как выразился сам Даниил.
На водительских форумах имя судьи Орельской вспоминают часто и не по-доброму. Сама она подчеркивает, что результатом трех ее обращений в ДОДД стало нанесение разметки у дома 11 на Исаакиевской площади: после этого количество дел по выезду на встречную сократилось в 2-3 раза. И большинство дел, которые она сейчас рассматривает, касаются не дорог, а митингов на Исаакиевской.
Тем временем Дирекция по организации дорожного движения (ДОДД) признала, что радиус правого поворота с Большой Морской на Исаакиевскую площадь, а также знаки на площади — не соответствуют нормам. Пресс-секретарь ДОДД Мила-Мария Горячева подтвердила «МР»: радиус закругления проезжей части на пересечении Большой Морской и Исаакиевской площади не соответствует правилам, необходима реконструкция перекрестка. Знак «Направления движения по полосам», расположенный после перекрестка Большой Морской ул. и Исаакиевской пл., установленный с нарушением, заменят в этом году. Но пока водители продолжают терять нервы, время, права, попадая здесь в ловушку.
Есть и вторая ловушка на Исаакиевской. «На левом повороте с Вознесенского проспекта на Исаакиевскую площадь в сторону Почтамтской улицы провоцируется выезд на встречную полосу», — уверяет наш читатель, предприниматель Евгений Жмаев. 9 ноября 2012 года он повернул со своего ряда, оказался на «встречке» и тут же был встречен машиной ДПС. Разметки, которая показывала бы правильную траекторию движения, здесь нет. 5 декабря дело Жмаева слушалось в участке № 40 мирового суда. «Быстрее дописывайте объяснение, у нас каждые 10 минут слушания», — подгоняла секретарь суда. Действительно, на 5 декабря было назначено рассмотрение 21 дела, из них восемь — за выезд на встречную полосу.
Евгений Жмаев ссылался на отсутствие разметки, приобщил к делу фотографии с воздуха, и уточнил, что подобный же выезд случился в то время, когда ему оформляли протокол. Судья Орельская была непреклонна: «Виновен». Лишение прав на четыре месяца. Водитель будет обжаловать решение.
Автомобильные активисты создают сообщества для борьбы с ловушками и помогают автомобилистам добиться правды.
Александр Холодов, правозащитник, член координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» и заместитель председателя общественного совета ГУ МВД России по СПб и ЛО, делит «ловушки» на несколько типов:
1. Поворот на встречку. Это происходит, как правило, из-за несоответствия количества полос. Например, поворот разрешен из двух крайних, потоки машин начинают двигаться по двум полосам, а при завершении поворота внезапно упираются в одну полосу.
2. Незаметный или нелогичный знак. Обычно это «кирпич» на односторонней дороге: либо в нелогичном месте, либо в месте, где много отвлекающих водителя факторов. Знак может быть скрыт от глаз автомобилиста.
3. На встречную после разворота. Есть в городе длинные большие перекрестки, где водитель, поворачивая налево или развернувшись по кратчайшей траектории, оказывается на встречке и даже какое-то время может по ней ехать.
4. Поймать на «выделенке». Часто инспекторы дежурят там, где автомобилисты выезжают на выделенную полосу для общественного транспорта, одуревая от пробок или объезжая автобус.
5. Ремонтные работы. Строители редко согласуют свои работы с дирекцией по организации дорожного движения, и о дорожных знаках почти не думают. Таким образом, знак, например, оказывается завешенным строительными лесами. Претензии к ГИБДД в этом случае очевидны: инспекторам стоило наказывать строителей и тем самым предупреждать нарушения, а не отбирать права у водителей.
6. «Хочется нарушить». Такие места тоже не исключение. К примеру, движение по КАД в сторону Колпино: дорога хорошая, первой категории, а ограничение скорости — как в городе. Очевидно, что водители будут нарушать правила, чем и пользуются инспекторы. Надо рассматривать возможность увеличения допустимой скорости на таких участках дороги.
7. Ускользающая разметка. На некоторых отрезках дорог отведено слишком мало места для обгона. Водители не успевают вернуться в свой ряд без пересечения сплошной разметки. Такие участки, к примеру, есть в достаточном количестве на трассе Кола.
8. Опасные рельсы. С заездом на трамвайные рельсы могут быть проблемы. Есть опасность, что рельсы могут оказаться не попутного, а встречного направления, а водитель не в курсе дела, так как предупреждающего знака нет.
По словам Александра Холодова, в общественный совет ГУ МВД России по СПб и ЛО от водителей поступило около 50 жалоб на «ловушки» ГИБДД, по которым имеет смысл проводить проверку. «Мы проверяем, смотрим частоту протоколов, анализируем, работал ли инспектор по предупреждению ситуации, писал ли предписания дорожникам и т.п. — объясняет эксперт. — В ГИБДД сейчас идут проверки по нашим запросам. Знаю, что по части запросов Сергеем Умновым, начальником ГУ МВД по СПб и ЛО, было принято решение поручить проверку службе собственной безопасности, поэтому все адреса я оглашать пока не буду».
Бороться с ловушками можно и нужно, утверждает эксперт. «В качестве примера могу привести Серебристый бульвар: там около автобусной остановки была сплошная линия, и нетерпеливые водители попадались в ловушку, объезжая автобусы. По нашему запросу ДОДД обследовала адрес и установила, что можно чуть удлинить разрешающую (прерывистую) разметку, чтобы водители не нарушали», — говорит Александр Холодов.
Общественный совет принимает адреса ловушек на сайте osgumvd.ru в разделе «Ловушки ГИБДД».
Спартак Китранов, руководитель петербургской организации по оказанию юридической помощи автовладельцам «АвтоПравоЗащита», призывает водителей изучать ловушки и быть предельно внимательными, проезжая «опасные места». Поскольку исправлять ситуацию — не в интересах ГИБДД. Если вменяют проезд через двойную сплошную, доказать в суде невиновность практически невозможно: формально водитель нарушает правила, а инспекторы обычно фиксируют нарушения на видеорегистратор. Шанс есть только в том случае, если имеются процессуальные нарушения в протоколах.
Часто, по словам эксперта, ловят на неожиданности: водитель по десять лет ездит по одному и тому же маршруту, и вдруг на его пути что-то меняют в дорожном движении. ГИБДД не предупреждает об изменениях заранее, по пути следования. И сразу карает водителей за нарушение.
Георгий Федоров, руководитель и основатель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов» (ЮГА) под ловушкой понимает либо неправильную организацию движения, либо обман водителя инспектором. Он создал группу в сети «ВКонтакте» в 2008 году. Ее участниками стали на сегодня 160 000 человек. В разделе обсуждений ловушек — 22 страницы.
Георгий сам ездит по адресам «ловушек», снимает репортажи на видео и выкладывает их в соцсети. Главный герой мини-фильмов — инспектор, незаконно вменяющий водителям нарушения ПДД. В роликах, которые выложены в группе, указываются номера патрульных машин, некоторые клипы заканчиваются словами: «Тов. ИДПС, не расслабляйтесь! Мы контролируем вашу работу!»
А в мае этого года активисты ЮГА нарисовали на Гороховой улице при повороте с Загородного проспекта дорожную разметку. Она стерлась и водители при повороте оказывались на встречке, чем и пользовались сотрудники ДПС. После этой акции ДОДД нанесло разметку.
На сайте ЮГА auto-pravo.info водители делают карту ловушек.
Александр Кобринский, депутат Законодательного Собрания, член Комитета по законодательству и комиссии по вопросам правопорядка и законности, практикующий юрист, подчеркивает: то, что на дороге организована ловушка, очень сложно доказать. Речь чаще всего идет о несоблюдении ГОСТов: дорожники работают по-своему, а ГИБДД этим пользуется.
«Я и Умнова спрашивал, например, об абсурдных знаках. Тот отмахнулся: знаки — не наше дело. Ну как же не ваше, если вдруг, откуда ни возьмись, стоит знак с ограничением скорости в 30 км (а это нарушение ГОСТа: знаки должны появляться постепенно, с «шагом» не менее 20 км), а инспектор не пишет бумагу дорожникам — «Убрать!», а радостно с радаром сидит и штрафует?!»
Инспекторы, по мнению Кобринского, не заинтересованы в предотвращении правонарушений, так же как суды — в устранении их причин.
«Если много людей в одном и том же месте нарушают правила, значит, есть проблемы с разметкой или с чем-то еще. У мировых судей есть возможность направлять представления об устранении причин правонарушений — сколько таких представлений было выписано?»
Депутат ЗакСа подтвердил, что готов направлять официальные запросы в ГИБДД, ДОДД и прокуратуру, если водители будут сообщать ему адреса дорожных ловушек. kobrinsky@assembly.spb.ru
40 ловушек в Петербурге:
1. Исаакиевская пл., 11
При повороте направо с Большой Морской улицы на Исаакиевскую площадь в сторону набережной водители, выходя из поворота, часто выезжают на встречную полосу. Дело в том, что поворот здесь крутой и водители, когда поворачивают с запасом, хоть одним колесом, но выезжают на «встречку».
2. Конногвардейский бульвар, 6
При движении от Благовещенского моста и далее при повороте налево с площади Труда на Конногвардейский бульвар водители оказываются на «встречке». Они попросту не видят «кирпич» (установлен сверху), который запрещает двигаться по левой стороне Конногвардейского. Чаще всего нарушают в темное время и при плохих погодных условиях.
3. Храповицкий мост
При движении по набережной Ново-Адмирадтейского канала в сторону улицы Писарева не все водители замечают знак 5.6 — конец дороги с односторонним движением (установлен перед Храповицким мостом) — и выезжают на левую сторону Храповицкого моста. Раньше здесь не было нормальной разметки. Сейчас ее нанесли, знаки повесили, однако нарушают все равно часто: такой «неудобный» участок дороги.
4. Перекресток улиц Замшина и Бестужевской
Как сообщают водители, инспекторы ловят тут на «встречку» при развороте по кратчайшей траектории.
5. Перекресток Пулковского шоссе и Дунайского проспекта
При развороте по кратчайшей траектории вменяют выезд на «встречку» со стороны Дунайского проспекта. На самом деле встречная полоса для вас — это потоки, которые двигаются по Пулковскому шоссе. В судах несколько дел по этому адресу было выиграно автомобилистами.
6. Невский проспект от пл. Восстания к Суворовскому проспекту
Опасность — выезд под «кирпич» на полосу для общественного транспорта. Инспекторы пытаются «развести» водителей на лишение прав. Однако, согласно правилам, лишение грозит лишь за выезд под «кирпич» на «сторону встречного движения» (статья 12.15, ч. 4, КоАП). За въезд под «кирпич» и движение по дороге в попутном направлении по выделенной для автобусов полосе полагается штраф — 3000 рублей.
7. Ушаковская развязка
Особое место — поворот из второго ряда направо со стороны ул. Академика Крылова по Ушаковской набережной в сторону Выборгской набережной. Пример: по протоколу водитель со второго ряда не смог перестроиться и у дома № 17 по Ушаковской набережной выехал на встречную полосу. Мировой судья признал его виновным. Однако районный суд отменил решение. Георгий Федоров из ЮГА (Юридическая грамотность автомобилистов) доказал, что видеозапись инспектора с 300 метров необъективно отражала ситуацию, что выезда на встречку не было, а был выезд на «островок безопасности», что траектория поворота указана в протоколе неправильно, а видеозапись велась с такого угла, что создавала иллюзию выезда на встречную полосу.
8. Улица Гастелло
При развороте по малому радиусу на улице Гастелло (заезд со стороны пр. Ю. Гагарина и разворот в обратную сторону на перекрестке с ул. Ленсовета) может внезапно появиться машина ДПС. Вменяют проезд по встречной полосе. Будьте уверены в себе — обычно нет нарушения.
9. Движение по КАД в сторону Колпино
Дорога хорошая, первой категории, а ограничение скорости действует такое же, как в городе. Водители часто нарушают, превышая разрешенную скорость, чем и пользуются инспекторы.
10. Перекупной переулок
На нем предусмотрено двустороннее движение. Проложены трамвайные рельсы — но движение трамвая по ним одностороннее, а вот в какую сторону — не все знают (оно в сторону Невского!). Есть опасность, что если вы заедете на рельсы, они могут оказаться не в попутном направлении, а во встречном.
11. Ул. Бабушкина в сторону бульвара Красных Зорь
При пересечении Ивановской ул. дорога из трех полос уходит в одну. Невнимательные водители этого не замечают, и сотрудники ГИБДД готовы принять их в распростертые объятия за выезд на «встречку».
12. Поворот с наб. Фонтанки налево на Садовую улицу
Есть риск заехать левым колесом на трамвайные пути встречного направления. Инспекторы обычно стоят на Садовой. Не срезайте поворот — и вы избежите платной задушевной беседы, а то и лишения прав.
13. Поворот с Пинского переулка налево на ул. Чапаева
Водители предупреждают: здесь в массовом порядке составляют протоколы за выезд на встречные трамвайные пути.
14. Улица Цимбалина
Экипаж ГИБДД прячется в небольшом кармане перед мостом — ему видна вся улица до Седова. Достаточно автобусу остановиться на остановке, как его начинают объезжать нетерпеливые автомобилисты — через сплошную. Здесь надо бы сделать «карманы» для остановок автобуса, тогда и нарушать не будут.
15. Поворот с Дальневосточного пр. на Зольную улицу
Так как перекресток — под углом, при левом повороте водители цепляют встречные трамвайные пути. Постоянно инспекторов видят в период с 17:00 до 19:00, когда идет большой поток из Центра.
16. Рыбинская улица
Постоянно (преимущественно по ночам) инспекторы стоят на Рыбинской улице, спрятавшись на парковке «Метрики», и ловят тех, кто поворачивает с Обводного канала на Рузовский мост и, срезав угол, наезжает на разметку. На мосту организовано четыре полосы в сторону Центра и одна в другую — там и ловят. Когда плотный поток, не все могут увидеть разметку.
17. Поворот с пр. Маршала Жукова налево на пр. Ветеранов (в сторону Авангардной улицы)
Знак «Движение по полосам» установлен на тротуарном столбе. Часто его не видно из-за автобуса/грузовика. Этот знак не продублирован знаками над полосами движения. Из крайней левой полосы поворот налево запрещен всем, кроме маршруток. ДПС стоит метрах в 30 от перекрестка и «собирает» всех, кто повернул, нарушив знак «Движение прямо».
18.Минеральная улица
Левый поворот с ул. Ватутина на Минеральную. Помните, что ваша — только крайняя правая, две полосы — встречные. Если не повезет и на остановке сразу после вашего поворота остановится маршрутка, то обгон ее будет уже по «встречке».
19. Ул. Савушкина, возле ТЦ «Меркурий»
Поворот налево со Школьной на Туристскую улицу: многие водители срезают угол и заезжают на сплошную разметку, которая заходит далеко на перекресток. Вменяется «встречка».
20. Поворот налево с пр. Добролюбова на Тучков мост
По невнимательности или незнанию возможен выезд на встречные трамвайные рельсы. Будьте внимательны.
21. Т-образный перекресток ул. Оптиков и Шуваловского пр.
Водители сообщают: ДПС обычно стоят в сторонке — на ул. Оптиков либо на Шуваловском пр. Останавливают за разворот по короткой траектории, «разводят» на «встречку». Какое-то время инспекторов здесь видели каждый день, сейчас — по пятницам вечером.
22. Выезд на Кронштадтскую площадь из бокового проезда по проспекту Стачек
Инспекторов здесь видят по вечерам постоянно. Они вменяют выезд на встречную полосу при отсутствии разметки 1.1 (сплошная линия). Чтобы не попасться, нужно, двигаясь по боковому проезду, прижиматься правее. Если выедете на середину проезжей части — лишение прав. Печально, если вдоль поребрика стоят припаркованные машины — тогда волей-неволей вы оказываетесь в центре проезжей части и считаетесь потенциальным клиентом ДПС в конце бокового проезда.
23. Карман Пулковского шоссе от ул. Галстяна до ул. Кубинской
«Ловят на объезд автобуса» — предупреждают автовладельцы. У автобусных остановок — пешеходные переходы. На переходе сплошная линия. Когда автобус или маршрутка останавливаются на остановке, обогнать их можно только через сплошную (сам по себе обгон на пешеходном переходе в отсутствие на нем пешеходов не запрещен правилами). Бывают дни, когда там дежурят сразу три поста ДПС — у каждой остановки.
24. Шушары, съезд с «новой дороги» из Пушкина на Московское шоссе
Вменяют «встречную» на съезде. Обычно инспекторы прячутся за столбом с ценами автозаправки.
25. Проспект Маршала Жукова
При повороте на Петергофское шоссе (дорога вдоль домов) с пр. Маршала Жукова со стороны пр. Стачек посты с камерой стоят почти ежедневно — караулят сплошную линию. Чаще всего выбирают место на Петергофском шоссе напротив дома 1, время — с 17:30 до 19:00 .
26. Улица Решетникова
После нанесения разметки теперь ловят за выезд на встречную полосу. С учетом вечно стоящих сразу за поворотом с Московского проспекта маршруток, есть шанс оказаться на «встречке». Примечание: если маршрутки стоят, значит формально это «объезд препятствия» — так как стоят они с нарушением — до сплошной разметки менее трех метров, но инспекторы это игнорируют.
27. Съезд с Калинкина моста на Садовую улицу
Многие водители, совершая этот маневр, наезжают левыми колесами на трамвайные пути встречного направления. Эти пути делают там петлю. То есть если бы их не было, траектория, за которую сейчас лишают прав, была бы законной. ДПСники стоят на Садовой улице в районе домов 117-119.
28. Новочеркасский проспект в районе Рижской улицы
Разворот и поворот налево осуществлять аккуратно и согласно знакам, чтобы не оказаться на «встречке». Постоянно дежурит ДПС.
29. Австрийская площадь
Поворот налево с ул. Мира на Каменноостровский пр. часто заканчивается выездом на встречную полосу: водители «срезают» угол. Здесь слишком длинная разметка, и при повороте многие наезжают на двойную сплошную.
30. Ул. Новоовсянниковская в сторону пр. Стачек
Двигаясь по Новоовсянниковской в сторону пр. Стачек, ни в коем случае не объезжайте пробку — окажетесь на встречной полосе. «Засада» располагается на пр. Стачек, 41. Видеофиксация — на доме.
31. Улица Ворошилова
При повороте налево с улицы Ворошилова на улицу Ванеева можно задеть сначала двойную сплошную линию на ул. Ворошилова, а затем сплошную на ул. Ванеева. Здесь был замечен экипаж ДПС, караулящий невнимательных водителей.
32. Исаакиевская площадь
Левый поворот с Вознесенского проспекта на Исаакиевскую площадь в сторону Почтамтской улицы. Провоцируется выезд на встречную полосу.
33. Исаакиевская площадь
Неаккуратный поворот с Большой Морской на проезд Декабристов грозит закончиться «встречкой» и встречей с инспекторами.
34. Поворот на стоянку ТК «Рио»
Очевидцы сообщают: здесь ловят тех, кто едет со стороны Бухарестской улицы и заворачивает на стоянку ТК «Рио», раньше времени выезжая на встречные трамвайные пути. На попутных путях всегда пробка.
35. Митрофаньевское шоссе
При повороте налево с шоссе на Малую Митрофаньевскую, невнимательные водители, покидая перекресток, выезжают на среднюю полосу, которая предназначена для встречного движения.
36. Большой Сампсониевский проспект
Автомобиль ДПС стоит «лицом» в сторону Большого Сампсониевского проспекта. Экипаж ждет жертву, которая при повороте на ул. Земледельческую совершит выезд на «встречку». Разметку видно не очень хорошо.
37. Улица Шаврова
Инспекторы периодически проезжают по улице, снимая на камеру пересечение сплошной при объезде маршруток, тормозящих на остановке. Вменяют «встречку».
38. Литовская улица
На заправке «Лукойл» ловят за разворот с наездом на разметку (она там плохо видна).
39. Пр. Обуховской Обороны в сторону улицы Крупской
Зимой, если едете первый раз, в темное время, не понять, что справа есть трамвайные пути — а они встречного направления. Разметку зимой не видно, но и летом она часто стирается.
40. Загородный проспект
В зимнее время при плохой видимости разметки есть опасность выезда на «встречку» при левом повороте с Загородного проспекта на Гороховую улицу.
Источники: vk.com/auto_pravo, карта с сайта
http://auto-pravo.info, ProAutoPravo.ru, читатель «МР» Евгений Жмаев, piter.tv, телеканал СТО, правозащитники Александр Холодов, Георгий Федоров, Спартак Китранов.
Справка «МР»Госдума 11 декабря приняла во втором и третьем чтении законопроект, который вводит за выезд на встречную полосу альтернативное наказание в виде штрафа в 5 тысяч рублей, если водитель впервые совершил это нарушение. Однако санкция в виде лишения права управления на срок 4-6 месяцев также останется в Кодексе. За повторное правонарушение, связанное с выездом на встречную полосу судьёй может быть вынесено постановление о лишении права управления сроком на 1 год.
x