Benoy:
|
Есть мнение, что автоматизированные системы много где разрабатывались, но есть ли хоть одно место на Земле, где они помогли решить проблему пробок? |
есть такое место, правда, справедливости ради, дело там не только(точнее, не столько) в АСУДД
«Восемь утра, суматоха перед началом рабочего дня в самом разгаре. Я включаю свой компьютер и захожу на сайт с картой дорожной обстановки. Большинство улиц на карте окрашены в зеленый цвет - признак того, что скорость на них больше пятидесяти километров в час, но тот фривей, что нужен мне, почему-то розовый. Еще один «клик» мышкой выдает мне информацию о том, что там-то в правом ряду сломалась машина. Полиция прибудет через семь минут, но ждать нет смысла, поэтому я выбираю другой маршрут, обозначенный зеленым». Этот рассказ - не описание отдаленного компьютерного будущего. Это типичное утро в Сингапуре - большом перенаселенном городе в Юго-Восточной Азии, где двадцать лет до этого пробки были такими «мертвыми», какие не снились ни Москве, ни Парижу. Но пару лет назад пробки в Сингапуре исчезли. Чудо? Нет, просто город стал полигоном для новой системы компьютерного мониторинга дорожной сети.
Сингапурское чудо выглядит для нас фантастически, но по структуре оно не особенно сложно. Его основа - постоянное отслеживание транспортного потока с выдачей информации о количестве автомобилей, их типах и скорости на главный компьютер. Детекторы транспорта стоят на каждых пятистах метрах дороги, видеокамеры - на каждом километре трасс. Кроме того, оборудованы видеокамерами и каждый светофор, и городские автобусы. В сборе информации помогают такси, оснащенные транспондерами--приборами, позволяющими отслеживать положение машины и скорость ее передвижения. То есть городские такси используются как датчики для отслеживания дорожной обстановки - раз уж все равно ездят, так пускай еще и информацию собирают...
Вся эта информация стекается в единый центр управления дорожным движением. Пока все идет как надо, у операторов немного работы. Им не нужно переключать светофоры: автоматика сама знает, когда давать зеленый, причем делает это лучше регулировщиков. А вот в случае ЧП переходят на ручной режим управления.
И сингапурский водитель не свободный участник движения по свободной дороге. Нет, он всего лишь винтик огромной транспортной машины, находящийся под пристальным вниманием государства. В этом азиатском мире царит диктатура - демократия на сингапурских дорогах закончилась вместе с пробками...
Парадокс, но на дорогах Сингапура диктатура приносит больше свободы, чем дорожная демократия, так распространенная и в США, и у нас. В Сингапуре у дорог есть главный хозяин, строитель и эксплуатант в одном лице - правительство страны. Оно платит за все, но оставляет за собой право принимать те решения, которые считает нужным. Пока эти решения водителей вполне устраивают. В США же штаты, федеральная и местная администрации не могут договориться: кто отвечает за дорожную сеть, кто занимается мониторингом и кто же в конце концов будет за это платить? В результате большие денежные усилия богатых американцев приводят к малому результату - только 16 % американских городских дорог оборудованы системой сбора дорожной информации, а по стране в целом цифра не превышает 5%. Итог: пробки, пробки, пробки. Ну, а у нас, видимо, никто и договариваться не пытается…
Вернемся в тот же Сингапур. Там замечательная сеть общественного транспорта. Автобус в Сингапуре ездит по специально выделенным полосам, куда закрыт доступ прочему транспорту. В его салоне не менее комфортно, чем в собственном авто: кондиционер, телевизор, мягкие кресла. На таком автобусе хочется ездить - и правительство делает все, чтобы так и происходило. Потому что при нарастании числа машин с ними не справится даже самая умная компьютерная система. В Сингапуре это знают и всячески ущемляют права автомобилистов. Ущемляют экономически.
Это только у нас в России имеются дедушки, которые ездят на машинах на дачу и обратно. В Сингапуре из-за трехсотпроцентных (!) ввозных пошлин и огромных налогов жалкий «фольксваген-пассат» стоит как «шестисотый» «мерседес» - 100 000 долларов. А в год человек платит разных налогов и сборов на машину примерно за 1000 долларов. Поэтому сингапурский дедушка спокойно сядет в электричку и не будет занимать место на автодороге. Вот в чем состоит основная хитрость сингапурского рецепта борьбы с пробками! В результате такой драконовской политики в Сингапуре в четыре раза меньше машин на душу населения, чем в США. Зато нет пробок. Нет машины - нет проблемы.