короче, встречайте: приборчики, версия 2.0
таки доделал приборчики, которые заодно и вентилятор включают
Решил переделать приборчики, что справа от приборной панели.
Сделанные ранее, они выводят фактическую температуру ОЖ и АТФа
сделанное ранее:
https://www.drive2.ru/l/9650628/Эти приборчики позволили мне в своё время обнаружить паразитное движение ОЖ по радиатору снизу-вверх, и сильное выстывание двигателя зимой. А по приборке — тишь да гладь, да божья благодать: стрелка вертикально, чтобы не портить нервы юзеру. При том, что двигатель выстывает до +65гр и ниже (см. запись в БЖ)
Тем не менее, обнаружились и недостатки.
Первый недостаток — датчик. Будучи смонтированным снаружи трубки, он прогревался недостаточно и сильно занижал показания, градусов на 18. Обдуваясь набегающим потоком воздуха, он врал по этой причине. Убирание узла в термоизоляцию чуток улучшило ситуацию, но полностью не исправило.
Второй недостаток —
тёплый ламповый индикатор селектора АКПП
https://www.drive2.ru/l/9647899/Тёплый ламповый VFD, видимо, слишком нежный для жёстких условий эксплуатации на авто. За прошедшее время он сильно "устал". Несмотря на то, что эти же "баллоны" у меня в "наземной" технике работают десятилетиями.
Третий недостаток, оно же хотелка — хотелось управления вентилятором радиатора, в т.ч. мимо зажигания. А то порою приезжаешь, надо глушить двигатель. А температура около +115-120гр, молотит вентилятор. Как-то мне некомфортно от того, что движение жижи останавливается, и останавливается вентилятор.
Короче, напросился существенный апгрейд узла. Фактически, он был заменён на новый.
Итак, по порядку.
1. Датчик. Был изготовлен новый проточный датчик. Я точно помню, что его фоткал, но фотку найти нигде не могу. Поэтому намалевал эскиз.
В качестве корпуса был взят латунный сантехнический тройник с наружной резьбой со всех 3х сторон. На участках, что идут по прямой, резьба была удалена точилом и крупным камнем. Этими участками (лево и право на эскизе) этот узел соединяется хомутами со шлангами вместо прямого соединителя, что пошёл с термостата на печку (Зетек 2,0). По диаметру датчика была подобрана медная трубка, чтобы датчик плотно зашёл внутрь трубки. Кончик трубки был сжат и герметично запаян. По наружному диаметру трубки была подобрана латунная шайба. Эта шайба была припаяна к верхнему торцу тройника, а трубка припаяна к шайбе. Таким образом получился герметичный узел, и трубка с датчиком, омываемая ОЖ. Так смонтированный датчик уже даёт погрешность куда меньше, пракически в пределах отклонений при изготовлении.
2. Реле времени. Было изготовлено самостоятельно. Выполняет следующие функции: питает приборчики и электропомпу по алгоритму "вместе с зажиганием + 5 минут после его выключения".
Я впервые такое применил на своём бывш. FORD TAURUS 1 в 2009м году. Там умирал радиатор, я перевёл систему охлаждения на работу без давления, это позволило радиатору прожить ещё 3 года.Но вылезла проблема микро-кипения после остановки двигателя. Реле времени и эл-помпа и работа вентилятора по этому алгоритму, полностью проблему устранила.
Схемотехника: полевой транзистор. Конденсатор в затворе заряжается от зажигания, и медленно разряжается в высокоомный резистор. Применив полевик, мне удалось применить конденсатор вменяемой ёмкости и габаритов. В тот раз пришлось вводить ещё один транзистор для положительной обратной связи. В этот раз реле попалось, которое нормально переключается при медленно изменяющемся напряжении, и ПОС не потребовалась. Полевик взят от дохлой мат. платы. Светодиоды и их резисторы можно не ставить, они ни на что не влияют.
3. Индикатор селектора АКПП. Тёплый ламповый VFD заменён на бездушный богомерзкий светодиодный индикатор. Для минимальной переделки диодного дешифратора после VFD, я заказал индикатор с общим катодом.
индикаторы на АлиИз прошлой схемы были выкинуты: преобразователь в +27в, стабилизатор +5в. Т.е. схема существенно упростилась. Дешифратор был оставлен без изменения. +12в через резистор, определяющий ток индикатора, идут на самопальный датчик положения селектора АКПП. С его герконов +12в идут на дешифратор, с последнего — на сегменты индикатора.
4. Приборчики. Просто_измерялки заменены на термостаты, которые позволяют уже включать нагрузку по достижению заданной температуры. И позволяют программировать кучу других параметров: вводить поправку, регулировать гистерезис, охлаждение/нагрев. На морде выведена и текущая температура, и уставка термостата. Короче, приборчики мне очень понравились. Весьма "взрослый " функционал при совсем не "взрослой" цене. Рекомендую.
приборчики на Али5. Реле вентилятора. Вынул реле малой скорости вентилятора. Под его ножевые контакты в "мамы" в "чёрном ящике" подложил провод 1,5кв.мм. Его соединил с контактами дополнительного реле, плюс подал и на его катушку. Минус на катушку врубает релюшка в составе приборчика-термостата.
Итого, всё вместе оно работает так:
— реле времени подаёт питание на электропомпу и приборчики вместе с зажиганием и 5 минут после его выключения
— приборчики измеряют температуры, и, если надо, включают вентилятор. Таким образом, помпа и вентилятор работают и после выключения зажигания, и позволяют корректно остудить горячий двигатель.